Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А26-7165/2024



882/2025-26844(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 мая 2025 года

Дело №

А26-7165/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Карсаковой И.В., Родина Ю.А.,
     при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фурмана И.В. (паспорт), от Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия Черновой П.А. (доверенность от 28.12.2024),
     рассмотрев 26.05.2025 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фурмана Игоря Владимировича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А26-7165/2024,
     

у с т а н о в и л:

     
     Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН 1041000031930, ИНН 1001048092 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фурмана Игоря Владимировича, ОГРНИП 319100100025192, ИНН 471304122907 (далее - глава КФХ), 1 762 160 руб. средств, предоставленных по соглашению от 06.09.2019 № 26агро о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение).
     Решением суда от 04.10.2024 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 решение суда от 04.10.2024 изменено - с главы КФХ в пользу Министерства взыскано 939 160 руб., в доход федерального бюджета - государственная пошлина в сумме 16 324 руб. В остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения. Также с Министерства в пользу главы КФХ взыскана государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 10 000 руб.
     В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
     Податель кассационной жалобы настаивает, что с учетом допущенных главой КФХ существенных нарушений условий предоставления субсидии (пунктов 3.2 и 5.3.2 Соглашения) и в силу пункта 6.1 Соглашения в доход бюджета Республики Карелия подлежат возврату средства субсидии в полном объеме; суд апелляционной инстанции необоснованно изменил сумму подлежащей взысканию субсидии.
     В своей кассационной жалобе глава КФХ, указывая на неполное исследование судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение им норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление, направить дело на новое рассмотрение.
     Глава КФХ указывает, что им выполнены условия Соглашения: достигнуты плановые показатели в производстве продукции.
     Министерство представило отзыв на кассационную жалобу главы КФХ.
     В судебном заседании глава КФХ и представитель Министерства поддержали доводы своих кассационных жалоб, возражали против удовлетворения кассационной жалобы другой стороны.
     Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, по итогам конкурсного отбора «Агростартап», проведенного в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (предоставление гранта «Агростартап»), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 17.05.2019 № 193-П (далее - Постановление Правительства РК № 193-П), глава КФХ и Министерство 06.09.2019 заключили Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии индивидуальному предпринимателю - главе КФХ на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Республики Карелия «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов».
     Согласно пункту 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии составил 3 000 000 руб. (не более 90%) от затрат на реализацию проекта «Агростартап».
     Планом расходов, являющимся приложением 4 к Соглашению, определены направления затрат использования субсидии:
     - приобретение, строительство, ремонт, модернизация и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
     - приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для осуществления мобильной торговли, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства и переработки продукции свиноводства).
     На основании пункта 3.2 Соглашения глава КФХ принял на себя обязательства по:
     - долевому финансированию затрат на реализацию проекта «Агростартап»;
     - созданию не менее двух новых постоянных рабочих мест в случае, если сумма субсидии превышает 2 миллиона рублей, и не менее одного постоянного рабочего места, если сумма субсидии составляет менее 2 миллионов рублей;
     - использованию субсидии в соответствии с планом расходов субсидии в течение 18 месяцев с даты получения субсидии;
     - осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является получатель, не менее 5 лет с даты получения субсидии и достижению показателей деятельности, предусмотренных проектов «Агростартап».
     Платежным поручением от 27.09.2019 № 327886 Министерство перечислило главе КФХ 3 000 000 руб. субсидии.
     На основании приказа от 02.04.2021 № 109 Министерство провело плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
     По результатам проведенной проверки установлено, что в связи с образованием не использованного в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ  остатка субсидии, указанные средства подлежат возврату в доход бюджета Республики Карелия согласно пункту 5.3.3.1. Соглашения.
     Платежным поручением от 01.09.2021 № 1 глава КФХ возвратил неиспользованный остаток субсидии в размере 1 237 840 руб.
     На основании приказа от 09.02.2024 № 48/МСХ-П Министерство провело плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, по результатам которой составило акт от 19.04.2024.
     В ходе указанной проверки Министерство установило:
     - нарушение пунктов 3.2 и 5.3.2 Соглашения в части достижения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом «Агростартап», значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных в приложении 2 к Соглашению - не достигнуты значения показателя «объем производства продукции - мясо птицы (гуси)» на 31.12.2023, 31.12.2022, 31.12.2021, значения результата «количество созданных новых постоянных рабочих мест», значения показателя предоставления субсидии «количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых на работу» на 31.12.2023;
     - нарушение пункта 6.2 Соглашения, в соответствии с которым получатель несет ответственность за достоверность представленных Министерству документов, информации и сведений, в части предоставления документов, подтверждающих приобретение транспортного средства Ford transit kombi. Министерство установило, что указанный автомобиль приобретен главой КФХ 01.08.2019, то есть до предоставления субсидии, в связи с чем расходование средств субсидии в размере 823 000 руб. на его приобретение является нецелевым и нарушает условия предоставления субсидии.
     Министерство 02.02.2024 направило главе КФХ требование № 1154/03-01-15/МСХ-и возвратить 1 762 160 руб. субсидии.
     Оставление главой КФХ данного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
     В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
     Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
     Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
     Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
     Постановлением Правительства РК № 193-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (предоставление гранта «Агростартап» (далее - Порядок).  
     Согласно пункту 52 Порядка Соглашение заключается при соблюдении следующих условий:
     - включение обязательства получателя по долевому финансированию затрат на реализацию проекта «Агростартап»;
     - включение обязательства получателя по принятию в сроки, установленные Министерством, но не позднее срока освоения гранта, и сохранению в течение не менее 5 лет не менее 2 новых постоянных работников, в случае если сумма гранта составляет 2 миллиона рублей и более, и не менее 1 нового постоянного работника, если сумма гранта составляет менее 2 миллионов рублей (при этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями гранта, учитываются в качестве новых постоянных работников);
     - включение обязательства получателя гранта по использованию гранта в соответствии с «планом расходования в течение не более 18 месяцев с даты получения средств гранта»;
     - включение обязательства получателя гранта по осуществлению деятельности и достижению плановых показателей деятельности.
     В соответствии с пунктом 15 Порядка в соглашении устанавливаются конкретные показатели результативности, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении установленных показателей результативности, отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
     Пунктом 58 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных Министерством, получатель гранта возвращает полученные средства гранта в бюджет Республики Карелия в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства в полном объеме.
     Проанализировав условия заключенного сторонами Соглашения, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении главой КФХ принятых на себя обязательств по использованию субсидии для финансового обеспечения затрат, связанных с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Республики Карелия «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов».
     Суд первой инстанции установил, что главой КФХ не достигнуты значения показателей «объем производства продукции - мясо птицы (гуси)», «количество созданных новых постоянных рабочих мест», «количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых на работу», предусмотренных Соглашением; средства субсидии в размере 823 000 руб. израсходованы на цели, не соответствующие плану расходов (приложение 4 Соглашения).
     Суд апелляционной инстанции также установил, что главой КФХ не достигнуты значения показателей результативности, предусмотренные Соглашением.
     Выводы судов двух инстанций в данной части соответствуют материалам дела, основаны на надлежащем исследовании представленных доказательств и заявленных доводов. Доводы кассационной жалобы Главы КФХ о достижении показателей, предусмотренных Соглашением, подлежат отклонению, поскольку опровергаются материалами дела, направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
     Доводы Главы КФХ об отсутствии со стороны Министерства претензий до проведения проверки в 2024 году отклоняются, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора, связанного с выполнением условий Соглашения.
     С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции признал обоснованным требование Министерства о взыскании с главы КФХ средств субсидии (1 762 160 руб.).
     Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального правого.
     Изменяя решение суда первой инстанции и взыскивая с главы КФХ в пользу Министерства только 939 160 руб. средств субсидии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленным в материалы дела платежным поручением от 07.11.2019 № 1 подтверждается оплата приобретенного главой КФХ транспортного средства Ford transit komb в размере 823 000 руб. из средств субсидии после ее получения.
     Однако судом апелляционной инстанции не учтено, что в соответствии пунктом 5.3.5 Соглашения в случае недостижения значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных Соглашением, получатель субсидии обязан обеспечить возврат субсидии в полном объеме.
     Поскольку судами двух инстанций установлено, что главой КФХ не достигнуты значения показателей результативности, следует признать, что требование Министерство о взыскании средств субсидии в полном объеме с учетом пункта 5.3.5 Соглашения является правомерным.
     При таком положении вывод суда первой инстанции об обоснованности исковых требований по праву и размеру является правильным. У суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены (в части) законного и обоснованного судебного акта.
     При таких обстоятельствах на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ следует отменить постановление апелляционного суда от 04.02.2025, оставить в силе решение суда первой инстанции от 04.10.2024.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     
     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2025 по делу № А26-7165/2024 отменить.
     Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2024 по делу № А26-7165/2024.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

И.В. Карсакова
Ю.А. Родин