Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А05-8992/2024


1005/2025-27127(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 мая 2025 года

Дело №

А05-8992/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
     при участии от индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны представителя Ляпуновой Е.В. (доверенность от 19.09.2024),
     рассмотрев 28.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2025 по делу № А05-8992/2024,
     

установил:

     
     Индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна, ОГРНИП 321290100010014, ИНН 290214428340, адрес: 164514, Архангельская область, город Северодвинск (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области адрес: 163069, г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3, ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление), о признании незаконным уведомления межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163002, г. Архангельск, Карпогорская ул., д. 10 (далее - Отдел), от 16.07.2024 об отказе в совершении регистрационных действий с транспортным средством, о возложении на Отдел обязанности осуществить регистрационное действие, предусмотренное абзацем восьмым части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ): оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым индивидуальным предпринимателем, осуществляющем торговую деятельность, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента опубликования принятого решения в полном объеме, а также взыскании с Управления денежной компенсации в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения.
     Отдел привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
     Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.10.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2025, оспариваемое уведомление Отдела признано недействительным, на Управление в лице Отдела возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня размещения решения по настоящему делу в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем осуществления регистрационного действия, предусмотренного пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ: оформить регистрационный документ на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Этим же решением с Управления в пользу Предпринимателя взыскана денежная сумма в размере 500 руб. на случай неисполнения судебного акта за каждый день просрочки исполнения настоящего решения по день его фактического исполнения. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании денежной суммы на случай неисполнения судебного акта отказано. Кроме того, с Управления в пользу Предпринимателя взыскано 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
     В кассационной жалобе Управление просит отменить решение от 18.10.2024, постановление от 14.01.2025 и отказать в удовлетворении заявленных требований.
     По мнению подателя жалобы, судами двух инстанций в нарушение требований статьи 71 АПК РФ не были исследованы вопросы о существовании паспорта транспортного средства (далее - ПТС) и самой возможности участия спорного транспортного средства в дорожном движении по дорогам общего пользования. Кроме того, Управление указывает на невозможность исполнения решения суда до повторного обращения заявителя с пакетом ранее возвращенных документов.
     В судебном заседании представитель Предпринимателя возражала против удовлетворения жалобы.
     Управление и Отдел надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Посредством электронной системы «Мой Арбитр» Управлением подано ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью обеспечения явки своего представителя.
     Рассмотрев в порядке статей 158, 159 АПК РФ ходатайство об отложении судебного заседания, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей одним из осуществляемых видов экономической деятельности Предпринимателя является торговля легковыми автомобилями (код по ОКВЭД 45.11).
     По договору купли-продажи имущества от 11.08.2023 № 8 Предприниматель приобрела обращенное в собственность государства транспортное средство Nissan Fuga, VIN GY50-500629, 2008 года выпуска. Данное транспортное средство по акту приема-передачи имущества от 04.09.2023 передано Предпринимателю.
     Указанный автомобиль приобретен заявителем для продажи и ранее он не состоял на государственном учете в Российской Федерации.
     Предприниматель 15.07.2024 обратилась в Отдел с заявлением, в котором просила оформить регистрационный документ на транспортное средство, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи.
     Уведомлением от 16.07.2024 Отдел отказал в совершении испрашиваемого регистрационного действия на основании подпунктов 4, 5 пункта 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ по причине непредставления документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, а именно ПТС и регистрационного документа, а также электронного ПТС (электронного паспорта шасси транспортного средства), отраженного в системе электронных паспортов со статусом «действующий».
     Не согласившись с названым решением Отдела, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
     Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
     Согласно части 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
     При этом в силу части 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ требования части 1 данной статьи не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
     В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 283-ФЗ регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя.
     Перечень регистрационных действий определен в части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ, к которым в силу пункта 8 отнесено оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
     Постановка транспортного средства на государственный учет, оформление регистрационного документа в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 4 настоящей статьи, сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019  № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1764), в соответствии с пунктом 3 которых государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортного средства, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
     В соответствии с пунктом 40 Правил № 1764 присвоение государственного регистрационного номера «ТРАНЗИТ» осуществляется при снятии с государственного учета транспортного средства, вывозимого за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на это транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу, а также при оформлении регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
     В соответствии с пунктом 75 Правил № 1764 оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней.
     В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования не распространяются, в частности, на транспортное средство (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортного средства), перегоняемые к местам продажи и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
     Совокупное толкование пункта 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ, части 2 статьи 6, пункта 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ, пункта 75 Правил № 1764, позволяет сделать вывод, что такое регистрационное действие как оформление регистрационного документа на транспортное средство, перегоняемое к месту его продажи, и выдача государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» не влечет включение такого транспортного средства в государственный реестр транспортных средств и не обусловлено обязательным наличием паспорта транспортного средства, которое не подлежит государственной регистрации.
     Как установлено судами, Предприниматель, осуществляющая торговую деятельность транспортными средствами, с целью перегона автомобиля к месту его продажи обратилась в Отдел с соответствующим заявлением, в котором просила осуществить регистрационные действия, предусмотренные пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ и пунктом 75 Правил № 1764.
     Руководствуясь положениями статьи 6, пункта 4 части 3 статьи 8, пункта 8 части 4, частей 3 и 5 статьи 10, статьи 14 Закона № 283-ФЗ, пунктов 3, 40 и 75 Правил № 1764, пунктов 1 и 2 приложения к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним», суды обоснованно указали, что требование об обязательном государственном учете транспортного средства не распространяется на принадлежащий заявителю автомобиль, который является реализуемым в ходе предпринимательской деятельности товаром, не состоявшим на государственном учете, и в отношении которого действующим законодательством предусмотрено совершение отдельного регистрационного действия - оформление регистрационного документа, идентифицирующего транспортное средство, с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ».
     Оценивая оспариваемый отказ, судами верно отмечено, что поскольку в отношении спорного автомобиля действующим законодательством не предусмотрена выдача паспорта транспортного средства, изготавливаемого на бумажной основе и являющегося документом, идентифицирующим транспортное средство, то требование ответчика о предоставлении паспорта транспортного средства и регистрационного документа на автомобиль для осуществления запрашиваемого регистрационного действия противоречит нормам Закона № 283-ФЗ. Оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, должно было произойти именно в результате совершения ответчиком испрашиваемого заявителем регистрационного действия по оформлению регистрационного документа на автомобиль, перегоняемый к месту продажи и являющийся товаром, реализуемым Предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность.
     Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Отдела в осуществлении запрашиваемого регистрационного действия препятствует временному допуску транспортного средства к дорожному движению и нарушает право Предпринимателя на свободное перемещение товара к месту продажи, что, в свою очередь, ограничивает его право на извлечение прибыли от осуществления законной предпринимательской деятельности.
     Довод кассационной жалобы о невозможности исполнения решения суда до повторного обращения заявителя ввиду отсутствия оригиналов документов, ранее возвращенных Предпринимателю, подлежит отклонению как необоснованный. Из материалов дела усматривается, что решение от 18.10.2024 исполнено; Отделом испрашиваемые предпринимателем действия совершены.
     Следует обратить внимание, что обжалуя судебные акты в полном объеме, Управление отдельных аргументированных возражений в части взыскания денежной суммы на случай неисполнения судебного акта не приводит.
     Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2025 по делу №А05-8992/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич
 А.Г. Кудин