Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



7

А13-10916/2024



952/2025-27845(6)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 июня 2025 года

Дело №

А13-10916/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Карсаковой И.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., рассмотрев 24.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (до 01.04.2025 Департамент) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу № А13-10916/2024,

у с т а н о в и л:

     Индивидуальный предприниматель Сейнян Роман Олегович,                        ОГРНИП 315352500009767, ИНН 072111294308, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным приказа Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (до 01.04.2025, после 01.04.2025 - Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области; далее - Департамент), от 15.07.2024 № 248 об отказе в выдаче субсидии на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта (далее - решение, приказ); о возложении на Департамент обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении заявителю субсидии на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта по заявлению от 09.02.2023.
     Решением суда первой инстанции от 07.11.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2025, требования предпринимателя удовлетворены.
     Приказ Департамента от 15.07.2024 № 248 об отказе предпринимателю в выдаче субсидии на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта признан недействительным, как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя на Департамент возложена обязанность принять меры по предоставлению предпринимателю субсидии на 2023 год на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта по заявлению от 09.02.2023 в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
     В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт ? об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
     Как указывает податель жалобы, в результате повторного рассмотрения Департаментом заявления предпринимателя от 09.02.2023 установлен факт, исключающий принятие положительного решения о предоставлении субсидии. В частности, наличие у предпринимателя по состоянию на 01.07.2024 задолженности перед бюджетом в сумме 13 786 096 руб.
     По мнению подателя жалобы, неполный комплект документов, сформированный предпринимателем, не позволяет Департаменту произвести расчет субсидии. Также по информации, имеющейся у Департамента, в 2024 году земельные участки предпринимателем не использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, в том числе овощей открытого грунта.
     Кроме того, по мнению Департамента имеет существенное значение тот факт, что лимиты федеральных и бюджетных средств на предоставление субсидии на 2023 год на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 25.12.2022 № 1518 исчерпаны в полном объеме в 2023 году, а также в свете отсутствия дополнительных денежных средств на условиях софинансирования, предоставление субсидии на 2023 год в 2025 году не представляется возможным.
     Ко дню судебного заседания от Департамента поступили письменные дополнения, приобщены к материалам дела.
     В судебном заседании 03.06.2025 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 24.06.2025.
     Рассмотрение кассационной жалобы продолжено 24.06.2025 тем же составом суда.
     Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.02.2023 предпринимателем подано заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии в порядке, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 26.12.2022 № 1518 «Об утверждении порядков предоставления субсидий на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей» (далее - Порядок          № 1518, Порядок).
     Департамент отказал в предоставлении субсидии, о чем сообщил предпринимателю в уведомлении от 22.02.2023 № 34.
     Предприниматель не согласился с отказом Департамента в предоставлении субсидии и обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении от 22.02.2023 № 34.
     Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.12.2023 по делу             № А13-5956/2023, вступившим в законную силу, решение Департамента об отказе в предоставлении субсидии предпринимателю, выраженное в уведомлении от 22.02.2023 № 34, признано незаконным. Суд возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем повторного рассмотрения заявления от 09.02.2023.
     В соответствии с данным решением суда и постановлением судебного  пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 05.07.2024                          № 93488/24/98035-ИП Департаментом издан приказ от 12.07.2024 № 243 о повторном рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении субсидии от 09.02.2024 в соответствии с Порядком № 1518. В пункте 2 указанного приказа предусмотрена обязанность принять решение в соответствии с пунктом 2.5 Порядка № 1518.
     В результате повторного рассмотрения заявления предпринимателя от 09.02.2024 Департаментом принят оспариваемый в настоящем деле приказ об отказе в предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства Сейняну Р.О. субсидии на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта.
     Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Департамента о наличии у предпринимателя заложенности по возврату в областной бюджет субсидий по состоянию на 01.07.2024 (на первое число месяца повторного рассмотрения заявления от 09.02.2023).
     Полагая приказ Департамента необоснованным, изданным в отсутствие на то правовых оснований, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
     Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, пришел к выводу, что заявленные требования предпринимателя являются правомерными, в связи с чем удовлетворил их.
     Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
     Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа приходит к следующему.
     В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
     Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
     Порядок № 1518 определяет порядок проведения отбора и категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта, цели, условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
     В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 1518 (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат на производство картофеля и овощей открытого грунта в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, государственной программы «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 26.08.2019 № 791.
     Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006     № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), осуществляющие деятельность на территории Вологодской области, имеющие посевные площади картофеля и (или) овощей открытого грунта по состоянию на 1-е января года подачи заявления на предоставление субсидии и состоящие на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления на предоставление субсидии (пункт 1.4 Порядка № 1518).
     Субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, предусмотренных на софинансирование субсидии из федерального бюджета (пункт 1.5 Порядка № 1518).
     Отбор получателей проводится Департаментом (пункт 1.6 Порядка № 1518).
     Как указано в пункте 2.2 Порядка № 1518, для участия в отборе заявители представляют в Департамент комплект документов, включающий среди прочего: заявление о предоставлении субсидии в соответствии с рекомендуемым образцом, установленным Министерством финансов Российской Федерации; сведения об объемах производства картофеля и объемах производства и хранения овощей открытого грунта за год, предшествующий году получения субсидий, и год предоставления субсидий (план) по форме согласно приложению 3 к Порядку; информацию о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (1-КФХ), за год, предшествующий году предоставления субсидий (представляется получателями, являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств).
     Согласно пункту 2.4 Порядка № 1518 Департамент не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет в соответствии с установленной Департаментом процедурой проверку представленных документов на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2.2 данного Порядка, а также на соответствие заявителя категории получателя и требованиям, предусмотренным Порядком № 1518. Проверка осуществляется путем анализа сведений, содержащихся в документах, подтверждения данных путем сверки с информацией, имеющейся в распоряжении Департамента, направления запросов в иные органы государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые сведения. По результатам проведенной проверки Департаментом оформляется заключение.
     На основании пунктов 2.5, 2.6 Порядка № 1518 решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии принимается правовым актом Департамента в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня окончания срока проверки документов. Департамент в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии направляет уведомление о принятом решении (с указанием причин отказа в случае отказа в предоставлении субсидии).
     Основания отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии приведены в пункте 2.7 Порядка № 1518, в числе которых указаны: представление документов не в срок, определенный пунктом 2.1 названного Порядка; несоответствие заявителя требованиям, указанным в пунктах 1.4, 2.11 Порядка, иным условиям настоящего раздела; несоответствие представленных заявителем документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.2 Порядка; непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка; установление факта недостоверности представленной заявителем информации; отсутствие нераспределенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
     Судами первой и апелляционной инстанций установлено отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2.7 Порядка, для отказа предпринимателю в предоставлении субсидии. По мнению судов обеих инстанций, требования пункта 2.11 Порядка № 1518 при подаче заявления Предпринимателем соблюдены.
     Вместе с тем, не нашел отражение в оспариваемых судебных актах довод Департамента о невозможности предоставления в 2025 году спорной субсидии на финансовое обеспечение расходов на 2023 год.
     Приведенный выше довод заинтересованное лицо мотивировало ссылкой на положения статей 78, 78.1, 78.3 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерацию и исходило из того, что затраты на 2023 год уже понесены, соответствующие лимиты исчерпаны, а в текущем году предоставляются субсидии на финансовое обеспечение затрат 2025 года и достижение результатов предоставления субсидии в текущем году.
     Также Департамент полагает существенным отсутствие в материалах дела, представленных предпринимателем документальных доказательств фактически понесенных затрат на производство овощей в 2023 году.
     Исходя из правовой природы предоставления субсидии, а также применительно к избранному предпринимателем способу защиты нарушенного права, приведенные выше аргументы Департамента, по мнению суда кассационной инстанции, заслуживают внимания в рамках рассмотрения дела.
     По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции со ссылкой на преюдициальность судебных актов по делу № А13-5956/2023 не дал надлежащей правовой оценки аргументам Департамента исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, в т.ч. касающихся возложения обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
     Апелляционный суд недостатки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении спора в части установления обстоятельств, имеющих значение для дела, не устранил.
     В связи с неполным исследованием судами заявленных доводов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора и в целях устранения правовой неопределенности, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
     При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, после чего разрешить спор с правильным применением норм права.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2025 по делу № А13-10916/2024 отменить.
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
     

Председательствующий

И.В. Карсакова

Судьи

О.Р. Журавлева
Ю.А. Родин