Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-68663/2024



977/2025-28156(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗВРАЩЕНИИ ЖАЛОБЫ

04 июня 2025 года

Дело №

А56-68663/2024

     Судья

 Кадулин А.В.,  

рассмотрев поданную в электронном виде жалобу федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6, лит. Ж, ОГРН 1037804002500, ИНН 7802048578, на определение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2025 о возвращении кассационной жалобы по делу № А56-68663/2024,

у с т а н о в и л:

     Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось с жалобой на определение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2025 о возвращении кассационной жалобы.
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2025 кассационная жалоба оставлена без движения в связи с нарушением ее подателем требований пункта 2 части 4 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Суд кассационной инстанции в определении от 28.04.2025 отметил, что в абзаце 9 ответа на вопрос № 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, 3 (2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2024 (далее - Обзор), разъяснено, что жалобы на определения судьи кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационной жалобы без движения и о возвращении кассационной жалобы, вынесенные по правилам гражданского судопроизводства, на определение о возвращении кассационной жалобы, вынесенное по правилам административного судопроизводства, на определения арбитражного суда кассационной инстанции являются кассационными, и при их подаче подлежит уплате государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
     В связи с этим подателю жалобы было указано на необходимость представить в суд кассационной инстанции в срок до 02.06.2025 документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, либо мотивированное ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты применительно к жалобе, поданной в порядке статьи 291 АПК РФ на определение от 21.03.2025, с приложением документов, обосновывающих данное ходатайство.
     От подателя жалобы поступило ходатайство от 30.04.2025 № 17/374 об освобождении от уплаты государственной пошлины, в котором Учреждение, ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что оно освобождено от уплаты государственной пошлины в силу прямого указания налогового законодательства.
     В обоснование заявленного ходатайства заявитель указывает, что Учреждение является подведомственной организацией, а также одним из территориальных подразделений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство), через которое Министерство как федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность по исполнению обязательств перед государством; рассматриваемый в рамках настоящего дела спор возник в результате неисполнения обязательств по государственному контракту, стороной которого является Учреждение, напрямую связан с выполнением им своих обязанностей в рамках государственного заказа в интересах Министерства, что свидетельствует об участии Учреждения в споре не как самостоятельного хозяйствующего субъекта, а о выполнении им функции, возложенной на Министерство в сфере медицины, что, по мнению подателя жалобы,  влечет освобождение его от уплаты государственной пошлины в силу закона.
     Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
     В Обзоре даны разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, возникшим в связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», и уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах.
     Как указано в вопросе 2 Обзора, учреждения, выполняющие функции органа государственной власти, включая их территориальные подразделения, или выполняющие функции органа местного самоуправления (например, центральные органы военного управления (Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации), органы управления объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, региональные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной антимонопольной службы, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; администрации муниципальных образований), освобождаются от уплаты государственной пошлины в суде первой инстанции на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36, подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. При этом достаточными признаками являются статус учреждения и его процессуальное положение (истец, ответчик).
     Учреждения, подведомственные органам государственной власти и органам местного самоуправления (например, учреждения здравоохранения, образования, культуры, охраны, жилищно-коммунального хозяйства), от уплаты государственной пошлины не освобождаются, за исключением случаев, когда спор связан с выполнением таким учреждением отдельных функций государственного органа (органа местного самоуправления), на что прямо указано в нормативном правовом акте, делегирующем учреждению подобные полномочия, и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ). Например, освобождаются от уплаты государственной пошлины учреждение здравоохранения при рассмотрении спора по поводу проведения медико-социальной экспертизы; медицинская противотуберкулезная организация при подаче административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; исправительное учреждение по делам об установлении административного надзора.
     В то же время необходимо учитывать, что во всяком случае не является основанием для освобождения учреждения от уплаты государственной пошлины на основании статей 333.36 и 333.37 НК РФ его участие в судебном споре, не связанном с защитой государственных, общественных интересов и возникшем из гражданских правоотношений (в частности, в споре об исполнении контракта по оплате поставленных энергоресурсов, товаров, оказанных услуг, результатов выполненных работ). В таком случае учреждение уплачивает государственную пошлину, предусмотренную статьями 333.19 и 333.21 НК РФ, наравне с иными участниками процесса. Например, по спору о взыскании переплаты за услуги по теплоснабжению занимаемых помещений инспекция Федеральной налоговой службы выступает в качестве участника гражданских правоотношений и хозяйствующего субъекта, а потому уплачивает государственную пошлину на общих основаниях.
     В рассматриваемом случае Учреждение участвует в деле в качестве истца по спору, возникшему из гражданско-правовых отношений; предметом спора является требование Учреждения о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «СЛ Фарма» неустойки по государственному контракту от 19.07.2022 № 518-ЗА/2022 на поставку расходного имущества для нужд клинических подразделений Учреждения.
     Исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» правоотношения в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого для обеспечения государственных нужд, являются преимущественно гражданско-правовыми, что следует также из преамбулы Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
     Гражданско-правовые отношения, в свою очередь, основываются на принципах равенства их участников, диспозитивности при осуществлении имеющихся у них прав, (пункты 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые делают указанные правоотношения существенно отличными от публично-правовых, основанных на принципах власти и подчинения притом, что их одна сторона в лице уполномоченного органа не может уклониться от реализации возложенных на нее публичных функций, а для другой принимаемое в рамках реализации этих функций решение (совершаемое действие) становится обязательным.
     Приведенные в ходатайстве от 30.04.2025 № 17/374 доводы Учреждения не подтверждают, что спорные правоотношения по делу возникли в связи с выполнением заявителем отдельных функций государственного органа. Предметом настоящего спора являются гражданско-правовые отношения между Учреждением как государственным заказчиком и поставщиком по государственному контракту (независимо от целей, преследуемых Учреждением при вступлении в соответствующие гражданско-правовые отношения и обращении в суд), а не вопросы осуществления Учреждением своих публично-правовых полномочий по защите государственных, общественных интересов.
     С учетом изложенного следует признать, что в рассматриваемом случае Учреждение не представило доказательства, подтверждающие основания для освобождения его от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями статьи 333.37 НК РФ.
     В установленный определением от 28.04.2025 срок (до 02.06.2025) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, Учреждение не представило.
     В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационной жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.
     Поскольку Учреждение не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, жалоба подлежит возврату.
     Возврат жалобы и приложенных к ней документов, направленных в суд в электронном виде через систему подачи документов «Мой арбитр», фактически не производится.
     Руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 281 и абзаца 7 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации


о п р е д е л и л:

1. Ходатайство федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
2. Жалобу на определение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2025 о возвращении кассационной жалобы по делу № А56-68663/2024 возвратить заявителю.  

3. Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.


Судья

А.В. Кадулин