Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А13-10953/2024



489/2025-30968(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 июня 2025 года

Дело №

А13-10953/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С.,  Корабухиной Л.И.,
     рассмотрев 18.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2025 по делу № А13-10953/2024,


у с т а н о в и л:

     
     финансовый управляющий имуществом должника Даховник (Вороновой) Елены Дмитриевны Лучихина Анастасия Павловна, адрес: 426039, Удмуртская Республика, город Ижевск, а/я 77, обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15; ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; (далее - отделение, Фонд) о признании незаконными действий, выраженных в письме от 17.07.2024 № ОЗ-55/22/50857.
     Решением суда первой инстанции от 21.11.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.02.2025, заявленные требования удовлетворены. На отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов финансового управляющего Лучихиной А.П.
     Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление в части признания незаконными действий Фонда по отказу в предоставлении сведений, выраженных в письме от 17.07.2024 №О3-55/22/50857 в отношении предоставления сведений о состоянии лицевого счета должника на текущую дату - отменить, принять по делу новый судебный акт.
     По мнению подателя жалобы, сведения, которые передаются налоговыми органами, органам социального фонда, и составляют налоговую тайну, финансовый управляющий вправе получать в налоговом органе. Положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) не предусмотрена возможность предоставления сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, на основании запроса арбитражного управляющего, такая информация, содержащая персональные данные физического лица, в отсутствие согласия последнего на ее передачу, может выдаваться арбитражному управляющему только на основании судебного акта об истребовании таких сведений и их выдачу арбитражному управляющему.  
     Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Вологодской области от 09.07.2024 по делу № А13-5833/2024 Даховник (ранее Воронова) Елена Дмитриевна (далее - должник) признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества гражданина на шесть месяцев, финансовым управляющим имуществом должника утверждена Лучихина Анастасия Павловна.
     В целях получения информации об имущественных правах должника 15.07.2024 финансовый управляющий обратился в отделение с запросом-уведомлением № 19, которым просил предоставить в отношении должника следующие документы и информацию: сведения о страхователе должника, сведения о состоянии лицевого счета должника на текущую дату, справку о размере выплачиваемой ежемесячной страховой пенсии, справку о размере иных социальных выплат (компенсаций), информацию об организации, через которую должник получает ежемесячную страховую пенсию и иные социальные выплаты (компенсации), а также реквизиты банковского счета, на который зачисляются пенсия и иные социальные выплаты (компенсации).
     Письмом от 17.07.2024 № ОЗ-55-22/50857 отделение отказало в предоставлении информации и документов со ссылкой на положения статей 102 и 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 9 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ, Закон о банкротстве), указав, что сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, не являются имуществом гражданина и не включаются в конкурсную массу, за счет которой подлежат удовлетворению требования кредиторов должника.
     Полагая, что основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации и документов у отделения отсутствовали, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд.
     Суды, признав требования финансового управляющего правомерными, удовлетворили заявление.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Согласно пункту 8 статьи 6 Закона № 27-ФЗ, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
     В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон №152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     В силу пункта 2 статьи 102 НК РФ любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
     Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
     Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 названного пункта статьи 20.3 Закона о банкротстве).
     В силу абзаца 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина и его супруга, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина и его супруга, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления без предварительного обращения в арбитражный суд, а о наличии счета цифрового рубля, об остатке цифровых рублей на счете цифрового рубля, операциях с цифровыми рублями - от оператора платформы цифрового рубля.
     Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2024 № 40 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указанный порядок внесудебной выдачи сведений и документов распространяется в том числе на органы и организации, регистрирующие и учитывающие права на недвижимость, корпоративные и исключительные права; органы, ведущие учет транспортных средств; налоговые и таможенные органы; нотариусов, кредитные и иные организации в том числе в силу прямого указания закона в отношении сведений и документов, составляющих охраняемую законом служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, за исключением государственной тайны.
     В силу пункта 60 названного Постановления отказ органов, осуществляющих публичные полномочия, в предоставлении информации также может быть оспорен арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. При оценке правомерности отказа арбитражным судам следует исходить из того, что орган, осуществляющий хранение информации, вправе отказать в предоставлении информации и документов только тогда, когда запрос арбитражного управляющего с очевидностью не связан с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов, при этом наличие такой связи предполагается.
     Таким образом, вопреки доводам отделения, обязанность по предоставлению финансовому управляющему затребованной информации о должнике возникает из специальных норм пункта 1 статьи 20.3 и пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве.
     По смыслу Закона о банкротстве финансовый управляющий является специальным субъектом, проводящим установленный Законом о банкротстве перечень мероприятий по формированию конкурсной массы,  и в связи с этим наделен полномочиями о получении соответствующей информации об имущественном положении и имущественных правах должника.
     При этом Закон о банкротстве не ограничивает такого управляющего в выборе лиц, обязанных предоставить ему запрашиваемые сведения и документы.
     Необходимым условием представления документов является лишь наличие в них сведений, непосредственно касающихся должника, его обязательств и имущества (в том числе имущественных прав).
     Право финансового управляющего на получение информации корреспондирует его обязанности в случае, если иное не установлено Законом о банкротстве, сохранять конфиденциальность сведений, составляющих охраняемую законом тайну, и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну (пункт 3 статьи 20.3 и пункт 10 статьи 213.9 Закона о банкротстве). Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии прав третьих лиц, информация о которых стала известна финансовому управляющему.
     Применительно к рассматриваемому случаю испрашиваемая заявителем информация касается сведений об имущественных правах и обязательствах должника, необходима финансовому управляющему для формирования конкурсной массы. Отделение располагает испрашиваемыми сведениями, следовательно, возможность предоставления необходимых сведений у ответчика имелась.
     При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные финансовым управляющим требования, поскольку у отделения отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации и документов,.
     Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
     Суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
     При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:


     решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2025 по делу № А13-10953/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева


Судьи


Е.С. Васильева

Л.И. Корабухина