Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



10

А13-6350/2011



039/2025-32877(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 июня 2025 года

Дело №

А13-6350/2011


     Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2025 года.
     Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2025 года.
     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Салтыковой С.С.,
     при участии от акционерного общества «Вологодский речной порт» Силантьевой А.В. (доверенность от 09.01.2025),
     рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества «Вологодский речной порт» и Тулупова Сергея Борисовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А13-6350/2011,

у с т а н о в и л:

     Открытое акционерное общество «Вологодский речной порт», адрес: 160012, Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., д. 115, оф. 21, ОГРН 1023500895087, ИНН 3525007361 (в настоящее время акционерное общество «Вологодский речной порт», далее - Общество), обратилось в ноябре 2011 года в Арбитражный суд Вологодской области к администрации города Вологды, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), с иском о признании права собственности на пути необщего пользования общей протяженностью 1921 м, находящиеся по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Советский пр., д. 115, на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
     На основании указанного иска возбуждено дело № А13-6350/2011.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576 (далее - Управление Росреестра).
     Решением от 04.10.2011 иск удовлетворен.
     В апелляционном и кассационном порядке данное решение не пересматривалось.
     На основании указанного решения за Обществом зарегистрировано право собственности на сооружение - железнодорожный подъездной путь «пути необщего пользования» протяженностью 1921 м с кадастровым номером 35:24:0203002:345, с местоположением: г. Вологда, Советский пр., д. 115, от границы подъездного пути АО «Вологодский речной порт» до границы подъездного пути общества с ограниченной ответственностью ООО «Лукойл-Вологданефтепродукт» (далее - Компания) и до тупиков А, Б, В.
     Далее в ноябре 2021 года Общество обратилось в тот же арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 352501840068 (далее - Управление Росимущества), впоследствии замененному на предпринимателя Тулупова Сергея Борисовича, ОГРНИП 317237500063491, ИНН 561003847550 (прекратил предпринимательскую деятельность 23.04.2024), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть объекта недвижимости общей площадью 1085,2 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203002:101, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 105, - железную дорогу протяженностью 76,1 м и подкрановый путь протяженностью 76,1 м, входящие, по мнению Общества, в состав принадлежащего ему железнодорожного пути протяженностью 1921 м.
     Делу, возбужденному на основании указанного искового заявления, присвоен номер А13-15519/2021.
     К участию в названном деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра; Департамент имущественных отношений Вологодской области, адрес: Вологодская обл., г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 352516840409 (далее - Департамент; в настоящее время - Министерство имущественных отношений и градостроительной деятельности Вологодской области).
     В мае 2022 года Управление Росимущества, не являющееся участвующим в деле № А13-6350/2011 лицом, обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения от 04.10.2011 по делу № А13-6350/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам.
     Решением от 21.07.2022 по результатам рассмотрения заявления Управления Росимущества решение от 04.10.2011 отменено.
     Определением арбитражного суда первой инстанции от 21.07.2022 по делу № А13-6350/2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росимущества; индивидуальный предприниматель Тулупов С.Б.
     Определением от 01.09.2022 дела № А13-15519/2021 и А13-6350/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А13-6350/2011.
     Общество, уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требования по объединенному делу, просило суд признать за Обществом в силу приобретательной давности право собственности на пути необщего пользования протяженностью 1921 м с кадастровым номером 35:24:0203002:345 (условный номер 35-35-01/202/2011-052), расположенные по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 115, инв. № 9731, лит. VIII-XII, от границы подъездного пути Общества до границы подъездного пути Компании и до тупиков А, Б, В; признать отсутствующим право собственности Тулупова С.Б. на железную дорогу протяженностью 76 м и подкрановый путь протяженностью 76 м, зарегистрированные как часть объекта недвижимости - сооружения с кадастровым номером 35:24:0203002:101 с наименованием «набережная с подкрановыми путями (причал № 2)», расположенного по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 105, с указанием характерных поворотных точек части объекта недвижимости.
     В свою очередь, Тулупов С.Б. предъявил встречный иск об истребовании из незаконного владения Общества имущества, расположенного по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 105, а именно части прикордонной зоны сооружения причала № 2 площадью 1085,2 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203002:101 (в соответствии с координатами границ согласно экспертному заключению от 15.08.2022 № 22/891) с расположенными на нем:
     железнодорожными путями необщего пользования лит. VIII, IX от границы причала № 3 до границ причала № 1;
     подкрановыми путями от границы причала № 3 до границ причала № 1;
     технологическим оборудованием для питания портальных кранов и судов;
     швартовными приспособлениями - тумбами и отбойными устройствами;
     покрытием прикордонной полосы территории;
     колесоотбойными конструкциями и нишами;
     инженерными сетями (ливневой канализацией, наружными сетями водопровода и канализации, кабельными сетями) (с учетом уточнения от 10.03.2024).
     Управление Росимущества в порядке статьи 50 АПК РФ заявило самостоятельные требования о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 115, от границы подъездного пути Общества до границы подъездного пути Компании и до тупиков А, Б, В, часть сооружения -  железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 1180,88 м с кадастровым номером 35:24:0203002:345 (с учетом уточнений).
     В объединенное дело вступила индивидуальный предприниматель Тулупова Елена Геннадьевна, ОГРНИП 323237500431225, ИНН 561004744702 (прекратила предпринимательскую деятельность 30.07.2024), в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования. Тулупова Е.Г. просила истребовать из незаконного владения Общества части сооружений, расположенных по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 105, а именно:
     часть прикордонной зоны сооружения - причала № 3 площадью застройки 1646,5 кв. м протяженностью 107 м с кадастровым номером 35:24:0203002:102 в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН),
     часть прикордонной зоны сооружения - причала № 4 площадью застройки 1584,8 кв. м, протяженностью 101 м с кадастровым номером 35:24:0203002:103 в соответствии с выпиской из ЕГРН,
     часть прикордонной зоны сооружения - причала № 5 площадью застройки 3715,8 кв. м протяженностью 115 м с пожарным пирсом в его составе с кадастровым номером 35:24:0203002:104 в соответствии с выпиской из ЕГРН,
     с имеющимися в их составе:
     железнодорожными путями необщего пользования протяженностью 422,5 м (лит. VIII) и 250,3 м (лит. IX) от стрелки 3 до границ причала № 2;
     подкрановыми путями протяженностью 321 м;
     технологическим оборудованием для питания портальных кранов и судов;
     швартовными приспособлениям - тумбами и отбойными устройствами;
     покрытиями прикордонной полосы территории;
     колесоотбойными конструкциями и нишами;
     инженерными сетями (ливневой канализацией, наружными сетями водопровода и канализации, кабельными сетями) (с учетом уточнений от 10.03.2024).
     К участию в объединенном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, вн.тер.г. Басманный м.о., Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727.
     Определением от 18.04.2024 Тулупова Е.Г. привлечена в качестве соответчика по первоначальному иску.
     Решением от 08.10.2024 отказано в удовлетворении иска Общества, встречного иска Тулупова С.Б., самостоятельных требований Тулуповой Е.Г.; самостоятельные требования Управления Росимущества удовлетворены.
     Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 данное решение оставлено без изменения.
     Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты в части отказа в удовлетворении его иска и удовлетворения требований Управления Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами в этой части норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска Общества, отказе в удовлетворении самостоятельных требований Управления Росимущества. По мнению подателя жалобы, с 1995 года Общество открыто и непрерывно владеет спорными железнодорожными путями, которые были переданы ему на баланс на основании распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации; в составе причалов     № 2, 3, 4, 5 как гидротехнических сооружений отсутствуют какие-либо железнодорожные пути; причалы, железнодорожные пути и подкрановые пути представляют собой разные вещи и различные объекты прав; железнодорожные пути не входили в перечень объектов, не подлежащих приватизации, и ранее Управление Росимущества не заявляло о правах Российской Федерации на железнодорожные пути и подкрановые пути, осуществляя права собственника только в отношении причальных стенок, являющихся самостоятельными объектами; суды не рассмотрели заявление Общества о применении исковой давности по требованиям Управления Росимущества; право собственности на железнодорожный путь не могло быть признано за Российской Федерацией, не владеющей этим имуществом.  
     Тулупов С.Б. в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда и изменить решение суда от 08.10.2024, а именно исключить из мотивировочной части решения выводы о ничтожности договоров купли-продажи причалов и последующих сделок по отчуждению этих сооружений Тулуповой Е.Г., а также удовлетворить исковые требования Тулупова С.Б., ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, ошибочным является вывод судов о ничтожности договоров купли-продажи причалов по мотиву отчуждения объектов без одновременного отчуждения земельного участка; в силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки под объектами гидротехнических сооружений ограничены в обороте, поэтому земельный участок под причалами не мог быть приватизирован; на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0203002:95 расположены разные объекты, принадлежащие Обществу и иным лицам, и покупатель причалов вправе выделить соответствующий земельный участок под причалами.  В кассационной жалобе содержится также ходатайство о замене ответчика Тулуповой Е.Г. на правопреемника -    Тулупова С.Б. в связи с расторжением заключенных между ними договоров купли-продажи причалов № 3, 4, 5.   
     Тулупов С.Б. в отзыве на кассационную жалобу Общества просит оставить ее без удовлетворения, считая, что Общество не представило надлежащие доказательства возникновения у него права собственности на спорный железнодорожный подъездной путь, незаконно присвоив часть прикордонной зоны, являющейся составной частью причалов.
     Общество в отзыве на кассационную жалобу Тулупова С.Б. просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что по результатам торгов Тулупов С.Б. приобрел причалы с иными пространственными и имущественными характеристиками, чем те, сведения о которых в настоящее время содержатся в ЕГРН, и просит истребовать от Общества части причалов, которые он не приобретал на торгах.   
     В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы, возразил против удовлетворения жалобы Тулупова С.Б. по мотивам, изложенным в отзыве.
     Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, Тулупов С.Б. и Тулупова Е.Г. лично не явились, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих участников процесса либо их представителей.
     Суд кассационной инстанции приступил к рассмотрению кассационных жалоб, определив вернуться к рассмотрению ходатайства Тулупова С.Б. о процессуальном правопреемстве по окончании рассмотрения кассационных жалоб.   
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке с учетом доводов кассационных жалоб.
     Как следует из материалов дела, Общество создано в результате приватизации государственного предприятия Вологодский речной порт, зарегистрировано 24.08.93.
     Общество, обращаясь в июле 2011 года в арбитражный суд с иском о признании права собственности на подъездной железнодорожный путь - пути необщего пользования протяженностью 1921 м, находящиеся по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 115, ссылалось на то, что указанный объект был построен Обществом за счет собственных средств на земельном участке, предоставленном ему в бессрочное (постоянное) пользование, без разрешительной документации, с момента постановки в 1999 году этого объекта на баланс Общество несет бремя его содержания, осуществляет его техническое обслуживание, использует в хозяйственной деятельности. Первоначально в качестве правового основания своего требования Общество указало статью 222 ГК РФ.
     В отношении пути необщего пользования был составлен кадастровый паспорт от 15.08.2008, согласно которому общая протяженность путей составляет 1921 м, в составе путей имеется пять веток - литеры VIII, IX, X, XI, XII, местоположение сооружения - от границы подъездного пути Общества до границы подъездного пути Компании и до тупиков А, Б, В.
     В ходе рассмотрения объединенного дела после отмены первоначально состоявшегося решения от 04.10.2011 по вновь открывшимся обстоятельствам Общество с учетом выявленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и обнаружения дополнительных документов изменило основания иска и просило признать за ним право собственности на пути необщего пользования протяженностью 1921 м в силу приобретательной давности.    
     Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений Вологодского речного порта по состоянию на 01.07.92 в перечень зданий и сооружений, для которых установлен особый режим приватизации, включены: причал № 3, пожарный пирс, причал, набережная с подкрановыми путями, причал № 4, набережная между 7 и 8 причалами.
     В 2010 году за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на следующие сооружения, расположенные по адресу: г. Вологда, Советский пр., д. 105:
     - набережную с подкрановыми путями (причал № 2) протяженностью 76 м с кадастровым номером 35:24:0203002:101, лит. I-IV;
     - причал № 3 протяженностью 106,9 м с кадастровым номером 35:24:0203002:102, лит. V;
     - причал № 4 протяженностью 101,2 м с кадастровым номером 35:24:0203002:103, лит. VI;
     - набережную между 7 и 8 причалами (причал № 5) протяженностью 115 м с кадастровым номером 35:24:0203002:104, лит. VII, VIII.
     Распоряжениями Управления Росимущества от 02.07.2021 № 35-260-р, 35-261-р, 35-262-р, 35-263-р оформлены решения о приватизации указанных объектов путем проведения конкурса с условием об использовании объектов речного порта в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
     На основании данных распоряжений проведены конкурсы № 60626, 60627, 60628, 60629 по продаже сооружений (причалов № 2, 3, 4, 5), результаты которых отражены в протоколах от 06.08.2021 № U60626-2, U60627-2, U60628-2, U60629-2 соответственно. Победителем торгов признан Тулупов С.Б., с которым заключены договоры купли-продажи от 11.08.2021 № 1, 2, 3, 4 в отношении причалов № 2, 3, 4, 5 соответственно.
     На основании договоров купли-продажи от 11.08.2021 № 1, 2, 3, 4, заключенных по результатам конкурсов по продаже федерального имущества, за Тулуповым С.Б. зарегистрировано право собственности в отношении следующих объектов недвижимости - сооружений соответственно:
     - набережной с подкрановыми путями (причала № 2) площадью 1085,2 кв. м протяженностью 76 м с кадастровым номером 35:24:0203002:101;
     - причала № 3 площадью 303,6 кв. м протяженностью 107 м с кадастровым номером 35:24:0203002:102;
     - причала № 4 протяженностью 101 м с кадастровым номером 35:24:0203002:103;
     - набережной между 7 и 8 причалами (причала № 5) протяженностью 115 м и пожарного пирса в его составе с кадастровым номером 35:24:0203002:104.
     Впоследствии по договорам купли-продажи Тулупов С.Б. продал сооружения с кадастровыми номерами 35:24:0203002:102,  35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104 (причалы № 3, 4, 5 соответственно) Тулуповой Е.Г., за которой 17.02.2023 было зарегистрировано право собственности на эти объекты.
     В дальнейшем в ЕГРН были внесены изменения характеристик объектов. В соответствии с измененными сведениями причал № 3 с кадастровым номером 35:24:0203002:102 имеет площадь 303,6 кв. м, площадь застройки 1646,5 кв. м, протяженность 107 м;  причал № 4 с кадастровым номером 35:24:0203002:103 - протяженность 101 м, площадь застройки 1584,8 кв. м; набережная между 7 и 8 причалами (причал № 5) с кадастровым номером 35:24:0203002:104 - площадь застройки 3715,8 кв. м, протяженность 115 м.   
     Управление Росимущества, заявляя самостоятельные требования в отношении пути необщего пользования протяженностью 1180,88 м, ссылалось на то, что весь железнодорожный путь протяженностью 1925 м относится к федеральной собственности, часть путей (Ф-1 и Ф-2 согласно схеме на листе 74 тома дела 6) входит в состав гидротехнических сооружений причалов, являясь их составной частью, свободная часть железнодорожных путей необщего пользования (Ф-3, Ф-4, Ф-5) имеет протяженность 1180,88 м и в силу закона является собственностью Российской Федерации.
     В свою очередь, Тулупов С.Б. и Тулупова Е.Г., считая, что железнодорожные и подкрановые пути, проходящие вдоль причалов, а также часть прилегающей к причалам территории с расположенным на ней оборудованием относятся к соответствующему сооружению - причалу и незаконно заняты Обществом, предъявили встречный иск и самостоятельные требования соответственно. При этом Тулупов С.Б. и Тулупова Е.Г. поддерживали требования Управления Росимущества в части признания права собственности Российской Федерации на часть сооружения с кадастровым номером 35:24:0203002:345 - железнодорожные пути необщего пользования общей протяженностью 1010,55 м, состоящие из путей протяженностью 308,5 м от стрелки 4 до упора А (лит. X), протяженностью 315,85 м от стрелки 1 до стрелки 5 (лит. XI), протяженностью 386,2 м от границы подъездного пути Общества до границы подъездного пути Общества (лит. XII).
     Суды, отказывая в иске Обществу о признании права собственности на железнодорожный путь как на самовольную постройку, посчитали недоказанным Обществом создание в 1999 году нового объекта недвижимого имущества, а также не усмотрели оснований для признания права собственности на железнодорожный путь в силу приобретательной давности, поскольку частью этого железнодорожного пути, относящейся к причалам, Общество владело на основании договора аренды от 14.02.2003 № 40, заключенного с Департаментом, то есть знало об отсутствии у него оснований для возникновения права собственности на объект.    
     Суды, отказывая в удовлетворении требований Тулупова С.Б. и Тулуповой Е.Г., сделали вывод о ничтожности сделок по продаже причалов, поскольку в нарушение требований статей 1, 35 ЗК РФ, статей 273, 552 ГК РФ объекты с кадастровыми номерами 35:24:0203002:101, 35:24:0203002:102, 35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104 были отчуждены без земельных участков, на которых они находятся.
     Требования Управления Росимущества суды удовлетворили, поскольку факт создания объекта государственным предприятием в 1987 году установлен судами, доказательства выбытия объекта из государственной собственности в материалы дела не представлены.  
     Между тем суды не учли следующее.
     Как видно из материалов дела, железнодорожный подъездной путь протяженностью 1921 м, учтенный в настоящее время под кадастровым номером 35:24:0203002:345, состоит из пяти веток, две из которых (лит. VIII, IX) частично проходят параллельно причалам. Согласно экспертному заключению от 15.08.2022 № 22/891, составленному специалистами общества с ограниченной ответственностью «Гортехинвентаризация» по результатам проведенной судебной экспертизы, железнодорожные пути протяжностью 76 м, включенные в состав сооружения - набережной с подкрановыми путями с кадастровым номером 35:24:0203002:101 (причал № 2), одновременно являются частью сооружения с кадастровым номером 35:24:0203002:345 - пути необщего пользования протяженностью 1921 м.
     Согласно экспертному заключению от 25.07.2023, подготовленному экспертами акционерного общества «Гипроречтранс» по результатам проведенной судебной экспертизы, подкрановые и железнодорожные пути, проходящие вдоль причалов № 3, 4, 5 с кадастровыми номерами 35:24:0203002:102,  35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104 соответственно, не входят в границы этих сооружений.
     Как следует из позиций и доводов участвующих в деле лиц, спор между Обществом, с одной стороны, и Тулуповым С.Б. и Тулуповой Е.Г., с другой стороны, возник в связи с различным определением сторонами состава сооружений - пути необщего пользования с кадастровым номером 35:24:0203002:345, на который претендует Общество, и причалов № 2, 3, 4, 5, право собственности на которые в период рассмотрения дела в суде первой инстанции было зарегистрировано за Тулуповым С.Б. и Тулуповой Е.Г. При этом Управление Росимущества не заявляло от имени Российской Федерации притязаний на часть железнодорожных путей, проходящих вдоль причалов и включенных, по его мнению, в состав причалов.   
     По смыслу статей 12, 209, 301 ГК РФ право собственности относится к вещным правам, что предполагает возможность его обладателя непосредственно воздействовать на вещь.
     Как разъяснено в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
     Таким образом, с иском о признании права может обратиться лицо, считающее себя собственником имущества, которое находится в его владении. В случае, если имущество не находится во владении лица, считающего себя его собственником, иск о признании права собственности может быть заявлен только одновременно с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, поскольку только при одновременном заявлении этих требований обеспечиваются возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
      Между тем суды признали за Российской Федерацией право собственности на часть сооружения с кадастровым номером 35:24:0203002:345 - железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 1180,88 м без выяснения обстоятельств владения спорными железнодорожными путями.
     При этом Общество в отзыве от 08.12.2022 на заявление Управления Росимущества указывало на избрание заявителем, не владеющим спорным имуществом, ненадлежащего способа защиты и на пропуск Управлением Росимущества срока исковой давности. Однако данное заявление Общества оставлено судами без внимания.  
     Кроме того, право собственности может быть установлено в отношении индивидуально определенной вещи, то есть вещи, обладающей конкретными характеристиками, позволяющими ее однозначно определить по отношению к другим вещам.
     В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером 35:24:0203002:345 - путях необщего пользования протяженностью 1921 м с определением границ подъездных путей.
     Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
     Суды не определили границы и местоположение части железнодорожного пути протяженностью 1180,88 м; не проверяли, возможно ли выделить из сооружения с кадастровым номером 35:24:0203002:345 протяженностью 1921 м самостоятельную часть протяженностью 1180,88 м без утраты сооружением своего назначения.
     Кроме того, суды без достаточных оснований признали договоры купли-продажи причалов ничтожными сделками как совершенными без одновременного отчуждения соответствующего земельного участка.
     Как указали суды, сооружения с кадастровыми номерами 35:24:0203002:101, 35:24:0203002:102,  35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104 находятся на земельных участках с кадастровыми номерами 35:24:0203002:94, 35:24:0203002:95, которые на момент отчуждения причалов в силу закона принадлежали Российской Федерации.
     Между тем в имеющихся в деле выписках из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0203002:94, 35:24:0203002:95 отсутствуют сведения о расположении в границах этих участков сооружений с кадастровыми номерами 35:24:0203002:101, 35:24:0203002:102,  35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104.
     По сведениям ЕГРН, земельный участок площадью 65 559 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203002:95 относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации зданий производственного назначения. Данный участок по договору от 04.12.2012 № 24-183гс, заключенному с Администрацией, предоставлен Обществу в аренду сроком до 14.11.2061 для эксплуатации расположенных на нем объектов, в том числе пути необщего пользования.
     Согласно приобщенной к делу выписке из ЕГРН земельный участок площадью 1409 кв. м с кадастровым номером 35:24:0203002:94 относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - объекты водного транспорта.
     В силу подпункта 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте относятся земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 той же статьи).
     В данном случае Управление Росимущества, Тулупов С.Б. и         Тулупова Е.Г. считали причалы гидротехническими сооружениями. При этом между участниками дела имеется спор относительно состава сооружений с кадастровыми номерами 35:24:0203002:101, 35:24:0203002:102, 35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104, а именно входят ли в состав этих сооружений наряду с причалами железнодорожные пути. В то же время экспертами в заключении от 25.07.2023 установлено, что причал № 2 (сооружение с кадастровым номером 35:24:0203002:101) расположен на обоих земельных участках, остальные три сооружения - на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0203002:94, а  подкрановые и железнодорожные пути - только на участке с кадастровым номером 35:24:0203002:95.
     Поскольку суды не разрешали вопросы о составе сооружений и о возможности их признания гидротехническими сооружениями, не выносили на обсуждение участников спора, не заявлявших в ходе рассмотрения дела о ничтожности сделок по основанию отчуждения объектов без земли, вопрос о действительности сделок по данному основанию, у судов не было достаточных причин для вывода о ничтожности договоров купли-продажи причалов.
     Кроме того, суды, отказав в удовлетворении требований Общества, Тулупова С.Б. и Тулуповой Е.Г. в полном объеме и одновременно признав право собственности Российской Федерации на железнодорожный путь протяженностью 1180,88 м, определенной Управлением Росимущества за вычетом частей пути, входящих в состав гидротехнических сооружений, не указав в резолютивной части решения на возврат сооружений с кадастровыми номерами 35:24:0203002:101, 35:24:0203002:102, 35:24:0203002:103, 35:24:0203002:104 в федеральную собственность, создали правовую неопределенность в отношении и железнодорожных путей, и причалов.        
     При таком положении выводы судов следует признать не основанными на материалах дела и нормах права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное выше; определить состав спорного имущества по состоянию на дату государственной регистрации права собственности Российской Федерации на причалы (в 2010 году), на момент заключения договоров купли-продажи причалов и на момент предъявления в арбитражный суд требований в отношении причалов и железнодорожного подъездного пути, а также определить фактического владельца спорных объектов; в зависимости от установленного разрешить спор.   
     Ходатайство Тулупова С.Б. о процессуальном правопреемстве и замене на него ответчика Тулуповой Е.Г. в связи с расторжением договоров купли-продажи не может быть разрешено судом кассационной инстанции, поскольку Тулупова Е.Г. участвовала в настоящем деле в качестве как ответчика по первоначальному иску Общества, так и третьего лица с самостоятельными требованиями, однако Тулупов С.Б. просит произвести процессуальное правопреемство только в отношении ответчика, Тулупова Е.Г. соответствующих ходатайств не заявляла. Тулупов С.Б. не лишен возможности уточнить свое ходатайство при повторном рассмотрении дела.    
     Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А13-6350/2011 отменить.
     Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

А.В. Кадулин
 С.С. Салтыкова