Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А66-9689/2024


928/2025-33581(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июля 2025 года

Дело №

А66-9689/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
     рассмотрев 30.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2025 по делу № А66-9689/2024,

у с т а н о в и л:

     общество с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», адрес: 170003, г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), от 23.05.2024 № 3496/ОГ-24.
     К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий общества Игнатенко Алексей Алексеевич; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Твери, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 69010000920, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, адрес: 170000, г. Тверь, ул. Ерофеева, д. 5, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057, общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Энтри», адрес: 170036, г. Тверь, Петербургское ш., д. 60, ОГРН 1086952018592, ИНН 6950087258.
     Решением суда первой инстанции от 19.11.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2025, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
     В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что причиной подачи теплоносителя ненадлежащего качества является существующая тупиковая схема горячего водоснабжения без циркуляции (отсутствуют циркуляционные трубопроводы горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях); считает оспариваемое предписание неисполнимым.
     В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Инспекции, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном жилом доме № 37 по бульвару Шмидта в городе Твери (далее - МКД) принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе договора горячего водоснабжения (протокол от 23.02.2023 № 2).
     Общество на основании постановления администрации г. Твери от 06.04.2015 № 462 является единой теплоснабжающей организацией в системе централизованного теплоснабжения г. Твери.
     В связи с обращением гражданина по вопросу отсутствия горячего водоснабжения в МКД на основании решения от 17.05.2024 № 3496/ОГ-24 Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт от 23.05.2024 № 3496/ОГ-24.
     В ходе проверки проведено инструментальное обследование в квартире № 19 МКД, в результате которого выявлено и в протоколе от 23.05.2024 отражено, что температура горячей воды в точках водоразбора на кухне (при сливе воды более 3 минут) составила +34,9°С при норме не ниже +60°С и не выше +75°С.
     По итогам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований пунктов 3, 31, а также пункта 5 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
     В связи с выявленным нарушением Обществу выдано предписание от 23.05.2024 № 3496/ОГ-24, согласно которому в срок до 23.06.2024 надлежит обеспечить соответствие температуры горячей воды в точках водоразбора квартир в МКД, в том числе в квартире № 19, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
     Общество, полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
     Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовались следующим.
     В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
     Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
     Как следует из пункта 2 Правил № 354, под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац 7); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами (абзац 9); коммунальные ресурсы - в том числе холодная вода, горячая вода, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (абзац 10).
     В силу пунктов 8, 9 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация, заключающая с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения).
     В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение (далее также ГВС), холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать ГВС, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем ГВС, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
     В силу подпункта "б" пункта 4 Правил № 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
     В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг и осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
     В рассматриваемом случае собственниками помещений в МКД принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе - на оказание услуги горячего водоснабжения; Общество в отношении потребителей в МКД является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения.
     В силу приведенных норм права и фактических обстоятельств Общество обязано обеспечить бесперебойную подачу коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
     Подпунктом "а" пункта 31 Правил № 354 предусмотрена обязанность исполнителя по предоставлению потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
     Требования к качеству коммунальных услуг закреплены в приложении № 1 к Правилам № 354. В разделе II приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к нормативному уровню (требования к качеству коммунальной услуги) и режиму (продолжительность (перерывов) предоставления коммунальной услуги) обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
     Согласно пункту 5 раздела II приложения № 1 к Правилам № 354 установлено требование к обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
     В силу пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
     Факт нарушения Обществом указанных требований установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.
     Общество, настаивая на отсутствии его вины в снижении температуры горячей воды в часы минимального водоразбора, ссылается на отсутствие системы циркуляции ГВС.
     Приведенные заявителем возражения судами не приняты во внимание, поскольку Общество несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению коммунального ресурса (за бесперебойность поставки и его качество в соответствии обязательными требованиями), в том числе за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами ресурсоснабжающей организации по заключенным им договорам оказания услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения потребителя горячей водой. Будучи ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги ГВС, заявитель обеспечивает нормативный уровень и режим предоставления коммунальных услуг.
     Доводы кассатора о неисполнимости требований Инспекции, установленных предписанием, судами правомерно отклонены, поскольку объективная невозможность исполнения предписания заявителем не подтверждена, сама по себе возможность возникновения у Общества убытков в случае исполнения обязанности, возложенной на него законом, объективным обстоятельством, препятствующим исполнению предписания, не является. Также заявитель не представил доказательств принятия им достаточных и результативных мер, направленных на понуждение собственников сетей к приведению их в надлежащее состояние, их реконструкции, на необходимости которой настаивает Общество.
     При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
     Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
     Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам спора, не содержат фактов, которые не были учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Тверской области от 19.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2025 по делу № А66-9689/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая