Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Жуковой Т.В., при участии от акционерного общества «Янтарьэнергосбыт» Салуквадзе Ж.Т. (доверенность от 25.08.2023 № 01/23), от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Голубевой Е.Ю. (доверенность от 27.04.2024 № ТЭ-141/Д), рассмотрев 15.07.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 по делу № А21-10036/2024, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Янтарьэнергосбыт», адрес: 236005, Калининградская область, Калининград, улица Дарвина, дом 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением об обязании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу произвести проверку приборов учета электрической энергии, а в случае установления в ходе проверки факта непригодности к расчетам произвести их замену и допуск в эксплуатацию в отношении объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Голубево, СНТ «Голубево», проезд Малиновый, дом 383, дом 353. Решением суда первой инстанции от 28.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2025, исковые требования удовлетворены в полном объеме. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). Вопреки выводам судов к объектам электросетевого хозяйства Общества присоединено энергопринимающее устройство садоводческого некоммерческого товарищества «Голубево» (далее - Товарищество), относящееся к имуществу общего пользования. Соответствующие заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств спорных объектов, принадлежащих гражданам - членам Товарищества, в адрес сетевой организации не направлялись. В отзыве Компания возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возражал против её удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 № 115-01э/11, от 30.11.2011 № 116-15э/11 (с учетом изменений, внесенных приказом от 28.01.2015 № 08-02э/15) Компания с 01.01.2012 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калининградской области. Общество является сетевой организацией, осуществляющей деятельность на территории Калининградской области посредством структурного подразделения Калининградского линейного отдела Октябрьской дирекции по энергообеспечению филиала Общества Трансэнерго. Между Компанией (гарантирующий поставщик) и Мачневой А.С. (потребитель) 26.03.2021 заключен договор энергоснабжения № 210001476, в соответствии с условиями которого осуществляется поставка электроэнергии на объект энергоснабжения, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Голубево, СНТ «Голубево», проезд Малиновый, дом 353 (далее - объект № 353). От потребителя в адрес Компании 13.06.2023 поступило обращение № 25984 о необходимости замены индивидуального прибора учета электроэнергии на объекте № 353. Компания письмом от 21.06.2023 № ЯЭС/26577 направила данное обращение для рассмотрения в сетевую организацию. От потребителя 11.08.2023 в адрес Компании поступило повторное обращение № 35509 о необходимости допуска в эксплуатацию прибора учета после самостоятельной замены, которое письмом от 15.08.2023 № ЭС/34675 также было направлено в адрес сетевой организации для рассмотрения. В очередном обращении Мачневой А.С. от 12.10.2023 № 45474, направленном в адрес Компании в электронной форме, содержалась информация о необходимости допуска в эксплуатацию прибора учета. Между Компанией (гарантирующий поставщик) и Мохнач Т.К. (потребитель) 25.11.2021 заключен договор энергоснабжения № 210001493, в соответствии с условиями которого осуществляется поставка электроэнергии на объект энергоснабжения, расположенный по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Голубево, СНТ «Голубево», проезд Малиновый, дом 383 (далее - объект № 383). От потребителя в адрес Компании 02.08.2023 поступило обращение № 33881 о необходимости проверки индивидуального прибора учета электроэнергии на объекте № 383. Компания письмом от 15.08.2023 № ЯЭС/34681 направила данное обращение в сетевую организацию для рассмотрения. От потребителя 21.02.2024 поступило повторное обращение № 8335 о необходимости проверки индивидуального прибора учета электроэнергии, которое письмом от 15.03.2024 № ЯЭ/ЯЭС/1363 также было направлено в сетевую организацию для рассмотрения. В ответ на указанные обращения со стороны сетевой организации поступил ответ от 24.08.2023 № 91, в котором сообщалось об отказе в совершении действий по проверке и допуску в эксплуатацию индивидуальных приборов учета электроэнергии потребителей. Компания, считая незаконным отказ сетевой организации от исполнения обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Суды, удовлетворяя иск, установили, что спорные энергоснабжаемые объекты граждан опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства Общества, в связи с чем последнее в силу пункта 136 Основных положений обязано обеспечивать коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении присоединенных энергопринимающих устройств потребителей. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. Общий порядок организации коммерческого учета электрической энергии установлен в статье 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-Ф), а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ). Частью 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения. В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона № 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии (мощности). Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества. Аналогичные обязанности возложены на сетевые организации в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам. Пунктом 136 Основных положений предусмотрено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии. Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства. Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по установке, проверке и замене приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирных домов и помещений в этих домах возложена на гарантирующих поставщиков, в отношении прочих потребителей (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии) - на сетевые организации. В силу пункта 34 Основных положений в случае направления заявления о заключении договора энергоснабжения гражданином, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества), энергопринимающие устройства которого ранее были подключены к электрическим сетям в рамках технологического присоединения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение (в том числе и опосредованно), представляются документы, подтверждающие наличие членства в таком товариществе на дату осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих такому товариществу, или иные документы, подтверждающие наличие фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства. Согласно абзацу восьмому пункта 2 Правил № 861 документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Представленным в материалы дела актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 21.05.2015 № 3457-07-14/ТП (далее - акт от 21.05.2015 № 3457-07-14/ТП), составленным Обществом и Товариществом, подтверждается технологическое присоединение энергопринимающих устройства Товарищества к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации - Общества. В указанном акте сторонами согласована точка присоединения - опора № 198, источник питания ВЛ ПЭ-10 кВ Калининград - Приморское нов. Судами установлено и Обществом не оспаривается, что спорные объекты энергоснабжения № 353, № 383, принадлежащие Мачневой А.С. и Мохнач Т.К., расположены на территории Товарищества, а указанные граждане являются членами Товарищества. Общество в кассационной жалобе, возражая против наличия у него обязанности по проверке, замене и допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении спорных объектов, ссылается на пункт 8(5) Правил № 861 и указывает, что сетевой организацией произведено технологическое присоединение энергопринимающего устройства Товарищества, относящегося к имуществу общего пользования, а не энергопринимающих устройств владельцев объектов № 353 и № 383, от которых в адрес сетевой организации не поступали заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Приведенные доводы Общества отклоняются судом округа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 219 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Правила № 861 дополнены пунктом 8(5). В пункте 8(5) Правил № 861 определен порядок подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В рассматриваемом деле правовое значение имеет подлежащая применению редакция пункта 8(5) Правил № 861, действовавшая на момент технологического присоединения энергопринимающих устройств спорных объектов. Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств Товарищества к объектам электросетевого хозяйства Общества в мае 2015 года установлен судами и подтверждается материалами дела. На дату проведения технологического присоединения энергопринимающих устройств Товарищества и составления акта от 21.05.2015 № 3457-07-14/ТП действовала редакция пункта 8(5) Правил № 861, согласно которой в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. Таким образом, приведенная редакция пункта 8(5) Правил № 861, действовавшая на момент составления акта от 21.05.2015 № 3457-07-14/ТП, устанавливала, что заявка на технологическое присоединение как энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования Товарищества, так и энергопринимающих устройств, принадлежащих его членам, подается Товариществом. С учетом приведенных норм и представленных в материалы дела доказательств суды пришли к обоснованному выводу о том, что энергопринимающие устройства объектов № 353 и № 383 опосредованно присоединены к объектам электросетевого хозяйства Общества. В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств обратного Общество в материалы дела не представило. Доводы кассационной жалобы основаны на нормах Правил № 861 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622, не подлежащих применению в рассматриваемом деле. С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 по делу № А21-10036/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
|