Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



5

А13-11542/2024



870/2025-37010(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июля 2025 года

Дело №

А13-11542/2024

     
     Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2025 года.
     Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2025 года.
     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Нестерова С.А., Сергеевой И.В.,
     при участии от акционерного общества «ГТ Энерго» Хаблака Е.В. (доверенность от 24.12.2024),
     рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ГТ Энерго» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2025 по делу № А13-11542/2024,
     

у с т а н о в и л:

     
     Акционерное общество «ГТ Энерго», адрес: 117292, г. Москва, Нахимовский пр., д. 52/27, пом. 1/1, ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), о признании недействительным распоряжения Администрации от 05.09.2024 № 3165 об отказе в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:24:0402008:270, и об обязании Администрации предоставить Обществу названный земельный участок в собственность без проведения торгов.
     Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.12.2024 в удовлетворении заявления отказано.
     Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2025 данное решение оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 18.12.2024 и постановление от 20.03.2025, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований.
     Податель жалобы считает, что подтвердил наличие совокупности условий для предоставления Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление № 629).
     Суды, по мнению Общества, не учли положения пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), полагает, что заявителю как собственнику объекта незавершенного строительства, находящегося на спорном земельном участке, не могло быть отказано в предоставлении этого участка в собственность.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
     Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды от 19.05.2006 № 24-8155А (далее - Договор № 24-8155А), заключенного Администрацией (арендодателем) и открытым акционерным обществом «ГТ-ТЭЦ ЭНЕРГО» (арендатором), последнему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 9971 кв.м по Окружному шоссе, в границах кадастрового квартала 35:24:0402008, для строительства газотурбинной теплоэлектроцентрали, сроком на два года.
     Дополнительным соглашением от 08.05.2008 № 1 к Договору № 24-8155А в качестве объекта аренды определен земельный участок площадью 9971 кв.м, с кадастровым номером 35:24:0402008:0270, с местоположением: примерно                   в 200 м по направлению на восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., г. Вологда,                    ул. Возрождения, 76 (далее - Участок), срок аренды установлен до 12.05.2010.
     Дополнительным соглашением от 18.02.2010 № 2 к Договору № 24-8155А срок аренды продлен до 12.05.2012.
     На основании дополнительного соглашения от 25.08.2015 № 3 права и обязанности арендатора по Договору № 24-8155А перешли к Обществу.
     Договор № 24-8155А расторгнут по соглашению сторон с 08.06.2023.
     Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Общество является собственником объекта незавершенного строительства степенью готовности 70% с кадастровым номером 35:24:0402008:5430, находящегося на Участке.
     На основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001               № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 08.06.2023 № 24-1994гс (далее - Договор № 14-1994гс), в соответствии с которым Участок предоставлен Обществу в аренду сроком с 08.06.2023 по 07.06.2026 для завершения строительства находящегося на нем объекта незавершенного строительства.
     По данным ЕГРН Участок имеет вид разрешенного использования - «для строительства газотурбинной теплоэлектроцентрали». Этот же вид разрешенного использования Участка указан в пункте 1.1 Договора № 14-1994гс.
     В соответствии с пунктом 1.6 Договора № 14-1994гс приведенное в нем описание целей использования Участка является окончательным, изменение цели использования не допускается.
     Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 14.08.2024                      № ГТЭ/исх-24-1541 о предоставлении ему в собственность Участка путем заключения договора купли-продажи на основании пункта 1 Постановления              № 629.
     Распоряжением Администрации от 05.09.2024 № 3165 Обществу отказано в предоставлении Участка в собственность на основании пункта 19                           статьи 39.16 ЗК РФ со ссылкой на то, что предоставление Участка на указанном праве не допускается, поскольку на нем расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 35:24:0402008:5430.
     Общество, полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
     Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
     Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
     Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
     Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
     В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ приведены случаи, при которых продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов.
     Согласно статье 20 Закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25.12.2023 № 625-ФЗ) особенности регулирования земельных отношений в 2022, 2023 и 2024 годах устанавливаются федеральными законами.
     Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022                      № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ) в числе особенностей при предоставлении в 2022, 2023, 2024 годах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
     В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629 в 2022 - 2024 годах допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 ЗК РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
     Предоставление земельного участка в собственность за плату осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.
     Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
     Как установили суды, на Участке находится принадлежащий Обществу объект незавершенного строительства с кадастровым номером 35:24:0402008:5430.
     Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08, при предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений Земельного кодекса Российской Федерации о выкупе земельных участков под объектами недвижимости к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию; правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством.
     Тот же правовой подход относительно предоставления в собственность публичных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 № 18-КА19-18.
     Пунктом 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
     В данном случае Участок предоставлен Обществу в аренду на условиях Договора 14-1994гс на основании  на основании пункта 21 статьи 3 Закона                    № 137-ФЗ, в порядке реализации Обществом как собственником названного объекта незавершенного строительства права на однократное предоставление Участка в аренду сроком на три года для завершения строительства объекта.
     Поскольку на Участке расположен объект незавершенного строительства, Участок предоставлен в аренду в целях завершения его строительства по специальному основанию, предусмотренному пунктом 21 статьи 31                        Закона № 137-ФЗ, объект строительства в эксплуатацию не введен, суды правомерно пришли к выводу, что в данном случае Участок не может быть признан соответствующим условиям, установленным подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 629, то есть предназначенным для указанных в этом пункте целей, и в связи с этим признали отказ Администрации в предоставлении в собственность Участка соответствующим положениям земельного законодательства.
     С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
     Доводы подателя жалобы о незаконности обжалуемых судебных актов со ссылкой на неприменение судами при разрешении спора пункта 4                            статьи 39.16 ЗК РФ отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку положения названной нормы права регулируют общие вопросы предоставления публичных земельных участков на различных правах, но не устанавливают оснований для приобретения таких земельных участков в собственность лицами, являющимися собственниками объектов незавершенного строительства.
     Поскольку суды при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2025 по делу № А13-11542/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «ГТ Энерго» - без удовлетворения.

     

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

С.А. Нестеров
И.В. Сергеева