Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Нестерова С.А., при участии от акционерного общества Гостиница «Октябрьская» Павловой Н.А. (доверенность от 29.09.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Гостиница «Октябрьская» на решение Арбитражного суда Псковской области от 07.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А52-5314/2023, у с т а н о в и л: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, адрес: 173004, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051 (далее - МТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к закрытому акционерному обществу Гостиница «Октябрьская», адрес:180000, Псковская обл., г. Псков, Октябрьский пр., д. 36, ОГРН 1026000968190, ИНН 6027050183 (далее - гостиница), о признании права собственности Российской Федерации на помещения убежищ с инвентарными номерами 95-1-60, 96-1-60, расположенных в здании с кадастровым номером 60:27:0020103:44, по адресу: г. Псков, Октябрьский просп., д. 36; об обязании совершить действия по выделению из состава здания с кадастровым номером 60:27:0020103:44 помещений убежищ №№ 95, 96 (с учетом уточнений). Гостиница обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к комитету по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации города Пскова, ГУ МЧС России по Псковской области о признании недействительным паспорта убежища (защитного сооружения) № 95-1-60, оформленного 29.09.1979, паспорта убежища (защитного сооружения) № 96, оформленного 29.09.1979; о возложении обязанности исключить из реестра защитных сооружений гражданской обороны помещения согласно паспорту убежища № 95-1-60, оформленному 29.09.1979, паспорту убежища № 96, оформленному 29.09.1979; о возложении обязанности на МТУ Росимущества исключить из реестра федерального имущества помещение убежища № 96 общей площадью 193,4 кв. м и помещение убежища № 95 общей площадью 213,2 кв. м. Делу присвоен № А52-291/2024. Определением суда от 19.03.2024 по делу № А52-291/2024 в отдельное производство выделено требование гостиницы к МТУ Росимущества о возложении обязанности исключить из реестра федерального имущества помещения убежищ. Делу присвоен номер А52-1463/2024 Определением суда от 19.03.2024 по делу А52-1463/2024 дела №№ А52-1463/2024 и А52-5314/2023 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен №А52-5314/2023. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области, Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, Комитет по делам гражданской обороны и предупреждению чрезвычайных ситуаций администрации города Пскова, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова. В деле участвует прокурор Псковской области. Решением суда от 07.11.2024 признано право собственности Российской Федерации на помещение убежища № 95 площадью 213,1 кв.м с инвентарным номером 95-1-60, подвал, помещение убежища № 96 площадью 301,2 кв.м с инвентарным номером 96-1-60, подвал, расположенные в здании с кадастровым номером 60:27:0020103:44 по адресу: г. Псков, Октябрьский пр-кт, д. 36, в остальной части иска МТУ Росимущества отказано; в удовлетворении иска гостиницы отказано. Постановлением апелляционного суда от 29.01.2025 решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе гостиница просит решение и постановление отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы ссылается на то, что судами не принято во внимание, что паспорта на защитные сооружения оформлены и подписаны в 1979, при этом, податель жалобы обращает внимание на то, что в паспортах в строке 7 «Дата приемки и эксплуатации» указана дата 1950 год. Податель жалобы ссылается на то, что на момент оформления паспортов защитных сооружений в 1979 действовала Инструкция от 12.08.1974 № 167, имеющаяся техническая документация в виде планов БТИ не может служить основанием для вывода судов о том, что объекты защитных сооружений имеются в здании. Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель гостиницы заявил ходатайство о назначении по делу строительно-технической экспертизы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Исходя из предоставленных ему полномочий, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для назначения проведения по делу экспертизы. В судебном заседании кассационной инстанции представитель гостиницы подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Материалами дела подтверждается следующее. Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова (продавец) и товариществом с ограниченной ответственностью «Метод» (покупатель) заключен договор от 02.11.1994 № 139 купли-продажи муниципальной собственности - муниципального предприятия «Гостиница «Октябрьская», находящегося по адресу: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36. В соответствии с пунктом 1.5 договора покупатель является правопреемником муниципального предприятия «Гостиница «Октябрьская» по имущественным обязательствам, включая долги. Товарищество с ограниченной ответственностью «Метод», зарегистрированное в качестве юридического лица на основании распоряжения администрации города Пскова от 31.03.1994 № 727-р, впоследствии переименовано на основании решения собрания учредителей товарищества от 14.12.1994 в общество с ограниченной ответственностью Гостиница «Октябрьская», которое в свою очередь преобразовано в закрытое акционерное общество Гостиница «Октябрьская». В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 08.08.2023 ЗАО Гостиница «Октябрьская» является собственником нежилого здания площадью 8 096,6 кв. м, 1937 года постройки, количество этажей: 4, подвал, с кадастровым номером 60:27:0020103:44, расположенного по адресу: Псковская область, город Псков, Октябрьский проспект, дом 36. Из технического паспорта указанного объекта следует, что в состав здания входят расположенные в подвале нежилые помещения, имеющие назначение: бомбоубежища. Указанные убежища включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21.01.1992, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденный 18.11.2022 руководителем МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях и губернатором Псковской области во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № Пр-1918 и приказа Росимущества от 12.10.2022 № 227. Данные помещения включены в реестре федеральной собственности от 08.02.2012 за номерами В13600001893 и В13600001892 Согласно паспортам убежищ №№ 95-1-60 и 96-1-60 от 29.09.1979 указанные защитные сооружения введены в эксплуатацию в 1950 году, являются убежищем для укрытия склада имущества штаба гражданской обороны области, вместимость 100 человек, общей площадью 323,8 кв. м (цифра 323,8 зачеркнута, далее пробел 1170), общий объем 22 287 куб. м (цифра 22 287 зачеркнута, далее пробел 4 950), количество входов 1, встроенное в здание 4 этажей, количество аварийных выходов 1, количество ворот, дверей и этажей - 5, защитно-герметических 5, класс защиты - 4, система отопления - водяная, система энергоснабжения - городская и от ДЭС, аварийное освещение от ДЭС, система водоснабжения - городская, емкость бака запаса воды 2 м3 , тип канализации - самотечная, сантехприбор - 3 шт., инструмент, инвентарь - по табелю расчета, степень герметизации не измерялась. Ссылаясь на то, что спорные помещения, являющиеся сооружениями гражданской обороны, в силу закона находятся в федеральной собственности, не подлежали приватизации и не могли быть отчуждены в частную собственность, регистрация права собственности гостиницы на здание с кадастровым номером 60:27:0020103:44, в котором находятся указанные помещения защитных сооружений гражданской обороны (убежища №№ 95 и 96), нарушает право собственности Российской Федерации на названные защитные сооружения гражданской обороны, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Полагая, что документация на помещения убежищ №№ 95 и 96 оформлена с нарушением законодательства, спорные помещения включены в реестр федерального имущества неправомерно в отсутствие проектной и технической документации, объемно-планировочных, конструктивные решений по строительству, гостиница обратилась в арбитражный суд с иском об обязании исключить из реестра федерального имущества помещения убежищ №№ 95 и 96. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. В силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, поскольку эти объекты непосредственно не поименованы в приложениях № 1 - 3 к названному постановлению, относятся к федеральной собственности до момента передачи их в установленном порядке в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.92 № 2980-1, только по решению Правительства Российской Федерации либо правительства республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) осуществляется приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения. Принятие решения о приватизации объектов гражданской обороны относилось к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, и в отсутствие такого решения объект не мог быть передан в собственность созданного общества в составе приватизируемого имущества. Отказывая в удовлетворении требования гостиницы об исключении спорных помещений из реестра федерального имущества, и удовлетворяя требования МТУ Росимущества, суды правильно применили пункт 1 статьи 209, пункт 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом положений пунктов 52, 53, 57, 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришли к правильному выводу о том, что спорные помещения, расположенное в здании, являются защитными сооружениями гражданской обороны - убежищами, которые относятся к объектам гражданской обороны и на которые распространяется специальный правовой режим и в установленном порядке не сняты с учета. Статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок). Как определено пунктом 14 данного Порядка, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Во исполнение вышеуказанной нормы приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации). В силу положений пункта 1.2 Правил эксплуатации статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2 Правил эксплуатации). Как следует из инвентарного дела объекта недвижимости, представленного государственным предприятием Псковской области «Бюро технической инвентаризации» (далее - БТИ), год постройки здания с кадастровым номером 60:27:0020103:44 - 1937, год постройки пристройки к зданию - 1961. Техническая инвентаризация осуществлялась в 1961 году, повторная - в 2012 году. В экспликации к поэтажному плану инвентаризации 1961 года имеются сведения о нахождении в подвальном помещении «А» помещений V, IV, III, которые поименованы как бомбоубежища. В экспликации поэтажного плана 2012 года обозначены те же помещения V, IV, III, поименованные как бомбоубежища. Экспликация поэтажного плана объекта содержит учетные характеристики тех же помещений убежищ с отметками контроля 1961, 1968, 1977, 2003 года. Суды установили, что паспорта спорных защитных сооружений гражданской обороны оформлены в 1979 году, их статус не изменился, спорные помещения учтены в БТИ в качестве бомбоубежищ, в отношении этих помещений составлена техническая документация. Суды установили, что на момент приобретения правопредшественником истца права собственности на здание, в нём находились спорные защитные сооружения гражданской обороны. В отношении этих объектов проводилась оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны в 2004, 2006, 2014, 2018, 2023 годах. В отношении названных защитных сооружений гражданской обороны оформлены инвентаризационные карточки, в которых отражены инвентарные номера объектов, указано, что они относятся к V классу, требуют капитального ремонта, организацией, эксплуатирующей объекты, является гостиница, карточки подписаны уполномоченными лицами. Объекты оснащены специальным инженерно-техническим оборудованием защитных сооружений гражданской обороны, согласно актам инвентаризации в объектах установлены защитно-герметические двери, защитно-герметические ставни, баки запаса воды, фильтро-вентиляционное оборудование, имеются шахты аварийных выходов и оголовки аварийных выходов за пределами защитных сооружений гражданской обороны, согласно поэтажному плану, составленному БТИ, и экспликации к нему имеются тамбуры, узел связи, пункт управления, помещения дизельной электростанции, относящиеся к защитным сооружениям гражданской обороны. В соответствии с технической документацией, полученной из государственного архива Псковской области, помещения убежищ располагались в основном здании гостиницы 1937 года постройки и в пристройке 1961 года постройки. Согласно архивным данным в здании гостиницы имелись командные пункты, что подтверждается планами подвала по состоянию на 1961, 1968, 1977, 2003 годы, в том числе с указанием помещений бомбоубежищ и экспликаций к ним. Имеющиеся в здании гостиницы помещения бомбоубежищ, после завершения пристройки гостиницы к основному зданию объедены и вошли в состав убежищ с инвентарными номерами 95-1-60 и 96-1-60. Решением арбитражного суда от 28.08.2024 по делу (№ А52-291/2024), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2024, отказано в иске гостинице о признании недействительным паспортов убежищ (защитных сооружений) №№ 95, 96 и об обязании исключить из реестра защитных сооружений гражданской обороны помещения убежищ № 95, 96. При этом суды применили положения Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и отказали в удовлетворении требований, сделав вывод о том, что спорные объекты обоснованно учтены в качестве защитных сооружений гражданской обороны. Вопреки доводам подателя жалобы суды правильно применили действующие в настоящее время Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённые приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, разработанные на основании, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления не только вновь строящихся, но и существующих зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны. Суды, удовлетворяя исковые требования МТУ Росимущества и отказывая в удовлетворении требований гостиницы, правомерно исходили из того, что убежища как защитные сооружения гражданской обороны в силу закона являются федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации является действительным вне зависимости от его государственной регистрации, право федеральной собственности не прекращалось, поскольку отсутствовало волеизъявление собственника на отчуждение объектов, объекты из владения Российской Федерации не выбывали. Изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о принятии судами неверного решения по существу спора. Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Псковской области от 07.11.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2025 по делу № А52-5314/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества Гостиница «Октябрьская» - без удовлетворения.
|