Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М., при участии от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» Жаровой П.В. (доверенность от 11.01.2023), рассмотрев 22.04.2025 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 по делу № А26-11146/2023, у с т а н о в и л: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185034, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания - Россети» (121353, г. Москва, ул. Беловежская, д. 4; ОГРН 1024701893336; ИНН 4716016979; далее - Общество) с иском об обязании произвести работы по подготовке почвы и компенсационному лесовосстановлению на площади 14,85 га (с учетом уточнения исковых требований). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19; ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840; далее - Агентство) и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, лит. Б; ОГРН 1077847120944; ИНН 7802384322; далее - Департамент). Решением суда первой инстанции от 26.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационных жалобах Агентство и Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателей жалоб, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку направлены не на обязание ответчика повторно провести работы по лесовосстановлению, а на завершение начатых мероприятий в целях фактического достижения проектируемых показателей. В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалоб отказать. Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом заключен договор 18.03.2019 № 13 аренды лесного участка общей площадь 514,75 га со сроком действия 3 года с момента его регистрации в целях использования лесов для строительства линейного объекта ВЛ 330 кВ «Тихвин-Литейный - Петрозаводская» в Прионежском муниципальном районе Республики Карелия. Министерством утвержден проект освоения лесов, разработанный Обществом, согласно которому проектируемый объем рубок запланирован на территории площадью 302,1 га. В соответствии с лесными декларациями, поданными в период с 06.12.2019 по 13.01.2020, рубка произведена в период с 16.12.2019 по 22.01.2021. Согласно подпункту «л» пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществить мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Общество в 2020-2022 годах на площади 308,94 га осуществило мероприятия по воспроизводству лесов, выполнив компенсационное лесовосстановление, между ним и арендодателем подписаны акты приемки выполненных работ. Впоследствии, выявив в ходе инвентаризации лесных культур, что количество деревьев основной породы Обществом не обеспечено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что мероприятия по компенсационному лесовосстановлению арендатором выполнены и приняты Министерством без претензий по объему, качеству и сроку их выполнения. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы подлежат удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты). Как предусмотрено статьей 61 ЛК РФ, вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (часть 1); воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2); воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3). Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1 статьи 62 ЛК РФ). Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»; далее - Закон № 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее - Закон № 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ. В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса. Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона № 212-ФЗ, так и в редакции Закона № 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление в установленный срок на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. Правила лесовосстановления утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 № 1024 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 14.5 Правил уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении предупреждается о дате и времени приемки работ за 5 рабочих дней. При приемке работ проводится оценка лесовосстановления, при которой учитывается количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления. По результатам приемки работ уполномоченным органом оформляется акт приемки работ, который составляется в произвольной форме (пункт 14.6 Правил). В случае если при оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты, уполномоченным органом в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению не приняты (пункт 14.7 Правил). Согласно пункту 14.8 Правил в случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления. Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что компенсационное лесовосстановление в 2020-2022 годах выполнено Обществом на площади 308,94 га, между ним и Министерства подписаны акты приемки выполненных работ: от 15.10.2020 - 9,2 га, от 05.10.2020 - 35,0 га, от 09.10.2020 - 31 га, от 20.09.2021 № 2-ком - 30,12 га, № 3-ком - 5,1 га, от 30.09.2021 № 4-ком - 36,5 га, от 22.10.2021 - 36,2 га, от 21.09.2022 - 12 га, от 21.09.2022 - 13,1 га, от 12.09.2022 - 4,7 га, от 27.09.2022 - 4,28 га, от 22.09.2022 - 10,2 га, от 22.09.2022 - 14,8 га, от 29.09.2022 - 66,74 га. Исходя из того, что работы по компенсационному лесовосстановлению Обществом проведены и приняты Министерством без замечаний к объему, качеству и срокам их выполнения, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Между тем судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 7.2 Правил лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 Правил, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, с учетом положений пунктов 4 и 5 Правил, а также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки. Согласно абзацу второму пункту 9 Правил с целью оценки состояния лесных участков с проведенными мерами искусственного и комбинированного лесовосстановления и назначения мероприятий по улучшению состояния этих участков проводится инвентаризация лесных культур первого года выращивания, третьего и пятого года закладки. В силу пункта 53 Правил лесные культуры с приживаемостью 25 - 85% от количества деревьев основных пород, определенной при инвентаризации в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил, в которых не обеспечивается количество деревьев основной породы, предусмотренной в таблицах 1 приложений 1 - 41 к Правилам, подлежат дополнению деревьями основной породы. Оценка приживаемости лесных культур определяется выраженным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади (пункт 54 Правил). Как следует из материалов дела, в период с 11.07.2023 по 13.07.2023 в целях контроля за реализацией механизма компенсационного лесовосстановления в соответствии с поручением Агентства от 22.02.2023 № АВ-10-54/4045 органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений проведен осмотр лесных участков с проведенными мероприятиями по компенсационному лесовосстановлению на территории Суоярвского участкового лесничества Республики Карелия. По результатам натурных осмотров Департаментом составлены заключения от 11.07.2023 №№ 7, 8, от 12.07.2023 №№ 9, 10, 11, 12, от 13.07.2023 № 13, согласно которым в квартале 222 выдел 13 на площади 7 га фактически выполнено 3,9 га; в квартале 222 выдел 20 на площади 1,4 га фактически выполнено 1 га; в квартале 223 выдел 15 на площади 3,9 га фактически выполнено 2,1 га; в квартале 223 выдел 25 на площади 10,7 га фактически выполнено 6,8 га; в квартале 224 выделы 8,9,13 на площади 11,85 га фактически выполнено 9,3 га; в квартале 230 выдел 1 на площади 5,5 и 10 га фактически выполнено 3,7 и 8,7 га. При этом заключениями Департамента от 12.07.2023 №№ 9, 10, 11, 12, а также от 13.07.2023 № 13 зафиксирована приживаемость лесных культур от количества жизнеспособных растений: в квартале 222 выдел 13 в размере 75%; в квартале 222 выдел 20 в размере 75%; в квартале 223 выдел 15 в размере 80%; в квартале 223 выдел 25 в размере 53%; в квартале 224 выделы 8,9,13 в размере 51%. Недостижение в результате лесовосстановления показателей приживаемости количества деревьев основных пород, определенное при инвентаризации, в силу пункта 53 Правил является основанием для проведения дополнительных работ. Судами двух инстанций оценка указанным обстоятельствам не дана, в связи с чем их вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований недостаточно обоснован. В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, после чего с учетом доводов и возражений всех лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2024 по делу № А26-11146/2023 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
|