Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., при участии от администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области Малащенко Е.О. (доверенность от 24.02.2025 № ВР-ИСХ-1208/2025), акционерного общества «Тандер» Еремина А.А. (доверенность от 29.10.2024), Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» Кузнецова Е.А. (доверенность от 17.02.2025 № 45-2025), рассмотрев 16.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 по делу № А56-53826/2023,
у с т а н о в и л:
государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ш. Барыбина, д. 29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Первомайского сельского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188855, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Первомайское пос., ул. Ленина, д. 22, ОГРН 1054700191611, ИНН 4704063773 (далее - Администрация поселения), акционерному обществу «Тандер», адрес: 350002, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475 (далее - Общество, АО «Тандер»), в котором просило: - признать несанкционированным примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» км 19+036 (право) (координаты 60.357813, 29.741746); - обязать Администрацию поселения и АО «Тандер» в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, ликвидировать указанное примыкание; - запретить ответчикам эксплуатировать спорное примыкание до момента его обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства; - обязать ответчиков в срок, не превышающий 2 (два) месяца со дня вступления в законную силу решения суда, обустроить указанное примыкание в соответствии с требованиями действующего законодательства; - взыскать с ответчиков в пользу Учреждения судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда по пунктам 2, 3 и 4 просительной части иска до момента его фактического исполнения. Учреждение уточнило исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и предъявило указанные требования также к администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация района). Суд первой инстанции определением от 11.10.2023 принял уточненные требования Учреждения, вместе с тем Администрацию района, к которой были предъявлены исковые требования, к участию в деле в качестве ответчика не привлек. Решением суда первой инстанции от 14.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Апелляционный суд, установив наличие безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ определением от 18.06.2024 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указанным определением апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего ответчика Администрацию района. Также суд в соответствии со статьей 49 АПК РФ принял уточнение исковых требований, согласно которым Учреждение просило: - признать несанкционированным примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области «Огоньки - Стрельцове - Толоконниково» км 19+036 (право) (координаты 60.357813, 29.741746); - обязать Администрацию района в срок, не превышающий 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, ликвидировать указанное примыкание; - запретить Администрации района и АО «Тандер» эксплуатировать спорное примыкание до момента его обустройства в соответствии с требованиями действующего законодательства; - обязать Администрацию района в срок, не превышающий 3 (три) месяца со дня вступления в законную силу решения суда обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» км 19+036 (право) (координаты 60.357813,29.741746); - в случае неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с Администрации района в пользу Учреждения судебную неустойку в размере 20 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда по пунктам 2, 3 и 4 просительной части заявления до момента его фактического исполнения. При этом Учреждение заявило отказ от требований, предъявленных к Администрации поселения, который был принят судом апелляционной инстанции, в связи с чем производство по делу в указанной части было прекращено. Постановлением от 27.11.2024 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 14.03.2024 на основании части 6.1 статьи 268, части 4 статьи 270 АПК РФ и принял по делу новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции признал несанкционированным примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» км 19+036 (право) (координаты 60.357813, 29.741746); обязал Администрацию района в срок, не превышающий 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» км 19+036 (право) (координаты 60.357813,29.741746); установил размер судебной неустойки, подлежащей взысканию с Администрации района в пользу Учреждения на случай несвоевременного исполнения судебного акта по настоящему делу, в сумме 20 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 27.11.2024 и оставить в силе решение от 14.03.2024. При этом согласно кассационной жалобе Администрация по существу обжалует постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных исковых требований, по причине того, что не признает себя надлежащим ответчиком по предъявленным исковым требованиям. По мнению Администрации района, обязанность по обустройству спорного примыкания к автомобильной дороге в соответствии с требованиями действующего законодательства должен нести владелец объекта дорожного сервиса - АО «Тандер». Учреждение в своем отзыве на кассационную жалобу, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель Администрации района поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Учреждения и Общества возражали против ее удовлетворения. Администрация поселения надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Как следует из материалов дела, установлено судами и признано участниками спора, Учреждение является уполномоченным лицом, отвечающим среди прочего за надлежащее содержание автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, и обеспечение безопасности дорожного движения на этих дорогах при осуществлении дорожной деятельности. В ходе осуществления контроля за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Огоньки - Стрельцово - Толоконниково» км 19+036 (справа) в Выборгском районе Ленинградской области комиссией в составе: специалиста Учреждения, представителей отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области, Администрации поселения, государственного предприятия «Пригородное ДРСУ №1» было установлено нарушение законодательства в области дорожной деятельности, о чем составлен акт от 17.02.2023. Из акта от 17.02.2023 следует, что в границах полосы отвода на участке указанной автомобильной дороги км 19+036 (координаты 60.357813, 29.741746) осуществляется эксплуатация примыкания, обустроенного для обеспечения доступа к торговому центру «Магнит», расположенному на земельном участке с кадастровым номером 47:01:1711002:85 по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Первомайское сельское поселение, с нарушением требований статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ); примыкание не оборудовано необходимыми техническими средствами (дорожные знаки, горизонтальная разметка) и элементами обустройства дороги, предусмотренными требованиями ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения»; покрытие на примыкании отличается по типу покрытия основной дороги, выполнено без соответствующих проектных решений, согласованных с владельцем автомобильной дороги; конструкция дорожной одежды не равнозначна конструкции основной дороги; нарушена система водоотвода автомобильной дороги; под примыканием не предусмотрено устройство водопропускной трубы, что ведет к разрушению конструктивных элементов дороги. Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили Учреждению основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционный суд, рассмотрев дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, удовлетворил требования Учреждения частично: признал несанкционированным спорное примыкание к автомобильной дороге регионального значения; обязал Администрацию района обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства спорное примыкание и установил размер судебной неустойки на случай несвоевременного исполнения судебного акта. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего. Согласно части 1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ (действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения) строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и названным Законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Частью 2 статьи 20 Закона № 257-ФЗ установлено, что в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание. В силу части 5.1 статьи 20 Закона № 257-ФЗ согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 данной статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий. Как указано в части 8 статьи 20 Закона № 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 названной статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В данном случае спорное примыкание выполнено с нарушением требований статьи 20 Закона № 257-ФЗ, что не опровергается привлеченными к участию в деле ответчиками. Определяя надлежащего ответчика по настоящему спору, суд апелляционной инстанции установил, что спорное примыкание находится на землях неразграниченной собственности и фактически является частью дорожной сети, которая ведет к населенному пункту Первомайского сельского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области и обеспечивает доступ к частным домовладениям, расположенным на земельных участках: 47:01:1711002:447; 47:01:1711002:383; 47:01:1711002:397; 47:01:1711002:398. На основании установленных обстоятельств по делу, руководствуясь положениями статей 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), суд апелляционной инстанции признал, что применительно к рассматриваемому случаю надлежащим ответчиком по делу является Администрация района. Суд кассационной инстанции указанный вывод считает правильным, поскольку в силу пункта 5 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения муниципального района и в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 названного Закона не относится к вопросам местного значения сельского поселения. Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является АО «Тандер», был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка. Как установлено апелляционным судом, доступ к земельному участку с кадастровым номером 47:01:1711002:85, арендуемому АО «Тандер» в целях размещения и эксплуатации магазина «Магнит», осуществляется с дороги, ведущей к населенному пункту; указанный земельный участок не имеет непосредственного присоединение к спорному примыканию и не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального значения, а также не относится к объектам дорожного сервиса; спорное примыкание обустроено до возведения указанного магазина, в проектной документации на строительства которого было предусмотрено и согласовано использование существующего заезда на территорию этого участка. Доводы Администрации района не опровергают выводы апелляционного суда и не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, а сводятся к иной оценке представленных в материалы дела доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами апелляционного суда, основанными на всестороннем исследовании всех обстоятельств по делу. Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2024 по делу № А56-53826/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
|