Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., при участии от Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области Шатовой Т.М. (доверенность от 14.01.2025), рассмотрев 22.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2024 по делу А42-371/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Решение», адрес: 183052, город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, ИНН 5190094780 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, адрес: 183038, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 18, ИНН 5190109281 (далее - Министерство), о признании недействительным решения, изложенного в приказе от 22.12.2023 № 1124, которым в реестре лицензий Мурманской области многоквартирный дом № 35 по улице Шабалина города Мурманска исключен из состава сведений об управляемых Обществом многоквартирных домах и одновременно отнесен к сведениям о многоквартирных домах, управляемых обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания «Мурман-Стар», адрес: 183028, город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 11а, кабинет 206 (далее - ООО «Мурман-Стар»). Определением суда первой инстанции от 22.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Мурман-Стар». Решением суда первой инстанции от 20.07.2024 заявленные требования удовлетворены. Постановлением апелляционного суда от 09.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением суда кассационной инстанции от 01.04.2025 (судьи Кудин А.Г., Аникина Е.А., Мунтян Л.Б.) рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 22.04.2025. Определением кассационной инстанции от 22.04.2025 в порядке части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Аникиной Е.А. на судью Алешкевича О.А. и замена судьи Мунтян Л.Б. на судью Толкунова В.М. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в жалобе. Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество в соответствии с протоколом от 29.05.2023 № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 35 по улице Шабалина города Мурманска было избрано управляющей организацией этого дома и с ним заключен договор управления от 29.05.2023 № 725-69, о чем Министерством вынесен соответствующий приказ с 01.07.2023. Однако на основании протокола от 27.10.2023 собственниками помещений названного дома решено расторгнуть договор управления домом с Обществом и заключить такой договор с ООО «Мурман-Стар». Протокол поступил в Министерство, которое приказом от 22.12.2023 № 1124 внесло изменения в реестр лицензий Мурманской области в отношении Общества путем исключения из его раздела сведений об управлении многоквартирным домом № 35 по улице Шабалина города Мурманска с датой окончания управления 31.01.2024, и в отношении ООО «Мурман-Стар» путем включения в его раздел сведений об управлении указанным домом с 01.02.2024. Полагая, что данный приказ Министерства не основан на законе, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно частям 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 195 ЖК РФ). Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра установлены статьей 198 ЖК РФ. Согласно части 2 указанной статьи в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3 статьи 198 ЖК РФ). Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий; обстоятельства, подлежащие проверке органом государственного жилищного надзора при рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение: о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка № 938/пр). В силу пункта 8 Порядка № 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка. Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 данного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 этого же Порядка (пункта 9 Порядка № 938/пр). Частью 1, пунктами 4, 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого, в числе прочего, отнесены выбор способа управления многоквартирным домом и принятие решения о выборе управляющей организации. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ). В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (часть 2). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9). Согласно части 1, пункту 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации с такой организацией заключается договор управления многоквартирным домом на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ). В силу положений части 8.2 статьи 162 ЖК РФ (в редакции вступившего в законную силу 15.08.2023 Федерального закона № 434-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не ранее чем через год с даты заключения такого договора, за исключением случаев невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или решение об изменении способа управления многоквартирным домом. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, определив, что уполномоченный орган вправе вносить изменения в реестр лицензий и включать в управление управляющей компанией МКД только при наличии решения собрания собственников, отвечающего условиям, установленным действующим законодательством, установили в рассматриваемом случае, что деятельность в качестве управляющей компании согласно протоколу от 29.05.2023 № 1 осуществляет Общество на основании договора от 29.05.2023 № 7825-69, при этом решение собственников о смене управляющей компании на ООО «Мурман-Стар», оформленное протоколом общего собрания собственников от 27.10.2023, принято без учета срока, установленного частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ, менее чем через год после заключения договора управления с Обществом. Отклоняя довод Министерства о том, что положения части 8.2 статьи 162 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 434-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку в рассматриваемом случае отношения по вопросу управления спорного МКД возникли до введения в действие указанного Федерального закона, суды, руководствуясь правилами действия норм жилищного законодательства во времени, установленными в статье 6 ЖК РФ (части 1, 3), обоснованно заключили о том, что жилищные отношения по управлению МКД Обществом возникли до введения в действие Федерального закона № 434-ФЗ, по состоянию на 15.08.2023 не были прекращены, напротив, имели место возникшие после этой даты жилищные права и обязанности, а именно, решение собственников, оформленное протоколом от 27.10.2023 о смене управляющей организации, следовательно, на собственников помещений МКД, решивших 27.10.2023 реализовать свое право на смену управляющей организации в рамках возникших с 01.07.2023 жилищных отношений, распространяется действующая с 15.08.2023 редакция части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, не допускающая расторжения надлежащим образом исполняемого договора управления ранее чем через один год с момента его заключения. Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно признал приказ Министерства недействительным, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционной инстанцией положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2024 по делу А42-371/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области - без удовлетворения.
|