Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



4

А05-6353/2024



952/2025-22018(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 апреля 2025 года

Дело №

А05-6353/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
     рассмотрев 23.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Жилищные коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2024 по делу № А05-6353/2024,


у с т а н о в и л:

     
     Администрация городского округа «Город Архангельск», адрес: 163000,  г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991  (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Жилищные коммунальные системы», адрес: 163069,  г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 81, оф. 310, ОГРН 1142901009327,  ИНН 2901250948 (далее - Компания), организовать место для сбора и накопления твердых бытовых отходов по адресу: г. Архангельск, Советская ул., д. 55, для многоквартирных домов 53, 55 корп. 1, 59, 59, корп. 1 по Советской улице  в городе Архангельске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
     Решением суда первой инстанции от 31.07.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.10.2024, исковые требования Администрации удовлетворены: на Компанию возложена обязанность организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по вышеуказанным адресам в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
     В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     Как указывает податель жалобы, земельный участок, на котором планируется размещение места для сбора и накопления ТКО, не включен в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Компания на основании договора от 01.02.2024 № 6090р; решение о размещении контейнерной площадки  как элемента благоустройства придомовой территории на земельном участке по адресу: г. Архангельск, Советская ул., д. 55, собственниками помещений в многоквартирных домах, поименованных в исковом заявлении, не принималось; площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом по указанному адресу, не позволяет обустроить площадку для сбора ТКО с соблюдением требований пункта 4 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), пункта 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), предусматривающих необходимость размещения мусоросборников на расстоянии от окон до дверей зданий не менее 20 метров, но не более 100 метров от входных дверей.
     Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что в силу положений статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации мест накопления ТКО в качестве исключения из общего правила возлагается на управляющую компанию.
     По мнению Компании, из системного толкования пунктов 4 и 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пунктов 11, 15 - 19 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039),  следует, что именно на органы местного самоуправления возлагается обязанность по созданию мест накопления ТКО.
     Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Как следует из материалов дела, на основании заключенного с Администрацией договора управления многоквартирным домом от 01.02.2024  № 6090р (далее - Договор) Компания оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, поименованными в приложении № 4 к Договору, в том числе домами 53, 55, 55, корпус 1, 59, 59, корпус 1 по Советской улице в городе Архангельске.
     Согласно представленным доказательствам по делу ранее (до заключения Договора) Компанией сопроводительным письмом от 19.05.2023 № 441 в адрес администрации Соломбальского территориального округа Администрации городского округа «Город Архангельск» (далее - Администрация территориального округа) была направлена заявка о согласовании места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Архангельск, Соломбальский округ, Советская ул., д. 55.
     Администрация территориального округа в соответствии с Порядком определения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Архангельск», утвержденным постановлением Администрации от 13.02.2020 № 285, в составе комиссии произвела осмотр территории предлагаемого места накопления ТКО, по результатам которого оформила акт от 08.06.2023 № 5 об определении места накопления ТКО.
     Согласно указанному акту  местом накопления ТКО определена площадка площадью 11 кв.м, расположенная  по адресу: г. Архангельск, Соломбальский округ, Советская ул., д. 55, и рассчитанная на установку 2 контейнеров объемом 1,1 куб.м (далее - контейнерная площадка).
     На основании запроса Администрации территориального округа от 21.06.2023 № 32-26/792 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в отношении контейнерной площадки вынесло  заключения от 23.06.2023 № 123, 124.
     Согласно  указанным заключениям  контейнерная площадка оборудуется для жилых домов 50, 51, 53, 55, 55, корп. 1, 59, 59, корп. 1, 61, 79, 81, 83 по Советской улице, 10 и 12 по ул. Мещерского в г. Архангельске и соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
     Акт от 08.06.2023 № 5 об определении места накопления ТКО и указанные заключения были направлены в адрес Компании письмом Администрации территориального округа от 27.06.2023 № 32-26/819.
     Впоследствии Администрация территориального округа провела осмотр контейнерной площадки  (акт осмотра от 20.10.2023),  по результатам которого направила в адрес Компании письмо от 24.10.2023 № 32-26/1331 о необходимости оборудования контейнерной площадки в соответствии с требованиями пункта 3.1 санитарных правил СП 3.5.3.3223-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 № 58,  и пункта 8.2.5 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010,  согласно которым места накопления ТКО должны быть асфальтированы или бетонированы, ограничены бордюром и зелеными насаждениями по периметру площадки и иметь подъездной путь для автотранспорта.
     Повторный осмотр контейнерной площадки Администрация территориального округа осуществила 17.01.2024 и установила отсутствие работ по оборудованию контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства (акт осмотра от 17.01.2024), в связи с чем обратилась в Администрацию  с целью инициирования обращения  в суд с иском о понуждении Компании оборудовать контейнерную площадку.
     Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации с рассматриваемым иском.
     Суды двух инстанций удовлетворили заявленные требования и обязали Компанию организовать место накопления ТКО на контейнерной площадке в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании следующего.  
     Согласно пункту 4 статьи 8 Закона № 89-ФЗ и пункту 3 Правил № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
     Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
     Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
     Приведенная позиция также изложена в пункте 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, в соответствии с которой создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
     Суды, делая вывод о том, что управляющая организация в соответствии со статьями 161, 162 ЖК РФ, Правилами № 170 и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, обязана для обслуживания многоквартирного дома создать место (площадку) накопления ТКО, не учли, что в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ управляющая организация может это сделать только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
     Несмотря на то, что Компания последовательно указывала на данное обстоятельство, приводимые  доводы  не получили должной оценки судов двух инстанций.
     В материалах дела отсутствуют доказательства как принятия соответствующего решения общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, для которых должна быть оборудована спорная контейнерная площадка, так и отнесения земельного участка места накопления ТКО к общему имуществу собственников помещений в этих многоквартирных домах (или в одном из них). Напротив, из материалов дела усматривается, что спорная контейнерная площадка расположена на территории общего пользования.
     Указанные обстоятельства являются существенными для  разрешения спора и вынесение судебных актов без их учета противоречит задачам и целям судопроизводства в арбитражных судах (пункт 1 статьи 2 АПК РФ).
     Поскольку обстоятельства дела являются не исследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в суд первой инстанции.
     При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать правовую оценку сложившимся правоотношениям и доводам сторон, после чего, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2024 по делу № А05-6353/2024 отменить.
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин
С.В. Соколова