Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Карсаковой И.В., Лущаева С.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу Мышляевой С.В. (доверенность от 13.01.2025 № 28-08/00318), рассмотрев 29.04.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергосталь» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2024 по делу № А56-36664/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Энергосталь», адрес: 196084, Санкт-Петербург, Ново-Рыбинская ул., д. 19-21, лит. А, пом. 25-Н, комн. 11. р.м. 1, ОГРН 1147847433920, ИНН 7810371944 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании безнадежной к взысканию задолженности Общества в размере 176 458 974 руб. 34 коп., в т.ч. 103 644 096 руб. 26 коп. недоимки, 71 555 228 руб. 08 коп. пеней, 1 259 650 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), образовавшейся на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу, адрес: 196142, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1047818000009, ИНН 7810000001 (далее - Инспекция), от 31.10.2022 № 09/7925 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением суда первой инстанции от 04.09.2024 заявленные требования удовлетворены, задолженность Общества в размере 176 458 974 руб. 34 коп., образовавшаяся на основании решения Инспекции от 31.10.2022 № 09/7925, признана безнадежной к взысканию, а обязанность Общества по ее уплате - прекращенной; с Инспекции в пользу Общества взыскано 6000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины. Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.12.2024 решение от 04.09.2024 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 22.12.2024, оставить в силе решение от 04.09.2024. Как указал податель кассационной жалобы, продолжительность приостановления выездной налоговой проверки обусловлена необходимостью истребования документов, после получения которых проверку надлежит возобновить; максимально возможный шестимесячный срок приостановления проверки не означает, что налоговый орган может возобновлять ее по своему усмотрению; проверка была необоснованно приостановлена Инспекцией на 4 месяца и 4 дня; апелляционный суд не принял во внимание продолжительность просрочки, связанной с непредъявлением Инспекцией иска о взыскании спорной задолженности; предельный срок для судебного взыскания задолженности истек до выставления требования от 26.03.2024 № 65444. В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным. От Общества 24.04.2025 поступило ходатайство об отложении рассмотрения его кассационной жалобы в судебном заседании, поскольку 29.04.2025 в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области будет рассматриваться дело № А56-29289/2024 по заявлению Общества об оспаривании решения Инспекции от 31.10.2022 № 09/7925. Общество указывает, что в случае полного или частичного удовлетворения его требований в рамках дела № А56-29289/2024 предмет спора по настоящему делу изменится либо прекратит существовать; кроме того, Общество не имеет возможности направить двух представителей в судебные заседания. Изучив указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения. В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Законность обжалуемого судебного акта проверена в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении Общества за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 выездной налоговой проверки по НДС Инспекция составила акт проверки от 25.10.2021 № 09/7937 и с учетом возражений налогоплательщика 31.10.2022 вынесла решение № 09/7925 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 103 679 070 руб. НДС, 74 701 234 руб. 11 коп. пеней, Общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 1 259 650 руб. штрафа. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 19.03.2024 № 16-15/13793@ апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 31.10.2022 № 09/7925 оставлена без удовлетворения. В связи с вступлением решения от 31.10.2022 № 09/7925 в законную силу Инспекция 26.03.2024 выставила Обществу требование № 65444 об уплате задолженности. Поскольку задолженность в установленный в требовании срок не была погашена, налоговым органом в соответствии со статьей 46 НК РФ 26.04.2024 вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика. Решением Управления от 14.05.2024 № 08- 09/13042@ решение Инспекции от 31.10.2022 № 09/7925 отменено в части доначисления пеней по НДС за период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 (с 01.04.2022 по 31.10.2022); в результате произведенного Инспекцией перерасчета размер пеней составил 71 555 228 руб. 08 коп., в адрес налогоплательщика 31.05.2024 направлено уточненное требование № 12574 об уплате задолженности. Общество, посчитав, что Инспекция нарушила сроки проведения налоговой проверки более чем на два года, в связи с чем утратила право на принудительное взыскание задолженности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции, заключив, что Инспекция превысила двухлетний срок проведения налоговой проверки, признал задолженность, образовавшуюся в связи с принятием решения от 31.10.2022 № 09/7925, безнадежной к взысканию, а обязанность Общества по ее уплате - прекращенной. Суд апелляционной инстанций, придя к выводам о соблюдении налоговым органом двухлетнего срока проведения налоговой проверки и правомерном выставлении требования об уплате задолженности, решение суда первой инстанции от 04.09.2024 отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы. Длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07). Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Как следует из правовых позиций, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2011 № 16705/10, от 29.11.2011 № 7551/11, от 05.02.2013 № 11254/12, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Как следует из материалов дела, решение о привлечении Общества к налоговой ответственности принято 31.10.2022, вступило в законную силу с момента принятия Управлением решения от 19.03.2024; требование об уплате недоимки выставлено налогоплательщику 26.03.2024; решение о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика принято 26.04.2024. Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2024 № 301-ЭС23-26689, если сроки совершения определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней, рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в своей совокупности превысили двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), то налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как в бесспорном, так и в судебном порядке. Как следует из материалов дела, при обращении в суд первой инстанции Общество заявило о нарушении Инспекцией на 1 год 11 месяцев и 6 дней сроков рассмотрения материалов проверки и апелляционной жалобы налогоплательщика. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Общество указало, что данный срок превышен Инспекцией на 2 года и 13 дней. Между тем судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что в рассматриваемом случае нарушение Инспекцией указанных сроков составило в совокупности 1 год 8 месяцев и 11 дней, в связи с чем двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), вопреки доводу подателя жалобы, Инспекцией не превышен. Довод Общества о неоднократном необоснованном приостановлении проведении Инспекцией проверки судом апелляционной инстанции правомерно отклонен, поскольку приостановление проверки было обусловлено необходимостью истребования документов у контрагентов налогоплательщика, что прямо следует из представленных решений Инспекции. Кроме того, налоговым органом соблюден шестимесячный срок приостановления выездной налоговой проверки, установленный пунктом 9 статьи 89 НК РФ, что подтверждено материалами делами. При таких обстоятельствах указание Общества на необоснованное приостановление налоговой проверки в пределах шестимесячного срока не свидетельствует о нарушении Инспекцией двухлетнего срока, предусмотренного абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период). Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делам № А56-12217/2023, А56-40167/2023 несостоятельна, поскольку в рамках данных дел была установлена иная совокупность фактических обстоятельств в отношении иных налоговых проверок. В рассматриваемом случае апелляционным судом установлено, что сроки проведения мероприятий налогового контроля и совершения соответствующих процессуальных действий, связанных со взысканием задолженности, не превысили предельных двух лет. До истечения предельного двухлетнего срока налоговым органом реализована процедура принудительного взыскания, а именно выставлено требование от 23.03.2024 и принято решение от 26.04.2024 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика. С учетом изложенного суд апелляционный инстанции обоснованно заключил, что правовые основания для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию отсутствуют. При этом суд кассационной инстанции отмечает, что при реализации внесудебной процедуры взыскания недоимки, пеней и штрафа пропуск срока на обращение в суд за взысканием задолженности не свидетельствует о безнадежности ее взыскания. Доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судом фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ. Всем доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2024 по делу № А56-36664/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергосталь» - без удовлетворения.
|