Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б., при участии Дормодехиной Л.А. (паспорт), от общества с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз» Чертовских А.С. (доверенность от 19.09.2024), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Гараджаева Ф.Ф. (доверенность от 21.08.2024), рассмотрев 05.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А56-46987/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз», адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, корп. 1, лит. А, ОГРН 1047833005406, ИНН 7838017541 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), от 16.04.2024 № 078/04/9.21-451/2024 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 110 000 руб. и представления от 16.04.2024 № 78/9770/24 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дормодехина Лидия Александровна. Решением суда первой инстанции от 05.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, указывая, что переданная для согласования проектная документация (далее - ПД) разработана с нарушением технических регламентов, не соответствует минимальным требованиям пожарной безопасности и общим требованиям безопасности зданий. Несмотря на рекомендательный характер, СП 402.1325800.2018 «Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2018 № 789/пр (далее - СП 402.1325800.2018), не может быть проигнорирован при разработке ПД. Кроме того, суды не приняли во внимание, что замечания основаны не только на СП 402.1325800.2018, но и на требованиях Федеральных законов от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Техрегламент), от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; замечания, связанного с необходимостью установки клапана-отсекателя, Общество к ПД не предъявляло, его установка была предусмотрена первоначальным вариантом проекта, разработанного по заказу Дормодехиной Л.А. без замечаний с ее стороны. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления возразил на доводы жалобы по мотивам отзыва, Дормодехина Л.А. также возразила против доводов, изложенных в кассационной жалобе. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило заявление Дормодехиной Л.А. (вх. № 33096/23 от 15.12.2023) относительно возможного нарушения Обществом Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (действовавших на момент заключения договора; далее - Правила № 1314), выразившегося в навязывании обязательств по выполнению мероприятий, не предусмотренных техническими условиями Правил № 1314, и затягиванию процесса согласования ПД в отношении квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 96, лит. А. Управлением в ходе проверки заявления установлено, что ранее между Дормодехиной Л.А. и Обществом заключен договор от 31.05.2021 № ТП3С-1056-2-2021 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - Договор). Пунктом 2 Договора установлено, что подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями (далее - ТУ) на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения по форме согласно Приложению № 1, являющимися неотъемлемой частью Договора. В рамках Договора Дормодехина Л.А. обратилась в Общество за подключением дополнительного газоиспользующего оборудования (газового водонагревателя) к сети и увеличением в результате его эксплуатации потребления газа. В соответствии с поданной заявкой, с учетом того, что квартира находится в многоквартирном доме и ранее была газифицирована, Обществом подготовлен договор, предусматривающий с его стороны в соответствии с ТУ выполнение мероприятий по проведению мониторинга исполнения ТУ и осуществление фактического подключения вместе с пуском газа. Обязанность по разработке ПД о создании сети газопотребления, согласовании ее в установленном порядке, обеспечении создания сети была возложена на Дормодехину Л.А. Согласно Договору и ТУ срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа составляет 8 месяцев со дня заключения Договора. Далее дополнительными соглашениями этот срок неоднократно продлевался. В качестве подрядчика для разработки ПД Дормодехиной Л.А. было выбрано акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - подрядчик), с которым заключен договор подряда на выполнение проектных работ № 761-3640-21. Указанная ПД неоднократно направлялась в адрес Дормодехиной Л.А. на доработку письмами Общества от 12.11.2021, 15.04.2022, 09.01.2023, 10.04.2023, 10.05.2023, 11.09.2023. Возврат ПД Обществом мотивирован ее несоответствием требованиям законодательства и строительным правилам, в которых Общество ссылается на: - СП 402.1325800.2018, пункт 8.3 которого предусматривает оснащение системами контроля загазованности (по метану и оксиду углерода) газифицированных помещений одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 «Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 780, Свода правил СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.02.2013 № 116, в которых предусмотрено, что помещения, в которых устанавливается газоиспользующее оборудование любой мощности, должны быть оснащены автоматикой безопасности, сблокированной с электромагнитными клапанами, обеспечивающими прекращение подачи топлива в определенных случаях; - пункт 8.3 СП 402.1325800.2018, согласно которому в помещениях с газовыми теплогенераторами также следует предусматривать термозапорный клапан по «ГОСТ Р 52316-2005. Национальный стандарт. Техника пожарная. Клапаны Термозапорные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.02.2005 № 33-ст; - пункт 5.1 СП 402.1325800.2018 в части оборудования газовой плиты системой «газ-контроль», прекращающей подачу газа на горелку при погасании пламени; - статью 59 Техрегламента об ограничении распространения пожара за пределы очага, обосновывающую необходимость установки клапана-отсекателя. Посчитав, что при доработке ПД Обществом были навязаны Дормодехиной Л.А. дополнительные обязательства по оснащению газовой сети системами контроля загазованности, термозапорным клапаном, клапаном-отсекателем, а также оборудования уже имеющейся и находящейся в использовании газовой плиты системой «газ-контроль», Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 104 Правил № 1314. Усмотрев в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление 05.04.2024 составило протокол № 05/8748/24 об административном правонарушении, а 16.04.2024 вынесло оспариваемое постановление. Также в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в адрес Общества УФАС внесено представление от 16.04.2024 № 78/9770/24 об устранении в течение месячного срока причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Не согласившись с постановлением и представлением, Общество оспорило их в судебном порядке. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) подключения и недискриминационного доступа к газораспределительным сетям. Согласно пункту 80 Правил № 1314 при отклонении исполнителем указанных в пункте 79 настоящих Правил предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении. В силу пункта 83 Правил № 1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия, в том числе: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий; срок осуществления мероприятий по подключению; размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения; порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение. Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Переустройство включает, в частности, установку бытовых электроплит взамен газовых, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи и другое. В пункте 97 Правил № 1314 определено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем ПД согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем ПД согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка ПД не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем ТУ; г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем ТУ; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении). Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Подпунктом «б» пункта 98 Правил № 1314 на исполнителя возлагаются обязанности по осуществлению мониторинга выполнения заявителем ТУ о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения». В соответствии с пунктом 75 Правил № 1314 ТУ прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя). В соответствии с пунктом 104 Правил № 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований ТУ и ПД сети газопотребления, представленной исполнителю вместе с уведомлением о выполнении ТУ, исполнитель по завершении осмотра составляет и передает заявителю перечень замечаний. Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, сроки по Договору неоднократно продлевались дополнительными соглашениями, однако на дату обращения Дормодехиной Л.А. с заявлением в Управление работы так и не были завершены, в том числе и по вине Общества, согласующего ПД с конца 2021 года (первые замечания были направлены 12.11.2021) по конец 2023 года (документация согласована 19.10.2023). Общество указывает, что установка клапана-отсекателя и место его расположения изначально были предусмотрены проектом. При этом в ходе рассмотрения заявления и административного дела Общество подтвердило, что считает установку данного клапана обязательной в силу статьи 59 Техрегламента. Однако статья 59 не предусматривает в качестве единственно обязательного условия установку такого клапана. Статья 59 предусматривает, что ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: 1) устройство противопожарных преград; 2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности или высоты зданий и сооружений; 3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; 4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; 5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; 6) применение установок пожаротушения. Наличие уже установленных способов ограничения распространения пожара Обществом надлежаще не проверялось. Управление и суды двух инстанций на основе изучения ТУ, ПД, длительной переписки по устранению замечаний, руководств (инструкции) по эксплуатации, паспортов и технических характеристик оборудования, императивности указаний и сферы регулирования нормативных правовых актов, конкретных обстоятельств настоящего случая пришли к выводу о доказанности в деяниях Общества состава вмененного правонарушения. Самостоятельных процедурных оснований незаконности оспоренного представления кассатором не приведено. Суды отметили и представитель Общества подтвердил, что после доработанная ПД была согласована Обществом. Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено. Оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено. Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ надлежаще обоснованы. Таким образом, обжалуемые судебные акты являются в силу указанного правильными по существу, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А56-46987/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз» - без удовлетворения.
|