Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А05-8996/2024


928/2025-23422(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2025 года

Дело №

А05-8996/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
     при участии от индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны Ляпуновой Е.В. (доверенность от 19.09.2024), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность от 09.01.2023),
     рассмотрев 12.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2024 по делу № А05-8996/2024,
     

у с т а н о в и л:

     индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна, адрес: 164514, Архангельская обл., г. Северодвинск, ОГРНИП 321290100010014, обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3, ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление), о признании незаконным уведомления от 16.07.2024 об отказе в проведении регистрационного действия в отношении транспортного средства; о возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области в лице Отдела обязанности по осуществлению регистрационных действий, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ), путем оформления регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым заявителем, осуществляющим торговую деятельность, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента опубликования решения суда в полном объеме; о взыскании с Управления денежной компенсации в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения (с учетом уточнения заявленных требований).
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163002, г. Архангельск, Карпогорская ул., д. 10 (далее - Отдел).
     Решением суда первой инстанции от 14.10.2024 оспариваемое уведомление признано незаконным, на Управление в лице Отдела возложена обязанность в течение 5 рабочих дней со дня размещения решения суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществить регистрационные действия, предусмотренные пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ - оформить регистрационный документ на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым заявителем, осуществляющим торговую деятельность, с Управления в пользу заявителя взыскана денежная компенсация в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
     По мнению подателя жалобы, основания для отказа в совершении регистрационных действий имелись, поскольку не представлены документы, идентифицирующие транспортное средство. Управление полагает, что в соответствии с пунктом 14 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 (далее - Правила № 1764), регистрационные действия осуществляются при наличии действительного паспорта транспортного средства. Ссылаясь на Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 (далее - Порядок № 122), кассатор указывает на необходимость представления паспорта транспортного средства, а при его отсутствии - ряда документов, по сведениям которых вносятся сведения в него, в том числе документа, подтверждающего безопасность конструкции транспортного средства.
     В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Антипиной Н.С. просила в ее удовлетворении отказать.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Антипина Н.С., одним из осуществляемых видов экономической деятельности которой является торговля легковыми автомобилями (код ОКВЭД 45.11), по договору купли-продажи от 17.01.2023 в целях перепродажи приобрела транспортное средство VW Caravelle 2.5, уникальный идентификационный номер (VIN) WV2ZZZ70ZSH068454, 1995 года выпуска, цвет - красный, ранее не состоявшее на государственном учете в Российской Федерации.
     Представитель заявителя обратился в Отдел с заявлением от 15.07.2024 об оформлении регистрационного документа на транспортное средство, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи.
     Уведомлением Отдела от 16.07.2024 в совершении регистрационного действия отказано на основании пунктов 4, 5 части 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ ввиду непредставления паспорта транспортного средства, регистрационного документа, отсутствием электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов.
     Антипина Н.С. не согласилась с указанным уведомлением и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого уведомления, заявленные требования удовлетворил.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
     Указанные требования не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ).
     Согласно пункту 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ к регистрационным действиям относится оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
     Как предусмотрено частью 1 статьи 15 Закона № 283-ФЗ, должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, устанавливающих основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета (пункт 5).
     В силу части 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ основаниями для отказа в совершении регистрационных действий относятся: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (пункт 4); отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт (пункт 5).
     В соответствии с пунктом 3 Правил № 1764 государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
     Согласно пункту 7 Правил № 1764 заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных.
     На основании пункта 75 Правил № 1764 оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней.
     Аналогичная обязанность регистрационного подразделения предусмотрена пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950.
     В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования не распространяются, в частности, на транспортные средства (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортных средств), перегоняемые к местам продажи и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
     В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представитель Антипиной Н.С., осуществляющей торговую деятельность по реализации транспортных средств, подал в Отдел заявление об осуществлении регистрационных действий, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ и пунктом 75 Правил № 1764, с целью перегона автомобиля к месту его продажи.
     Совокупное толкование пункта 3 статьи 15 Закона № 196-ФЗ, части 2 статьи 6, пункта 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ, пункта 75 Правил № 1764 позволяет сделать вывод, что такое регистрационное действие, как оформление регистрационного документа на транспортное средство, перегоняемое к месту его продажи, и выдача государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" не влечет включение такого транспортного средства в государственный реестр транспортных средств и не обусловлено обязательным наличием паспорта транспортного средства, которое не подлежит государственной регистрации.
     При таких обстоятельствах является правомерным вывод судов о том, что в отношении принадлежащего предпринимателю автомобиля как товара действующим законодательством предусмотрено совершение отдельного регистрационного действия - оформление регистрационного документа, при этом транспортному средству присваивается государственный регистрационный номер, выдается государственный регистрационный знак "Транзит" и свидетельство о государственной регистрации.
     Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Отдела упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2024 № 307-ЭС23-27387 по делу № А05-15/2023).
     В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
     Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2024 по делу № А05-8996/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая