Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Карсаковой И.В., Соколовой С.В., при участии от открытого акционерного общества «МИНСК КРИСТАЛЛ» Приходько Е.В. (доверенность от 17.03.2025 № 0201/53), Рябцева Д.В. (доверенность от 09.08.2024 № 0201/89), от открытого акционерного общества «Гродненский ликеро-водочный завод» Борель Н.Ч. (доверенность от 13.01.2025 № 5-2025), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу Елдышева В.В. (доверенность от 12.01.2025 № 05-21/06941), Шенгель О.А. (доверенность от 17.06.2024 № 05-14/10508), рассмотрев 12.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2024, дополнительное решение от 14.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2025 по делу № А56_122511/2022, у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «МИНСК КРИСТАЛЛ», адрес: 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Октябрьская, д. 15 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция), по аннулированию отметок и отзыву заявлений от 23.11.2021 № 7813231120210001, от 19.11.2021 № 7813191120210005, от 26.11.2021 № 7813261120210001, от 30.11.2021 № 7813301120210004, от 17.12.2021 № 7813171220210019, от 09.03.2022 № 7813090320220001, от 25.11.2021 № 7813251120210001, от 30.11.2021 № 7813301120210003, от 15.12.2021 № 7813151220210012 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Решением суда от 23.03.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Определением от 29.05.2023 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Пятнистая Лошадь», адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 50, лит. А, кв. 36, ОГРН 1147847298774, ИНН 7813596262 (далее - ООО «Пятнистая Лошадь»), и открытое акционерное общество «Гродненский ликеро-водочный завод», адрес: 230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Виленская, д. 22 (далее - Завод). Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 решение суда от 23.03.2023 отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2024 решение суда от 23.03.2023 и постановление апелляционного суда от 15.08.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Решение суда от 17.04.2024 и дополнительным решением от 14.06.2024, оставленными без изменения постановлением апелляционного суда от 09.01.2025, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт. Податель кассационной жалобы считает ошибочным вывод судов о недоказанности наличия оснований для аннулирования отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Инспекция обращает внимание, что ООО «Пятнистая Лошадь» (российский импортер) не уплатило акциз при ввоза спирта на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатило налог на добавленную стоимость (далее - НДС). По мнению налогового органа, Общество обладало сведениями об уплате российским импортером налогов не в полном объеме. Инспекция также указывает на недоказанность ввоза в Российскую Федерацию именно того спирта, который указан в заключенных Обществом контрактах. В отзывах на кассационную жалобу Общество и Завод, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Представитель ООО «Пятнистая Лошадь» в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества и Завода возражали против ее удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (продавец, Республика Беларусь) и ООО «Пятнистая Лошадь» (покупатель, Российская Федерация) 26.10.2021 заключили контракт № 22-2021/RU (далее - Контракт) на поставку ректификованного этилового спирта. Согласно условиям Контракта (пункт 1.1) приобретаемый спирт используется покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукции. В рамках Контракта в период с 27.10.2021 по 17.02.2022 продавец поставил покупателю товар - 21 731,79 литров спирта на 12 441 416 руб. 40 коп. По операциям реализации указанного товара Общество применило налоговую ставку 0% (в налоговом учете Республики Беларусь). Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено обязательство покупателя в течение 7 календарных дней с даты отгрузки каждой партии товара предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. При несвоевременном предоставлении либо непредставлении экземпляра заявления с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающего уплату косвенных налогов в полном объеме, покупатель обязуется компенсировать продавцу убытки, вызванные уплатой косвенных налогов, пени и штрафных санкций, предъявленных налоговым органом продавца (пункт 7.6 Контракта). В соответствии с условиями Контракта и положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) ООО «Пятнистая Лощадь» представило заявления от 23.11.2021 № 7813231120210001, от 19.11.2021 № 7813191120210005, от 26.11.2021 № 7813261120210001, от 30.11.2021 № 7813301120210004, от 17.12.2021 № 7813171220210019, от 09.03.2022 № 7813090320220001 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой Инспекции. Сведения об исполнении ООО «Пятнистая лошадь» обязательств по уплате косвенных налогов по указанным заявлениям были внесены в информационный ресурс «ЕАЭС - обмен». Однако в апреле 2022 года Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара. Соответствующие данные внесены Инспекцией в информационную систему «ЕАЭС-обмен». Обращения и жалобы Общества оставлены без удовлетворения соответствующими письмами Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и ФНС России. Указывая на то, что действия Инспекции по аннулированию отметок и отзыву заявлений являлись неправомерными, повлекли за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь косвенных налогов в полном объеме в связи с ввозом ректификованного этилового спирта на территорию Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, исследовав позиции сторон, не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения суда. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Российская Федерация и Республика Беларусь являются государствами - членами ЕАЭС на основании Договора о ЕАЭС. В соответствии со статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) международные договоры Российской Федерации, устанавливающие иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ, имеют приоритет перед национальным законодательством. Согласно положениям пункта 1 статьи 72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению № 18 к Договору о ЕАЭС. Пунктом 3 статьи 72 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что обмен между налоговыми органами государств-членов информацией, необходимой для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным международным межведомственным договором, которым в том числе устанавливаются порядок обмена информацией, форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена. В соответствии с пунктом 4 Договора о ЕАЭС при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Согласно пункту 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС, далее - Протокол), при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола. Пунктом 4 Протокола предусмотрена необходимость представления налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган ряда документов, и в том числе, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов. Документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары (пункт 5 Протокола). Пунктом 13 Протокола предусмотрено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного пунктом 27 настоящего Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1 - 13.5 Протокола. Протоколом от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее - Протокол об обмене информацией) установлена форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Правила его заполнения. Согласно положениям статьи 2 Протокола об обмене информацией, налоговые органы государств-членов обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-членов, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения), содержащей, в том числе, сведения из заявлений, об отозванных заявлениях. При взаимном обмене информацией налоговые органы обеспечивают полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-членов, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения). Пунктом 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Протоколом, должностное лицо налогового органа, принявшего заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении. При представлении заявления на бумажном носителе один экземпляр остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате косвенных налогов. При этом налогоплательщик направляет два экземпляра заявления с отметкой налогового органа налогоплательщику государства-члена, с территории которого экспортированы товары. При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом. Налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику государства-члена, с территории которого экспортированы товары, копии составленного им заявления и документа, полученного от налогового органа, подтверждающего факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств). Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-15/737@ в целях реализации положений Договора о ЕАЭС, Протокола и Протокола об обмене информацией утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса «ЕАЭС - обмен» (далее - Методические рекомендации). Согласно пункту 2 Приказа ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-15/737@ Методические рекомендации применяются в отношении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которые относятся к налоговым периодам начиная с 1 ноября 2020 года. Из положений пункта 8.1.6. Методических рекомендаций следует, что в день завершения (прекращения) проверки заявления и в случае подтверждения уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами) должностное лицо, проводившее проверку, на бумажном экземпляре заявления вручную заполняет в разделе 2 «Отметка налогового органа» сумму уплаченного НДС и (или) акциза; свою фамилию, инициалы, должность и дату окончания проверки. Одновременно в ИР «ЕАЭС - обмен» должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, вносит информацию о дате завершения проверки, а также в ИР «ЕАЭС - обмен» автоматически фиксируются результаты проверки. В случае отказа в подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами) должностное лицо, проводившее проверку, формирует и распечатывает уведомление об отказе в проставлении отметки. При этом должностное лицо в ИР «ЕАЭС - обмен» фиксирует результат проверки заявления: отказано в подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами). Пунктом 8.2.3 Методических рекомендаций установлены основания и порядок аннулирования отметки налогового органа по заявлению и отзыва заявления. Согласно положениям пункта 8.2.3 Методических рекомендаций, аннулирование отметки осуществляется в случаях, если были установлены следующие факты: - заявление не принято налоговыми органами ЕАЭС по причине наличия ошибок ФЛК (получен протокол ФЛК), при этом, ошибки относятся к данным заявления, внесенным налогоплательщиком; - получен протокол ИД и проверка идентификационного кода (номера) эскпортера подтвердила его ошибочность в заявлении; - установлено, что налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по косвенным налогам (с уменьшением налоговых обязательств); - получена информация от налогоплательщика о необходимости отзыва заявления ввиду полного возврата по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации всех товаров, сведения о которых содержатся в ранее представленном заявлении; - налоговым органом установлен факт отсутствия импорта товара налогоплательщиком, соответствующего условиям, содержащимся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5 пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов. В последних двух случаях при формировании сообщения об аннулировании отметки автоматически (программно) формируется отзыв заявления для его отправки в налоговый орган экспортера. Судами установлено, что в период с октября по декабрь 2021 года и в феврале 2022 года с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации ООО «Пятнистая Лошадь» ввезло приобретенный у Общества и Завода этиловый ректификованный спирт. ООО «Пятнистая Лошадь» уплатило НДС в связи с ввозом спирта. Акциз при ввозе спирта ООО «Пятнистая Лошадь» не уплачивало, суммы акциза при расчете НДС не учитывались. Инспекцией были проставлены отметки об уплате косвенных налогов на заявлениях ООО «Пятнистая Лошадь» от 23.11.2021 № 7813231120210001, от 19.11.2021 № 7813191120210005, от 26.11.2021 № 7813261120210001, от 30.11.2021 № 7813301120210004, от 17.12.2021 № 7813171220210019, от 09.03.2022 № 7813090320220001, от 25.11.2021 № 7813251120210001, от 30.11.2021 № 7813301120210003, от 15.12.2021 № 7813151220210012. В качестве основания оспариваемых действий по аннулированию отметок Инспекцией был указан факт отсутствия импорта товара. Исходя из положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемых действий проверяется судом на момент их совершения. При разрешении спора суды исходили из того, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Аннулирование Инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола, Протокола об обмене информацией, Методических рекомендаций, приводит к нарушению прав и законных интересов экспортера. При этом в случае выявления после проставления отметки факта неполной уплаты косвенных налогов налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола. Кроме того, права и законные интересы Общества нарушены и в связи с указанием в качестве причины отзыва (и наличием соответствующей информации в ИР «ЕАЭС - обмен») факта отсутствия импорта товара при том, что ввоз спирта фактически Инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. Оснований для иных выводов исходя из доводов кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит. При новом рассмотрении дела доводы Инспекции являлись предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку. Доводы поданной по делу кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судебными инстанциями норм права, основаны на ошибочном толковании положений законодательства. При таком положении кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2024, дополнительное решение от 14.06.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2025 по делу № А56_122511/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
|