Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны Ляпуновой Е.В. (доверенность от 19.09.2024), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев 12.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А05-8989/2024, у с т а н о в и л : Индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна, ОГРНИП 321290100010014, ИНН 290214428340 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3, ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427 (далее - Управление), о признании незаконным уведомления Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163002, г. Архангельск, Карпогорская ул., д. 10 (далее - Отдел), от 16.07.2024 об отказе в проведении регистрационного действия, выданного представителю Предпринимателя, о возложении на Управление в лице Отдела обязанности осуществить регистрационные действия, предусмотренные абзацем восьмым части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ): оформление регистрационного документа на транспортное средство (далее - ТС) (в том числе на базовое ТС и шасси ТС), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым Предпринимателем, осуществляющим торговую деятельность, в срок, не превышающий пять рабочих дней с момента опубликования принятого решения суда в полном объеме; о взыскании с Управления денежной компенсации в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения. Решением суда первой инстанции от 09.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2024, оспариваемое уведомление Отдела признано незаконным, на Управление в лице Отдела возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня размещения решения по настоящему делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем осуществления регистрационного действия, предусмотренного пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ: оформления регистрационного документа на ТС (в том числе на базовое ТС и шасси ТС), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Этим же решением с Управления в пользу Предпринимателя взыскана денежная компенсация в размере 2000 руб. за каждый день просрочки исполнения настоящего решения по день его фактического исполнения. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании денежной компенсации отказано. В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку суды необоснованно признали спорное ТС, не включенное в государственный реестр ТС, соответствующим требованиям безопасности. Суды двух инстанций не исследовали вопросы о существовании паспорта ТС (далее - ПТС), а также о самой возможности участия спорного ТС в дорожном движении Российской Федерации, исполнение решения суда невозможно до повторного обращения заявителя с пакетом ранее возвращенных документов. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Предпринимателя возразила на доводы жалобы по мотивам отзыва. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей одним из осуществляемых видов экономической деятельности Предпринимателя является торговля легковыми автомобилями (код по ОКВЭД 45.11). По результатам торгов по договору купли-продажи имущества, обращенного в собственность государства, от 30.08.2023 № 300823 Предприниматель приобрела ТС - легковой автомобиль «Mercedes Benz Sprinter», VIN WDB9066131S522286, 2010 года выпуска. Согласно договору имеется свидетельство о регистрации ТС № 197205637. Указанный автомобиль приобретен заявителем для продажи и ранее он не состоял на государственном учете в Российской Федерации. Представитель заявителя 16.07.2024 обратился в Отдел с заявлением, в котором просил оформить регистрационный документ на ТС, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи. Уведомлением от 16.07.2024 Отдел отказал в совершении испрашиваемого регистрационного действия на основании подпунктов 4, 5 пункта 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ по причине непредставления документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации ТС, а именно ПТС, регистрационного документа, а также электронного ПТС (электронного паспорта шасси ТС) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов. Не согласившись с названым решением Отдела, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ государственному учету подлежат ТС, в том числе базовые ТС и шасси ТС, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, ТС, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные ТС. Указанные требования не распространяются на ТС, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ). Согласно части 3 статьи 10 Закона № 283-ФЗ регистрационные действия совершаются по обращению владельца ТС или его представителя. Согласно пункту 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ к регистрационным действиям относится оформление регистрационного документа на ТС (в том числе на базовое ТС и шасси ТС), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Постановка ТС на государственный учет, оформление регистрационного документа в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 4 настоящей статьи, сопровождается присвоением ТС государственного регистрационного номера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1764), в соответствии с пунктом 3 которых государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат ТС (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые ТС и шасси ТС, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, ТС, являющиеся опытными (испытательными) образцами. В соответствии с пунктом 40 Правил № 1764 присвоение государственного регистрационного номера «ТРАНЗИТ» осуществляется при снятии с государственного учета ТС, вывозимого за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на это ТС иностранному физическому или юридическому лицу, а также при оформлении регистрационного документа на ТС (в том числе на базовое ТС и шасси ТС), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. На основании пункта 75 Правил № 1764 оформление регистрационного документа на ТС (в том числе на базовое ТС и шасси ТС), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца ТС о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней. Аналогичная обязанность регистрационного подразделения предусмотрена пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 № 950. В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ТС допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Данные требования не распространяются, в частности, на ТС (в том числе на базовые ТС и шасси ТС), перегоняемые к местам продажи и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность. Как установлено судами, Предприниматель, осуществляющая торговлю ТС, с целью перегона автомобиля к месту его продажи обратилась в Отдел с соответствующим заявлением, в котором просила осуществить регистрационные действия, предусмотренные пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ и пунктом 75 Правил № 1764. Как указали суды, оспариваемый отказ Отдела в осуществлении запрашиваемого регистрационного действия препятствует временному допуску ТС к дорожному движению и нарушает право Предпринимателя на свободное перемещение товара к месту продажи, что, в свою очередь, ограничивает его право на извлечение прибыли от осуществления законной предпринимательской деятельности. Предприниматель сообщила апелляционному суду, представив соответствующий документ, что 12.10.2024 Управление во исполнение решения суда оформило и выдало свидетельство о регистрации ТС № 99 71 301647 с присвоением государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» до 11.11.2024. Отдельных аргументированных возражений на судебные акты в части взыскания денежной компенсации за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения Управлением не приведено. Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их совокупности и взаимной связи. Судебные акты соответствуют сложившейся судебной практике с участием тех же сторон (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2024 № 307-ЭС23-27387 по делу № А05-15/2023). Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А05-8989/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
|