Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А42-3006/2022



78/2025-24169(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 мая 2025 года

Дело №

А42-3006/2022

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Карсаковой И.В., Соколовой С.В.,
     при участии от государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» конкурсного управляющего Мощонского И.Н.,  Волковой А.Н. (доверенность от 09.01.2025)  (доверенность от №),
     рассмотрев 15.05.2025 в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» и Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2024 по делу № А42-3006/2022,
     
                                                    у с т а н о в и л:
     
     Государственное областное унитарное предприятие «Кандалакшаводоканал», адрес: 184040, Мурманская обл., г. Кандалакша, Набережная ул., д. 29, ОГРН 1025100538231, ИНН 5102006040 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 1 по Мурманской области, адрес: 184042, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Пронина, д. 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция), о признании безнадежной к взысканию следующей задолженности:
     - 112 907 руб. 97 коп. пеней по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), зачислявшемуся до 01.01.2015 в местные бюджеты;
     - 17 262 руб. 82 коп. единого социального налога (далее - ЕСН), соответствующих сумм пеней и штрафа;
     - 19 127 руб. 63 коп. пеней по ЕСН;
     - 1 062 652 руб. 29 коп. страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) за расчетные периоды до 01.01.2017, соответствующих сумм пеней и штрафа;
     - 1 336 035 руб. 82 коп. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), соответствующих сумм пеней и штрафа;
     - 34 615 775 руб. 02 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих сумм пеней и штрафа;
     - 3 203 460 руб. 46 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, соответствующих сумм пеней и штрафа;
     - 763 610 руб. 38 коп. страховых взносов в ФСС РФ за расчетные периоды до 01.01.2017, соответствующих сумм пеней и штрафа.
     Определением суда первой инстанции от 01.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 2, ОГРН 1045100220505, ИНН 5199000017 (далее - Инспекция № 9), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055, государственное учреждение - Мурманское региональное отделение ФСС РФ, адрес: 183050, г. Мурманск, Кольский пр., д. 156, ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области, адрес: Мурманская обл., г. Кандалакша, Первомайская ул., д. 8, ОГРН 1025100537923, ИНН 5102007244, Филиал № 2 Мурманского регионального отделения ФСС РФ, адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 26.
     Определением от 12.09.2022 суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену Инспекции, Инспекции № 9 на их правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, Заводская ул., д. 7, ОГРН 1045100211530, ИНН 5190132315 (далее - Управление).
     Определением суда первой инстанции от 11.04.2023 в порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, произведена замена государственного учреждения - Мурманского регионального отделения ФСС РФ на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее - Отделение).
     Решением суда первой инстанции от 20.02.2024 признана безнадежной к взысканию задолженность по пеням по налогу на прибыль и ЕСН в общей сумме 140 999 руб. 65 коп., обязанность по ее уплате прекращенной; в удовлетворении остальной части требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 22.12.2024 решение от 20.02.2024 изменено, признана безнадежной к взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням по налогам и страховым взносам в общей сумме 47 792 311 руб. 51 коп., обязанность по ее уплате прекращенной; в удовлетворении остальной части требований отказано.
     В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 20.02.2024 и постановление от 22.12.2024 в части отказа в удовлетворении требования, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
     Как указывает податель кассационной жалобе, налоговым органом не соблюден порядок принудительного взыскания задолженности по ЕСН, соответствующим пеням и штрафу, пеням и штрафу по НДФЛ ввиду непредставления решения по результатам проверки от 26.12.2011 № 50, инкассовых поручений от 27.02.2022 № 150 - 152, которые, как заявила Инспекция, уничтожены. При этом Предприятие полагает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности, поскольку с 05.05.2017 открыт основной счет должника, на который инкассовые поручения налоговым органом не перевыставлялись. Помимо прочего Предприятие настаивает на том, что у налогового органа отсутствуют документы, позволяющие проверить соблюдение процедуры взыскания относительно остальной задолженности.
     В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая принятые судами по делу решение и постановление в оспоренной Предприятием части законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
     В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 22.12.2024, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
     Как заявляет податель кассационной жалобы, в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и социальное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, меры принудительного взыскания принимались территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС РФ; документы, подтверждающие применение мер принудительного взыскания задолженности, в настоящее время уничтожены в связи с истечением установленного срока хранения. Поскольку сведения о таких документах сохранены в электронной базе  налогового органа, Управление полагает неправомерным признание апелляционным судом спорной задолженности безнадежной к взысканию. Также Управление указывает на то, что при рассмотрении спора суд апелляционной инстанции не учел сумму задолженности по страховым взносам и пеням, которая включена в реестр требований кредитора должника.
     В отзыве на кассационную жалобу Предприятие, считая постановление апелляционного суда в оспоренной налоговым органом части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
     В судебном заседании 10.04.2025 рассмотрение кассационных жалоб на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 15.05.2025.
     Рассмотрение кассационной жалобы продолжено 15.05.2025 тем же составом суда.
     В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы своей кассационной жалобы, возражая против удовлетворения кассационной жалобы Управления.
     Управление и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.04.2012 по делу № А42-7300/2011 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
     Согласно акту № 2021-13693 совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 19.10.2021 (том дела 1, лист 21) за  Предприятием числится недоимка по налогам, страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам:
     - 34 615 775 руб. 02 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, 24 487 429 руб. 65 коп. пеней и 69 руб. 08 коп. штрафа;
     - 3 203 480 руб. 46 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, 2 199 606 руб. 72 коп. пеней и 20 руб. штрафа;
     - 112 907 руб. 97 коп. пеней по налогу на прибыль, зачислявшегося до 01.01.2015 в местные бюджеты;
     - 1 336 035 руб. 82 коп. НДФЛ, 748 841 руб. 38 коп. пеней и 158 916 руб.       08 коп. штрафа;
     - 17 262 руб. 82 коп. ЕСН, 10 494 руб. 91 коп. пеней, 677 руб. штрафа;
     - 19 127 руб. 63 коп. пеней по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ;
     - 763 610 руб. 38 коп. страховых взносов в ФСС РФ за расчетные периоды до 01.01.2017, и 299 041 руб. 91 коп. пеней.
     Полагая, что указанная задолженность является безнадежной к взысканию, Предприятие обратилось в суд с настоящими требованиями.
     Суд первой инстанции посчитал, что имеются правовые основания для признания задолженности по пеням по налогу на прибыль и ЕСН в общей сумме 140 999 руб. 65 коп. безнадежной ко взысканию, поэтому удовлетворил требования Предприятия в указанной части.
     Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции и  удовлетворил заявленные требования частично, сделав вывод о наличии правовых оснований для признания задолженности по пеням по налогу на прибыль и ЕСН в сумме 140 999 руб. 65 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 27 785 544 руб. 16 коп. и пеням в сумме 19 865 767 руб.          70 коп. безнадежной к взысканию.
     В кассационном порядке обжалуемые судебные акты в части признания задолженности по пеням по налогу на прибыль и ЕСН в общей сумме                    140 999 руб. 65 коп. безнадежной ко взысканию сторонами не оспорены.
     Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверена законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб Предприятия и Управления.
     Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
     Статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определяет основания признания налоговыми и таможенными органами недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание с налогоплательщика, предусматривает как случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию (пункт 1), так и случаи восстановления такой задолженности (пункт 1.1).
     Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
     Из приведенных норм права следует, что прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов возможно на основании судебного акта, устанавливающего утрату налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, который может быть принят по итогам судебного разбирательства, возбужденного по инициативе налогоплательщика.
     Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части задолженности по ЕСН и НДФЛ, соответствующим пеням и штрафам, суды обеих инстанций исходили из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что налоговый орган в предусмотренные сроки принял надлежащие меры по принудительному взысканию с Предприятия существующей недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам, поэтому оспариваемая налогоплательщиком задолженность в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации не может быть признана безнадежной к взысканию.
     Из материалов дела следует, что спорная задолженность Предприятия по ЕСН и НДФЛ, пени и штрафы доначислены по решению налогового органа от  26.12.2011 № 50, т.е. после введения в отношении него конкурсного производства, налоговым органом были своевременно приняты меры, направленные на принудительное взыскание спорной задолженности.
     Судами установлено, что процедура и сроки принудительного внесудебного взыскания налогов, пеней, штрафов налоговым органом соблюдены, в том числе с соблюдением установленных сроков было направлено требование от 01.02.2012 № 78, принято решение от 27.02.2012           № 92 о взыскании задолженности за счет денежных средств. Налоговым органом также выставлены требования от 10.04.2019 № 128, от 19.04.2019 № 544 об уплате пеней, начисленных за период с 01.10.2017 по 19.04.2019 на недоимку по НДФЛ, доначисленную по решению от 26.12.2021 № 50, в связи с неисполнением которых в порядке статьи 46 НК РФ приняты решения от 20.05.2019 № 247, от 29.05.2019 № 544. На основании принятых решений налоговым органом направлены в банк инкассовые поручения.
     В материалы дела Инспекция не представила только требование об уплате 8964 руб. 05 коп. пеней, начисленных на недоимку по ЕСН в сумме               17 262 руб. 82 коп., а также принятое в порядке статьи 46 НК РФ решение о взыскании данной задолженности. Ввиду отсутствия доказательств принятия налоговым органом мер, направленных на принудительное взыскание спорной задолженности по пеням, истечения предельного срока взыскания задолженности, суды удовлетворили требование Предприятия и признали безнадежной к взысканию задолженность по пеням по ЕСН.
     Данные обстоятельства, установленные судами, Предприятием в кассационной жалобе не опровергнуты. О наличии доказательств, подтверждающих отсутствие у него недоимки по ЕСН, НДФЛ, задолженности по пеням и штрафам, отраженным в решении от 26.12.2011 № 50, заявитель не ссылается. Вывод судов о наличии непогашенной недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам, в отношении которой совершены все действия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для бесспорного взыскания, соответствует материалам дела.
     Довод Предприятия о том, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, поскольку налоговый орган повторные инкассовые поручения к открытому 05.05.2017 в публичном акционерном обществе «Совкомбанк» расчетному счету налогоплательщика не выставил, отклоняется судом кассационной инстанции.
     Поскольку Предприятие находится в процедуре конкурсного производства, устанавливающей ограничение для принятия решений о взыскании за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ, то невозобновление налоговым органом действий по выставлению инкассовых поручений, учитывая соблюдение налоговым органом предусмотренной статьей 46 НК РФ процедуры обращения взыскания на денежные средства должника в банках, само по себе не может служить основанием для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию ввиду утраты возможности взыскания ее в принудительном порядке.
     Выводы судов соответствует разъяснениям, данным в пункте 19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, пункте 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
     Вопреки утверждению Предприятия, суды признали безнадежной к взысканию задолженность по пеням по ЕСН в суммах 8964 руб. 05 коп. и                19 127 руб. 63 коп. не ввиду уничтожения документов, подтверждающих соблюдение налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности, а по причине отсутствия достоверных доказательств принятия Инспекцией мер по взысканию спорной задолженности в принудительном бесспорном порядке.
     Из материалов дела следует, что предметом спора также является требование Предприятия о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное и социальное страхование, образовавшейся за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и пеней по ней.
     До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
     С 1 января 2017 года Закон № 212-ФЗ утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016  №  250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ).
     Материалы дела свидетельствуют, что 10.02.2017 от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС РФ налоговым органом получены сведения о числящейся за Предприятием  задолженности:
     - 41 323 155 руб. 29 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии и 15 653 989 руб. 26 коп. пеней;
     - 3 203 480 руб. 46 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии и  1 392 268 руб. 81 коп. пеней;
     - 763 610 руб. 38 коп. страховых взносов в ФСС РФ и 90 003 руб. 15 коп. пеней.
     В деле о банкротстве Предприятия Федеральная налоговая служба  в лице  Инспекции обратилась в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о включении требования в размере 2 548 950 руб. 28 коп. недоимки по страховым взносам и 98 377 руб. 73 коп. задолженности по пеням в реестр требований кредиторов.
     Определениями Арбитражного суда Мурманской области от 01.03.2012, 22.10.2012 по делу № А42-7300/2011 в реестр требований кредиторов должника с отнесением к третьей очереди включено требование в размере 2 548 950 руб.            28 коп. страховых взносов и пеней.  
     Таким образом, из переданной от территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и ФСС РФ задолженности часть задолженности (105 755 руб. 89 коп. страховых взносов на обязательное социальное страхование и 1023 руб. 06 коп. пеней; 2 341 080 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии и         91 158 руб. 25 коп. пеней; 102 114 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование накопительной пенсии и 6196 руб. 42 коп. пеней), включена в реестр требований кредиторов.
     Данные обстоятельства подтверждаются также справкой № 13108 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 19.10.2021 (том дела 1, листы 18 - 20), согласно которой у Предприятия имеется следующая задолженность:
     - 32 274 694 руб. 63 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии и 24 387 271 руб. 40 коп. пеней;
     - 3 101 366 руб. 46 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии и  2 193 410 руб. 30 коп. пеней;
     - 657 854 руб. 49 коп. страховых взносов в ФСС РФ и 298 018 руб. 85 коп. пеней.
     Данные значения сальдо расчетов (отрицательное «-») указаны в графах         № 4 и 6 справки № 13108 по состоянию на 19.10.2021.
     В приложении № 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме» до 01.10.2022 был определен Порядок заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателе (далее - Порядок).
     Согласно подпункту 5 пункта 5 названного Порядка в графах № 5, 7, 9 справки о состоянии расчетов указываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, а также суммы, приостановленные к взысканию.
     В соответствии с имеющейся в материалах дела справкой № 13108 в графах № 5, 7 указаны суммы имеющейся у Предпринимателя задолженности по страховым взносам и пеням перед уполномоченным органом без знака «минус», которые включены в реестр требований кредиторов должника.
     Суммы, указанные в этих графах, при формировании значений граф № 4, 6 в расчет не берутся. Согласно подпункту 4 пункта 5 Порядка в графах № 4, 6 справки указываются сальдо расчетов (положительное «+», отрицательное «-») с бюджетной системой Российской Федерации организации (индивидуального предпринимателя) по всем налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам без учета сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, и сумм, приостановленных к взысканию.
     По итогам рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанций отказано в удовлетворении требований Предприятия о признании безнадежной к взысканию 1 062 652 руб. 29 коп. задолженности по страховым взносам в ФСС РФ за расчетные периоды до 01.01.2017, соответствующих сумм пеней и штрафа и 763 610 руб. 38 коп. страховых взносов в ФСС РФ за расчетные периоды до 01.01.2017, соответствующих сумм пеней и штрафа.
     При таком положении утверждение Управления о том, что Предприятие в сумму задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование, подлежащей признанию безнадежной к взысканию, дважды включило одну и ту же задолженность, что оставлено судом апелляционной инстанции без оценки, не принимается судом кассационной инстанции.
     Как установлено судами и не опровергнуто Предприятием, с целью взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование выставлены требования, в связи с неисполнением которых в установленный срок приняты соответствующие решения о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках. Кроме того, за период с 01.10.2017 по 31.03.2019 налоговым органом начислены на задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование (657 854 руб. 49 коп.) пени в сумме 91 326 руб. 66 коп., включенные в требование от 19.04.2019 № 544. В связи с неисполнением требования принято в порядке статьи 46 НК РФ решение от 20.05.2019 № 247 о взыскании пеней за счет денежных средств Предприятия в банке, выставлено инкассовое поручение от 20.05.2019 № 570.
     Поскольку материалами дела подтверждено совершение территориальным органом ФСС РФ и налоговым органом в установленные сроки мероприятий по принудительному взысканию задолженности, суды отказали в удовлетворении требования о признании соответствующей задолженности, пеней и штрафа по страховым взносам на обязательное социальное страхование безнадежной к взысканию.
     Данные выводы соответствуют материалам дела и по существу не оспариваются Предприятием.
     В кассационной жалобе Предприятия не содержится фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
     Относительно задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и пеням суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Предприятия в части.
     На основании части 1 статьи 64, статьей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
     Согласно данным налогового органа территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 - 2017 годах направлял в порядке Закона  № 212-ФЗ требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам. В порядке статьи 19 Закона № 212-ФЗ были приняты решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. Кроме того, на переданную сумму страховых взносов за период с 01.10.2017 по 31.03.2019 начислены пени в сумме 4 980 048 руб. 05 коп., включенные в требование от 10.04.2019 № 128. В связи с неисполнением требования принято в порядке статьи 46 НК РФ решение от 20.05.2019 № 247 о взыскании пеней за счет денежных средств Предприятия в банке.
     Также в отзыве от 23.05.2022 № 14-14/02959 налоговый орган заявил, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии частично погашена и составляет 31 191 988 руб. 97 коп.
     Таким образом, на основании исследованных материалов дела с учетом доводов сторон суд апелляционной инстанции установил наличие у Общества  (за исключением включенной в реестр требований кредиторов задолженности) задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 31 191 988 руб. 97 коп. и задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в сумме 3 101 366 руб. 46 коп.
     Признавая безнадежной к взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеням, суд апелляционной инстанции исходил из того, что перечисленные в отзывах налогового органа требования территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в материалы дела не представлены, доказательства принятия решений в порядке в порядке статьи 19 Закона № 212-ФЗ отсутствуют; представленными в материалы доказательствами подтвержден факт осуществления мероприятий по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии только на сумму 6 507 811 руб. 27 коп.
     Из материалов дела следует, что в объяснение непредставления документов, подтверждающих осуществление мероприятий по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, налоговый орган указал на их уничтожение в связи с истечением сроков их хранения.
     Между тем данные доводы носят предположительный характер, Управлением документально не подтвержден ни срок хранения таких документов, ни факт их уничтожения.
     В соответствии с положениями статьи 19 Закона № 250-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами ФСС РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 данного Закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 1). Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами ФСС РФ по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 2).
     Применительно к настоящему спору доказательства реализации мер, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, в установленные сроки, в том числе, доказательства принятия решений и направления поручений на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, должны быть представлены налоговым органом в материалы дела.
     Из материалов дела следует, что в отношении спорной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, переданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговый орган представил:
     - требование от 31.07.2014 № 06100740059145 об уплате 3 256 689 руб.           01 коп. страховых взносов на страховую часть пенсии и 549 291 руб. 48 коп. пеней, а также  54 778 руб. 35 коп. пеней, начисленных на страховые взносы на накопительную часть пенсии;
     - требование от 13.02.2015 № 061 007 15 ТН 0015233 об уплате                      3 251 122 руб. 26 коп. страховых взносов на страховую часть пенсии и                      1 445 974 руб. 79 коп. пеней, а также 123 368 руб. 78 коп. пеней, начисленных на страховые взносы на накопительную часть пенсии.
     В связи с неисполнением требований в порядке статьи 19 Закона № 212-ФЗ приняты решения от 20.08.2014 № 061 007 14 ВД 0012231, от 10.03.2015                    № 061 007 15 ВД 0003358.
     Также к материалам дела приобщено требование от 06.08.2012                          № 6100740059399 об уплате 957 804 руб. страховых взносов на страховую часть пенсии и 102 114 руб. страховых взносов на накопительную часть пенсии, а также 23 540 руб. 47 коп. пеней. Однако соответствующее решение, принятое в порядке статьи 19 Закона № 212-ФЗ, в материалы дела не представлено.
     Ввиду отсутствия доказательств реализации мер, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, в установленные сроки, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих своевременность и полноту принятия мер по взысканию недоимки по страховым взносам в сумме 27 785 544 руб. 16 коп. и задолженности пеням в сумме 19 865 767 руб. 70 коп.
     Выводы апелляционного суда, послужившие основанием для удовлетворения требований Предприятия в этой части, Управлением по существу  не опровергнуты.
     Ссылка подателя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции при расчете безнадежной к взысканию задолженности не учел сумму задолженности по страховым взносам и пеням, которая включена в реестр требований кредитора должника, неосновательна.
     На основании представленных самим налоговым органом сведений о задолженности по страховым взносам на выплату страховой пенсии суд апелляционной инстанции определил сумму задолженности, подлежащей признанию безнадежной к взысканию, в размере 24 684 177 руб. 70 коп.                    (31 191 988 руб. 97 коп. - 6 507 811 руб. 27 коп.).
     Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права при разрешении спора, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
     Доводы кассационных жалоб Предприятия и Управления не опровергают правомерность выводов суда апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
     В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
     При таком положении кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     

п о с т а н о в и л :

     
     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2024 по делу № А42-3006/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного областного унитарного предприятия «Кандалакшаводоканал» и Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

И.В. Карсакова

 С.В. Соколова