Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В., рассмотрев 19.05.2025 кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025 по делу № А05-10636/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Артстрой С», адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 4, оф. 511, ОГРН 1062901053335, ИНН 2901148013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Отделение), от 08.07.2024 № 290024200105002 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или предпринимателя в банках (иных кредитных организациях); о возложении на Отделение обязанности возвратить излишне взысканные (уплаченные) недоимки по страховым взносам, пени и штраф. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда от 28.11.2024, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое решение Отделения признано недействительным. На Отделение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата взысканных (уплаченных) во исполнение указанного решения денежные суммы. Также с Отделения в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Мотивированно решение изготовлено судом 18.12.2024. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025 решение суда от 18.12.2024 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Отделение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы указывает на отсутствие оснований для признания недействительным решения Отделения о доначислении страховых взносов в соответствии с уведомлением от 24.04.2023 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку последнее не оспорено Обществом и является действующим. Также Отделение полагает, что в отсутствие представления Обществом соответствующих документов в установленный срок, размер страхового тарифа на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установлен Обществу правомерно и оснований для признания незаконным уведомления от 24.04.2023 о размере страховых взносов не имеется. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 13.04.2023 посредством электронного документооборота направило в Отделение заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности организации с указанием кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий» (класс профессионального риска 8), в отношении которого установлен страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,9%. Данное заявление 18.04.2023 отклонено. Общество 19.04.2023 направило в Отделение указанное заявление на бумажном носителе регистрируемым почтовым отправлением, которое 21.04.2023 получено Отделением. Посчитав, что названное заявление представлено с пропуском установленного срока, Отделение направило Обществу уведомление от 24.04.2023 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год, которым за основной вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ вид деятельности с кодом ОКВЭД 43.13 «Разведочное бурение», что соответствует 11 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1,2%. Страхователь представил в Отделение отчетность по форме ЕФС-1 за 9 месяцев 2023 года, за 2023 год. По результатам проведенной камеральной проверки Общества по вопросу правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Отделением выявлена недоимка по страховым взносам в размере 3609,36 руб. за период с 01.07.2023 по 31.12.2023, образовавшаяся вследствие применения для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхового тарифа в размере 0,9% в соответствии с классом профессионального риска, не соответствующим страховому тарифу, установленному с 01.01.2023 в размере 1,2%, о чем составлен акт от 26.03.2024 № 290024100074301. На основании указанного акта камеральной проверки Отделением вынесено решение от 02.05.2024 № 290024100074303 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ) и взыскании с Общества недоимки по страховым взносам в сумме 3609,36 руб., пени в размере 48,94 руб., а также штрафа в размере 721,87 руб. На основании указанного решения Отделением выставлено требование от 03.06.2024 № 290024200105001 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа в течение 10 календарных дней со дня получения данного требования. В связи с неисполнением данного требования Отделением вынесено решение от 08.07.2024 № 290024200105002 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или предпринимателя в банках (иных кредитных организациях). Не согласившись с решением Отделения о взыскании страховых взносов (от 08.07.2024 № 290024200105002), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. На дату обращения в суд недоимка по страховым взносам уплачена Обществом самостоятельно. Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, удовлетворили заявленное требование. Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для установления тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год в размере 1,2%, не соответствующего тому виду деятельности, который страхователь (Общество) фактически осуществлял. Суды исходили из того, что возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из страхового тарифа, соответствующего виду деятельности, фактически не осуществляемому Обществом, при наличии представленных сведений для подтверждения основного вида экономической деятельности, является неправомерным; действия Отделения, фактически отказавшего в проверке доказательств, представленных страхователем в подтверждение своей позиции относительно основного вида экономической деятельности и установлении страхового тарифа, являются незаконными. Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Пунктом 7 статьи 17 Закона № 125-ФЗ установлена обязанность страхователя по сбору и представлению страховщику документов, являющихся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Необходимость ежегодного подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя является основанием для установления страхователю страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на текущий год, что соответствует нормам действующего законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила). Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок). В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. В соответствии с пунктом 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по установленной форме, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по установленной форме, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Пунктом 5 Порядка № 55 предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска. Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ. При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка № 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности. В рассматриваемом случае Общество не представило в установленный срок соответствующие документы для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2023 год, в связи с чем Отделение определило основной вид экономической деятельности Общества в соответствии с данными его выписки из ЕГРЮЛ, имеющий наивысший класс профессионального риска из видов экономической деятельности, присвоенных заявителю в соответствии с ОКВЭД (код ОКВЭД 43.13 «Разведочное бурение», что соответствует страховому тарифу 1,2%). Между тем согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определений от 10.07.2003 № 291-О, от 15.07.2003 № 311-О, от 22.01.2004 № 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969, по смыслу указанной нормы страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности. В данном случае суды установили, что Общество до вынесения оспариваемого решения, направило в Отделение заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2022 год; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2022 год, согласно которой в 2022 году Общество осуществляло два вида экономической деятельности: по коду ОКВЭД 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий» (54,59% доля доходов) и коду ОКВЭД 81.10 «Деятельность по комплексному обслуживанию помещений» (45,41% доля доходов). Доказательств, подтверждающих осуществление страхователем (Обществом) деятельности, относящейся к более высокому классу профессионального риска, в частности такого вида деятельности как «Разведочное бурение» (ОКВЭД 43.13), Отделение не представило. Возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При таких обстоятельствах является верным вывод судов о неправомерности установления Отделением Обществу тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности с кодом ОКВЭД 43.13, относящемуся к 11 классу страхования профессионального риска с размером страхового тарифа 1,2%, который фактически Обществом не осуществлялся. Довод Отделения о том, что оспариваемое решение Отделения от 08.07.2024 № 290024200105002 о взыскании страховых взносов было вынесено в связи с неисполнением Обществом требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа, выставленного на основании решения от 02.05.2024 № 290024100074303 о привлечении к ответственности и уведомления от 24.04.2023 о размере страховых взносов на 2023 год, которые не были оспорены Обществом, был исследован судами и отклонен. Согласно материалам дела Общество помимо оспаривания решения Отделения от 08.07.2024 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в своем заявлении инициировало процедуру истребования страховых вносов, взысканных, по мнению страхователя, в излишней сумме на основании незаконных ненормативных правовых актов Отделения. В данном случае суд вправе решить вопрос о законности ненормативного правового акта, послужившего основанием для начисления указанных обязательных платежей, и по результатам его разрешения обязать Отделение возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов, пеней и штрафов и без его признания недействительным. В пункте 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому названные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа. Данное разъяснение следует учитывать и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025 по делу № А05-10636/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
|