Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В., рассмотрев 19.05.2025 кассационную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А56-61753/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал», адрес: 197342, Санкт-Петербург, Сердобольская ул., д. 64, лит. К, пом. 10Н, часть пом. 62, ОГРН 1147847393870, ИНН 7814628485 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московской таможни, адрес: 124617, Москва, Зеленоград, Георгиевский пр., д. 9, ОГРН 1107746902251, ИНН 7735573025 (далее - Таможня), от 23.05.2024 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10013000-003204/2024, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда от 09.12.2024, принятым в виде резолютивной части, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено ввиду малозначительности совершенного Обществом правонарушения. Мотивированное решение изготовлено судом 13.01.2025. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 решение суда от 13.01.2025 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы настаивает на наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Как следует из материалов дела и установлено судами, действуя в качестве таможенного представителя общества с ограниченной ответственностью «Роллингер Логистика» (ИНН 7721619223) на основании договора на оказание комплекса информационных услуг таможенного представителя от 28.03.2023 № 0867/00-5713, Общество представило на таможенный пост многостороннего автомобильного пункта попуска КАН-КУРГАН Хабаровской таможни транзитную декларацию (далее - ТД) № 10703200/230124/5001212, по которой под таможенную процедуру таможенного транзита помещен товар - шлепанцы в количестве 313 грузовых мест, общим весом брутто 5946,45 кг, общей стоимостью 60 315 CNY (китайских юаней). По результатам проведенного таможенного досмотра перемещаемого товара на СВХ ООО «Крокус Интерсервис», находящегося в регионе деятельности Акуловского таможенного поста Таможни, установлено несоответствие заявленного в ТД веса брутто товара его фактическому весу. Фактический вес брутто товара составил 6163 кг, что на 216,55 кг больше заявленного. Сообщение недостоверных сведений о весе брутто перемещаемого товара послужило основанием для вывода таможенного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении № 10013000-003204/2024. Постановлением Таможни от 23.05.2024 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 58 000 руб. Не согласившись с законность привлечения к административной ответственности, Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке. Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признав доказанным наличие в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, соблюдение таможенным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к указанной административной ответственности. Вместе с тем с учетом установленных обстоятельств по делу суд посчитал возможным применить в данном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ и признал совершенное Обществом административное правонарушения малозначительным, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Таможни. Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьей 268 АПК РФ, не нашел оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции. Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением признается такое действие или бездействие, которое формально хоть и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что в данном случае каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения Обществом административного правонарушения не наступило. Расхождение в фактическом весе товара и сведениях, указанных в товаросопроводительных документах, не являлось очевидным, превышение веса было установлено таможенным органом в ходе таможенного досмотра только после выгрузки и взвешивания товара, при этом составило менее 4% от заявленного в ТД. Ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суды применительно к обстоятельствам вмененного административного нарушения применили положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободили Общество от административной ответственности. В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции. Оснований для переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств дела не имеется. Приведенные Таможней в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, само по себе не может являться основанием для отмены судебных актов. При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, кассационная жалоба Таможни удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2025 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2025 по делу № А56-61753/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Московской таможни - без удовлетворения.
|