Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И., рассмотрев 21.05.2025 без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2024 по делу № А13-9720/2024, у с т а н о в и л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ПСВ-СТО», адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 108, квартира 5, ОГРН 1023500888905, ИНН 3525082915 (далее - Общество), о взыскании 1 500 руб. финансовой санкции на основании решений от 15.06.2023 № 045S19230005774, от 11.06.2021 № 045S19210005637, от 18.04.2022 № 045S19220002433. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Решением суда от 18.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2024, с учетом определения суда первой инстанции от 21.10.2024 об исправлении опечатки с Общества взыскано 200 руб. финансовой санкции за непредставление сведений о застрахованных лицах в установленный срок на основании решений от 11.06.2021 № 045S19210005637, от 18.04.2022 № 045S19220002433. В удовлетворении остальной части требований отделения отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 267 руб. государственной пошлины. В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не получившим надлежащей оценки судебных инстанций, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа во взыскании финансовой санкции за январь 2022 года и удовлетворить требования Отделения. По мнению подателя жалобы, Общество несло обязанность представить сведения по форме СЗВ-М за январь 2022 не позднее 15 февраля 2022 года, однако представило такие сведения лишь в отношении одного застрахованного лица только 21.04.2023; на момент допущенного правонарушения частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в редакции, действующей до 01.01.2023, ответственность в виде финансовых санкций являлась установленной. В соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных акта проверяется судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон в пределах доводов подателя жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Поскольку Обществом представлены предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 1 застрахованного лица 29.04.2021, то есть с нарушением установленного срока (позднее 01.03.2021), Отделением составлен акт от 05.05.2021 № 045S18210007349. Кроме того, по результатам проверки отчетности по начисленным страховым взносам за 1 квартал 2021 года, представленной Обществом в налоговый орган, Отделением установлено непредставление сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года в отношении одного застрахованного лица (Пелевин Сергей Васильевич), о чем уведомлением от 31.01.2022 № 4505-22/6227ЭП Отделение сообщило ответчику. Указанное уведомление 01.02.2022 получено ответчиком. Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения c типом «дополняющая» за январь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Пелевин С.В.) представлены ответчиком 04.02.2022. Общество 11.02.2022 представило в Отделение сведения с типом «исходная» за январь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица (Пелевина С.В.). Отделением составлен акт от 09.03.2022 № 045S18220002266, в котором установлено представление сведений на 1 застрахованного лица с нарушением установленного срока. Обществом представлены предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения за январь 2022 года в отношении 1 застрахованного лица 21.04.2023, то есть также с нарушением установленного срока, о чем Отделением составлен акт от 17.05.2023 № 045S18230005445. На основании указанных актов Отделением приняты решения от 11.06.2021 № 045S19210005637, от 18.04.2022 № 045S19220002433 от 15.06.2023 № 045S19230005774 о привлечении ответчика к ответственности в виде финансовой санкции в общей сумме 1 500 руб. В этой связи ответчику направлены требования об уплате финансовой санкции за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.07.2021 № 045S01210006007, от 20.05.2022 № 045S01220003161, от 07.07.2023 № 045S01230006111. Поскольку ответчик в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнил, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании. Суд первой инстанции в удовлетворении заявления в части требования о взыскании финансовой санкции на основании решения от 15.06.2023 № 045S19230005774 отказал, поскольку учел, что с 01.01.2023 частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусмотрена ответственность страхователя за непредставление сведений, установленных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, в остальной части требования удовлетворил, взыскал финансовые санкции частично с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании финансовой санкции на основании решения от 15.06.2023 № 045S19230005774. В части снижения размера финансовых санкций на основании смягчающих обстоятельств решение суда первой инстанции Отделением в апелляционном и кассационном порядке не обжаловалось. В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. В данном случае суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит названных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в обжалуемой части. В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь обязан был ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103 п. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета подлежали представлению страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В данном случае сведения по форме СВЗ-М за январь 2022 года подлежали представлению не позднее 15.02.2022, тогда как Общество представило таковые 17.05.2023, то есть с нарушением установленного срока. Между тем, как следует из пунктов 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу статьи 106 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность. Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом. Как верно отметили суды, согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 25.01.2001 № 1-П, от 17.07.2002 № 13-П, от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 18.05.2012 № 12-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 14.02.2013 № 4-П, от 25.02.2014 № 4-П, от 19.01.2016 № 2-П, от 29.11.2016 № 26-П, от 04.12.2017 № 35-П, от 14.11.2019 № 35-П, от 09.01.2019 № 1-П), любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть определены в законе таким образом, чтобы, исходя непосредственно из текста нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, каждый мог предвидеть правовые последствия своих действий, бездействия. С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что поскольку норма части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакциях, действующих с 01.01.2023, не предусматривает ответственности страхователя за несвоевременное представление им сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, то следовательно, санкция, предусматривавшаяся ранее за указанное нарушение, применению не подлежит. В этой связи суды правомерно отказали Отделению в удовлетворении требования о взыскании 500 руб. финансовых санкций по решению от 15.06.2023 № 045S19230005774. Доводы кассационной жалобы Отделения не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2024 по делу № А13-9720/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
|