Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Пастуховой М.В., рассмотрев 21.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2025 по делу № А13-7815/2024, у с т а н о в и л: Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы», адрес: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, Почтовый пер., д. 5, ОГРН 1103537000160, ИНН 3527016080 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Сухонский молочный комбинат», адрес: 162139, Вологодская обл., г. Сокол, наб. Сухоны, д. 24, ОГРН 1123537000399, ИНН 3527018425 (далее - Общество), о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить приборы учета сточных вод в канализационных колодцах № 1 (расположен у цеха «Заменитель цельного молока»); № 2 (расположен у «Основного производства»); № 3 (расположен у цеха «Цельно-молочной продукции»); № 4 (расположен у прачечной), которые обозначены на схеме территории Общества (приложение 3) и акте от 14.10.2024. Решением суда первой инстанции от 21.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.02.2025, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 21.10.2024 и постановление от 13.02.2025 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как следует из кассационной жалобы, представленный в материалы акт от 14.10.2024 не может служить надлежащим доказательством, подтверждающим факт возможности установки приборов учета сточных вод, поскольку он не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», а также акт составлен без учета рекомендаций по установке приборов учета холодной и горячей воды, указанных в СНиПе 02.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». По мнению подателя жалобы, ссылка на договор на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку и очистку сточных вод от 12.02.2013 № 9-а/КС (далее - Договор) недопустима, поскольку условия Договора противоречат редакции типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовой договор). Предприятие и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, между Предприятием (предприятие ВКХ) и Обществом (абонент) заключен Договор, по условиям которого Предприятие (ВКХ) оказывает услуги по снабжению питьевой водой из водопроводных сетей системы коммунального водоснабжения, осуществляет прием в свои сети коммунальной канализации города и транспортировку сточных вод по двум напорным коллекторам (выпускам) на ООСК г. Сокол и производит их очистку, а Общество (абонент) оплачивает фактические объемы потребляемой воды и объемы сточных вод и загрязняющих веществ, сбрасываемых в систему водоотведения. Согласно Договору стороны руководствуются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167). Согласно пункту 3.3.4 Договора абонент обязуется обеспечить учет получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод с оборудованием узла учета на сетях водоснабжения и канализации на границе эксплуатационной ответственности с предприятием ВКХ, сохранность пломб на средства измерения, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся на его территории. В соответствии с пунктом 5.1 Договора учет количества израсходованной питьевой воды, принятых/сброшенных сточных вод производится в соответствии с разделом 5 настоящего договора и Правилами № 167. Согласно пункту 5.3 Договора количество принятых на очистку сточных вод, отводимых от абонента, производится по приборам учета, а до их установки принимается равным: количеству израсходованной питьевой воды (из системы водоснабжения предприятия ВКХ); объему водопотребления из других источников водоснабжения (из подземных, из поверхностных (техническая), горячее водоснабжение); объему ливневых, поверхностных, поливомоечных и дренажных сточных вод (подтверждать расчетами и согласовывать с предприятием ВКХ до заключения настоящего договора). Ссылаясь на невыполнение Обществом обязанности по установке приборов учета сточных вод в соответствии с пунктом 3.4 Договора и пунктом 83 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными. Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам. Правоотношения сторон по водоотведению регулируются Законом № 416-ФЗ. Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 названного закона количество сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, подлежит коммерческому учету. На основании части 7 статьи 20 Закона № 416-ФЗ абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 82 Правил № 644 определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776). В силу пункта 83 Правил № 644 абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях: - расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; - абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке; - абонент или транзитная организация осуществляют прием сточных вод, сбрасываемых с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения. Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из наличия у ответчика обязанности установить приборы учета сточных вод, поскольку объем водоотведения Общества составляет более 200 куб. метров в сутки (с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод). Вместе с тем суды не учли следующее. На момент заключения Договора действовали Правила № 167, в соответствии с которыми в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений. При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей необходимые для расчета данные. В Договоре стороны предусмотрели порядок определения количества сточных вод до установки прибора учета (пункт 5.3 Договора). До обращения Предприятия с иском в суд стороны руководствовались данными условиями Договора. Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Как следует из материалов дела, сторонами в Договоре не согласованы сроки установки приборов учета сточных вод, а на момент заключения Договора пункты 82 и 83 Правил № 644 не вступили в силу. Согласно пункту 83 Правил № 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644) абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях: - расчетный объем водоотведения по канализационному выпуску (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; - абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке. Для указанной категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в следующих случаях: - согласование с организацией, осуществляющей водоотведение, порядка определения объема принимаемых такой организацией сточных вод расчетным способом; - установление совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета и подписания соответствующего акта. Как следует из материалов дела, расчетный способ определения объема сточных вод согласован сторонами Договора (раздел 5). В последующим редакция пункта 83 Правил № 644 изменялась. Согласно редакции названного пункта, примененной судами при рассмотрении спора, для указанной в пункте 83 категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в случае установления совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта. При этом объем сточных вод, сбрасываемых такими абонентами или транзитными организациями в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, представляемым в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В обоснование своих требований Предприятие ссылается на представленный в материалы дела среднегодовой балансовый расчет использования водных ресурсов Общества на 2022 - 2029 гг. Суды приняли данный документ в качестве доказательства, подтверждающего объем водоотведения Общества в сутки. Вместе с тем суды не установили, является ли указанный расчет балансом водопотребления и водоотведения, представляемым в порядке, предусмотренном Правилами № 644 и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. Согласно понятию, изложенному в пункте 2 Правил 644, «баланс водопотребления и водоотведения» - документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам. Из пункта 23(1) Правил № 776 следует, что объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение, при соблюдении одновременно следующих условий: - установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами № 644, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета сточных вод и подписание соответствующего акта либо отсутствие обязанности абонента по установке прибора учета сточных вод; - использование абонентом воды в составе выпускаемой продукции, при производстве тепловой энергии, или наличие у абонента самостоятельных канализационных выпусков в водные объекты, или наличие у абонента 2 и более канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения. Абонент обязан представить организации, осуществляющей водоотведение, документы и материалы, подтверждающие данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения. Таким образом, пунктом 23(1) Правил № 776, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения», предусмотрена возможность определения объема сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение. При наличии разработанного абонентом и согласованного с организацией, осуществляющей водоотведение, баланса водопотребления и водоотведения абонента вывод судов о наличии оснований для обязания такого абонента установить приборы учета сточных вод противоречит положениям пункта 83 Правил № 644 и пункта 23(1) Правил № 776. Возражая против заявленных требований, Общество указало на то, что суточный объем водоотведения абонента не превышает 200 куб. метров. В обоснование данного довода Общество сослалось на объем водопотребления, определенный на основании показаний приборов учета, установленных на всех источниках водоснабжения абонента. Так же ответчик заявил о том, что стороны Договора не устанавливали факт наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта. Данным доводам ответчика не дана надлежащая оценка. Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. При рассмотрении настоящего дела не дали надлежащей оценки следующим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильно разрешения спора: в разделе 5 Договора стороны согласовали способ определения количества отведенных стоков до момента установки приборов учета; Предприятие, являющееся профессиональным участником рынка водоснабжения (водоотведения), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском спустя более чем через 10 лет с момента принятия Правил № 644 и заключения Договора; Предприятие не представило доказательств нарушения своих прав и законных интересов. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и принять законное и обоснованное решение. По результатам рассмотрения спора надлежит распределить расходы по кассационной жалобе. В связи с принятием настоящего постановления и окончанием производства по кассационной жалобе Общества приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2025, подлежит отмене согласно части 4 статьи 283 АПК РФ. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2025 по делу № А13-7815/2024 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от 21.10.2024 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2025 по настоящему делу, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2025.
|