Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



5

А56-8881/2023



23/2025-25800(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 мая 2025 года

Дело №

А56-8881/2023

     
     Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2025 года.
     В полном объеме постановление изготовлено 22 мая 2025 года.
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Бобарыкиной О.А.,   Пастуховой М.В.,
     при участии от Министерства обороны Российской Федерации Черкашиной А.Д. (доверенность от 20.11.2024),
     рассмотрев 22.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2025 по делу № А56-8881/2023,
     

у с т а н о в и л:  

     Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Сиверский» Гатчинского муниципального района, адрес: 188330, Ленинградская область, Гатчинский район, городской поселок Сиверский, Заводская улица,        дом 15, ОГРН 1054700285683, ИНН 4705030450 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени маршала Советского Союза С.М.Буденного» Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 194064, Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект,   дом 3, ОГРН 1057801201732,           ИНН 7804181617 (далее - Учреждение), а при недостаточности у Учреждения лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19,                         ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны),       548 271 руб. 95 коп. платы за жилые помещения и коммунальные услуги за период с июля 2021 года по июль 2022 года, 90 000 руб. неустойки, начисленной за период с 11.08.2021 по 31.01.2023 по правилам части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
     Решением суда первой инстанции от 02.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
     Постановлением суда кассационной инстанции от 28.03.2024 решение от 02.06.2023 и постановление от 28.08.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
     При повторном рассмотрении дела Предприятие уточнило исковые требования и просило взыскать с Учреждения, а при недостаточности у Учреждения лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны, 547 942 руб. 45 коп. платы за жилые помещения и коммунальные услуги за период с 01.07.2021 по 09.08.2022.
     Решением суда первой инстанции от 13.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2025, иск удовлетворен.
     В кассационной жалобе Министерство обороны, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Предприятию в иске.
     По мнению подателя жалобы, Предприятие не обосновало размер взыскиваемой задолженности, а предъявление исковых требований к Министерству обороны как субсидиарному должнику неправомерно, поскольку не была установлена невозможность удовлетворения заявленных требований за счет основного должника.
     В судебном заседании представитель Министерства обороны поддержал доводы кассационной жалобы.
     Представители Предприятия и Учреждения, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
     Как видно из материалов дела, Предприятие на основании постановления Администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 17.05.2021          № 176 в спорный период управляло многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Вайялово, городок «Ижора», дом 3.
     Этим же постановлением утверждена плата за услуги по содержанию и текущему ремонту в размере 25 руб. 37 коп. (с учетом НДС) за 1 кв.м общей площади в месяц.
     В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2022 право собственности на многоквартирный дом с 27.01.2012 зарегистрировано за Российской Федерацией, а с 27.08.2015 многоквартирный дом передан в оперативное управление Учреждению.
     В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2022 многоквартирный дом с 10.08.2022 передан в оперативное управление федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
     Ссылаясь на наличие у Учреждения задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги за период с 01.07.2021 по 09.08.2022, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, уточненным при новом рассмотрении дела.
     При повторном рассмотрении дела суды удовлетворили иск с учетом уточненных требований, признав их обоснованными по праву и по размеру.
     Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
     Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
     В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
     Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
     В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
     Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
     Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
     В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
     Наличие у Учреждения права оперативного управления в отношении спорного многоквартирного дома подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2022.
     Предъявление Предприятием исковых требований к Министерству обороны, которое, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств у Учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего, соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункта 7 статьи 161, пункта 10    статьи 242.3, пункта 9 статьи 242.4, пункта 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082.
     По смыслу указанных норм кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).
     Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме   (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
     Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом либо решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, размер указанной платы устанавливается органами местного самоуправления (часть 3 статьи 156, часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
     Вопреки доводам подателя жалобы, при новом рассмотрении дела Предприятие, следуя указаниям суда кассационной инстанции, уточнило исковые требования и привело расчет исковых требований (приложен к ходатайству об уточнении исковых требований от 25.07.2024 - том 1, листы  дела 124-127) в соответствие с размером платы, установленным постановлением Администрации муниципального образования Веревское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 17.05.2021 № 176. Расчет размера исковых требований выполнен путем умножения площади пустующих квартир (отраженной в реестрах по свободным площадям) на установленный органом местного самоуправления тариф (25 руб. 37 коп. с учетом НДС за 1 кв.м общей площади в месяц), проверен судами и признан правильным.
     Перечень предъявленных к оплате услуг, работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме также представлен Предприятием в материалы дела (приложен к ходатайству об уточнении исковых требований от 25.07.2024).
     При таких обстоятельствах требования Предприятия о взыскании           547 942 руб. 45 коп. платы правомерно удовлетворены судами за счет основного и субсидиарного должников. Основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Министерства обороны отсутствуют.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
     


п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2025 по делу № А56-8881/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
     

Председательствующий

Е.В. Боглачева

Судьи

О.А. Бобарыкина
 М.В. Пастухова