Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А. при участии от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Довганенко А.А. (доверенность от 13.01.2025), от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шингаревой В.М. (доверенность от 10.10.2023), рассмотрев 28.05.2025 кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2025 по делу № А56-78032/2024, у с т а н о в и л: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес: 107174, Москва, вн.тер.г. мун. окр. Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, вн.тер.г. мун. окр. Светлановское, пр-кт Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), от 21.05.2024 № 202S19240014401. Решением суда первой инстанции от 08.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2025, решение Фонда от 21.05.2024 № 202S19240014401 признано недействительным в части наложения на Общество финансовой санкции в размере, превышающем 15 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неправомерно снизили размер санкции на 99 % в отсутствие смягчающих ответственность Общества обстоятельств и считает, что при таком подходе утрачивается карательный смысл санкции и нарушается принцип справедливости и неотвратимости ответственности. В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судами, страхователем (Обществом) по телекоммуникационным каналам связи 26.01.2024, то есть с нарушением на один день срока, установленного пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27- ФЗ), представлена в Фонд форма ЕФС-1 с типом «исходная» за 2023 год, в подразделе 1.2 которой «Сведения о страховом стаже» содержались сведения о стаже на 16 742 застрахованных лиц. По результатам камеральной проверки названных сведений Фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.04.2024 № 202S18240009849. Решением от 21.05.2024 № 202S19240014401 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования Общество привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений в виде наложения штрафа в размере 8 371 000 рублей. Общество, не согласившись с решением Фонда, оспорило его в арбитражном суде. Частично удовлетворяя заявление Общества, суды исходили из наличия у Фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, однако приняли во внимание, что Фонд при определении размера финансовых санкций не учел обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершенное правонарушение. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона; дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам; сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В пункте 3 названной статьи Закона № 27-ФЗ приведен перечень застрахованных лиц, в отношении которых страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляются сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 статьи 11 указанного Закона. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений. Единая форма сведений и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.10.2022 № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения». В соответствии с частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В этой связи в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), к указанным правоотношениям применимы положения главы 15 данного Кодекса, определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ). Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотрены статьей 109 НК РФ. Статьей 111 НК РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В данном случае судами установлено и Фондом не опровергается, что сведения в отношении 16 742 застрахованных лиц по форме ЕФС-1 представлены Обществом с просрочкой на 1 день. Процедура привлечения к ответственности Фондом соблюдена, расчет суммы финансовых санкций определено правильно. При этом при привлечении Общества к ответственности за выявленное нарушение Фондом не выявлены обстоятельства, предусмотренные статьями 109 и 111 НК РФ, объективно препятствовавшие заявителю соблюсти установленный законодательством срок представления в Фонд сведений по форме ЕФС-1 за 2023 год. Между тем, пунктом 1 статьи 112 НК РФ предусмотрен открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. В соответствии со статьей 71 АПК РФ именно суд определяет меру ответственности за конкретное правонарушение на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые оценивает по своему внутреннему убеждению. В данном случае суды по результатам исследования собранных по делу доказательств приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 30.07.2001 № 13-П, от 12.05.1998 № 14-П, от 19.01.2016 № 2-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 08.12.2009 № 11019/09, а также признание Обществом факта правонарушения и вины в его совершении; совершение правонарушения впервые; незначительный срок в просрочке предоставления сведений (1 день); отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, и обоснованно посчитали возможным с учетом смягчающих ответственность обстоятельств уменьшить размер примененных к Обществу финансовых санкций до 15 000 руб. Как следует из пункта 16 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза. В этой связи суд округа считает несостоятельными ссылки подателя жалобы на недопустимость значительного снижения штрафа, нарушение принципа справедливости и карательного смысла санкции, поскольку нормами права допускается снижение рассматриваемой санкции по усмотрению суда В данном случае суды, снижая размер санкций с учетом смягчающих ответственность Общества обстоятельств до 15 000 руб., обоснованно руководствовались разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривающими индивидуализацию наказания, то есть меры карательного характера (постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П) исходя из общих принципов права и приняли во внимание, что оно должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Приводимые в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены ими при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда. Направленность доводов кассационной жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 Постановления № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится. Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2025 по делу № А56-78032/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
|