Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., рассмотрев 02.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2025 по делу № А05П-756/2023, у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, зд. 12, ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, зд. 20, ОГРН 1058383006241, ИНН 2983003288 (далее - Департамент), о взыскании 22 670 550 руб. 40 коп. субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности по мероприятию: «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап)». К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» (далее - Учреждение). Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 14.10.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2025, в удовлетворении заявленных требований Администрации отказано. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Администрации. Как указывает податель жалобы, судами не учтено, что при подаче заявки на перечисление субсидии Администрацией соблюдены требования Порядка предоставления и распределения субсидии государственной программы «Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа», утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 417-п (далее - Порядок). К заявке Администрации на перечисление средств субсидии в качестве документа, подтверждающего выполнение работ, по которым возникли обязательства по расходам муниципального образования, источником финансирования обеспечения которых являются средства субсидии, было представлено решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 23.06.2022 по делу № А05П-96/2021, предметом рассмотрения которого были вопросы и сдаче, приемке, объеме работ и их стоимости по реконструкции ул. Авиаторов в городе Нарьян-Мар. По мнению Администрации, пункт 16 Порядка, устанавливающий перечень документов, входящих в состав заявки на перечисление субсидии, нельзя считать императивным в части наименования документов, а решение суда по делу № А05П-96/2021 подтверждает объем выполненных работ по реализации мероприятия, установленного соглашением и их стоимость. Таким образом, у Департамента не имелось оснований для отказа в перечислении Администрации субсидии. Кроме того, поскольку субсидия по заявке Администрации так и не была перечислена Департаментом в муниципальный бюджет, довод Департамента о неисполнении Администрацией обязательств по достижению значений показателей результативности несостоятелен, так как данные нарушения могут быть установлены только после предоставления субсидии и сдачи отчетности по ее использованию. Администрация полагает ошибочным вывод судов о том, что оценка достижения получателем субсидии показателя результативности предшествует перечислению субсидии, поскольку согласно пункту 21 Порядка, оценка сравнения фактически достигнутых значений результата использования субсидии осуществляется после перечисления субсидии и сдачи отчетности по ее использованию. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 417-п (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа» (далее - Программа), в перечень которой включена подпрограмма 1 «Развитие сети автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети и дорожных сооружений». В приложении № 7 к Программе пунктом 6 Порядка определено, что субсидии муниципальным образованиям предоставляются при соблюдении следующих условий: наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из окружного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из окружного бюджета субсидии; наличие муниципальных правовых актов об утверждении перечня мероприятий (объектов), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе для достижения результатов реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», до утверждения перечень мероприятий (объектов) подлежит согласованию с Департаментом; заключение соглашения о предоставлении субсидии между Департаментом и администрацией соответствующего муниципального образования Ненецкого автономного округа. Судами установлено, что между Департаментом и Администрацией (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), законом Ненецкого автономного округа от 23.12.2021 № 303-оз «Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 06.02.2020 № 1-п «Об утверждении Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставления и распределению субсидий местным бюджетам из окружного бюджета», государственной программой Ненецкого автономного округа «Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 417-п, заключено соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета бюджету муниципального образования (МО) «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в рамках подпрограммы 1 «Развитие сети автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети и дорожных сооружений» государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие транспортной системы Ненецкого автономного округа» от 28.02.2022 № 44 (далее - соглашение). Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление из окружного бюджета в 2022-2023 годах бюджету МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств окружного бюджета. В соответствии с приложениями № 2 и № 3 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2022 № 103) в перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, включен объект «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап)», срок строительства 2019-2022 годы, а также определен размер субсидии, предоставляемой на софинансирование капитальных вложений из окружного бюджета, в сумме 22 670 600 руб. Показатели результативности использования субсидии определены в приложении № 4 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2022 № 103) и предусматривали для объекта «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап)» увеличение протяженности автомобильной дороги городской агломерации соответствующих нормативным требований до 0,742 км в 2022 году. Согласно пункту 4.1.1 соглашения Департамент обязуется обеспечить предоставление субсидии в бюджет МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2022 финансовый год и плановый период 2023-2024 годов, доведенных Департаменту как получателю средств окружного бюджета. В силу пунктов 4.3.3 и 4.3.9 соглашения Администрация обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии (достижение значения результата проекта), установленного в соответствии с приложением № 4 к соглашению, выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии и соглашением. В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, Учреждением, действующим от имени МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (заказчик), и обществом с ограниченной ответственностью «Опора» (далее - Общество), был заключен муниципальный контракт от 25.06.2019 № 59 «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (I этап)» (далее - контракт), в силу пункта 1.1 которого подрядчик (Общество) берет на себя обязательства выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (далее - работы) с надлежащим качеством в срок, установленный контрактом, и обязуется сдать результат выполненных работ заказчику (Учреждению), а заказчик - принять и оплатить результат работ в соответствии с условиями контракта. Согласно пункту 2.1 контракта его цена определена по результатам электронного аукциона и составляет 79 564 686 руб. 30 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (НДС) 13 260 781 руб. 05 коп. (20%). Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе. В пункте 3.1 контракта сторонами определены следующие сроки выполнения работ: начало работ - с момента заключения контракта, окончание - не позднее 01.09.2020. Заказчик решением от 20.11.2020 № 4015/01-18 отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, а неисполнение Учреждением обязательств по оплате фактически выполненных работ послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Архангельской области с требованиями о взыскании 23 072 701 руб. 80 коп. задолженности по контракту. Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 23.06.2022 по делу № А05П-96/2021 исковые требования Общества к Учреждению удовлетворены: с Учреждения в пользу Общества взыскано 23 072 701 руб. 80 коп. задолженности и 138 364 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Встречный иск Учреждения к Обществу удовлетворен частично: с Общества в пользу Учреждения взыскано 173 155 руб. 94 коп. неустойки, а также 4952 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части заявленных требований Учреждению отказано. Произведен зачет встречных требований сторон, в результате которого с Учреждения в пользу Общества взыскано 22 899 545 руб. 86 коп. задолженности и 133 412 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 23.06.2022 по делу № А05П-96/2021 оставлено без изменения. В целях принудительного исполнения судебного акта по делу № А05П-96/2021 Арбитражным судом Архангельской области выдан исполнительный лист от 06.10.2022 серии ФС № 0400078692. Задолженность в размере 22 899 545 руб. 86 коп. уплачена Учреждением платежным поручением от 08.12.2022 № 523991. Администрация письмом от 21.06.2022 № 3720/01-16 обратилась в Департамент с просьбой рассмотреть вопрос о выделении субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности по мероприятию «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап)» в сумме 22 670 550 руб. 40 коп. на основании соглашения. В приложениях № 2 и № 3 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2022 № 103) определен размер субсидии, предоставляемой на софинансирование капитальных вложений из окружного бюджета, в сумме 22 670 600 руб. с учетом указанной стоимости завершающих работ. Письмом от 17.10.2022 № 6145/01-16 Администрация направила в адрес Департамента документы для предоставления субсидии. Департамент письмом от 25.10.2022 № 6154 отказал Администрации в предоставлении субсидии на основании подпункта 1 пункта 17 Порядка, документы возвращены Администрации на доработку. Отказ Департамента в предоставлении Администрации указанной субсидии послужил основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, отказал Администрации в удовлетворении требований. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Абзацами 1 и 2 пункта 2 статьей 79.1 БК РФ предусмотрено, что федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов. Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов. Согласно статьей 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 139 БК РФ). Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не допускается. Пунктом 4 статьей 139 БК РФ установлено, что распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в рамках Программы реализуется создание современной транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа, обеспечивающей доступность и безопасность услуг транспортного комплекса для населения. Для достижения указанной цели предусмотрена реализация Программы посредством 4 подпрограмм, 13 отдельных мероприятий и региональных проектов Ненецкого автономного округа «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», в том числе подпрограммы 1 «Развитие сети автомобильных дорог местного значения, улично-дорожной сети и дорожных сооружений» (далее - Подпрограмма). Целью Подпрограммы является развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения Ненецкого автономного округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, улучшение функционирования сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Задачи Подпрограммы определены в виде развития улично-дорожной сети в административных центрах г. Нарьян-Мар, п. Искателей и иных муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа, сохранения протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требованиям. Также определен перечень целевых показателей Подпрограммы: протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований Ненецкого автономного округа; объемы ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ненецкого автономного округа; прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ненецкого автономного округа в результате строительства новых автомобильных дорог; прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ненецкого автономного округа, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог; прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ненецкого автономного округа, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог; общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Ненецкого автономного округа, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на 31 декабря отчетного года; количество мостов, приведенных в нормативное состояние на автомобильных дорогах общего пользования местного значения (нарастающим итогом). В рамках Подпрограммы предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ненецкого автономного округа на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Согласно пунктам 2 и 3 Порядка главным распорядителем средств окружного бюджета по предоставлению субсидий является Департамент. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью окружного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Департамента на цели, указанные в пункте 4 Порядка. Пунктом 15 Порядка определено, что субсидия предоставляется в течение 10 рабочих дней с даты поступления в Департамент заявки на софинансирование путем безналичного перечисления на лицевой счет администрации, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в местный бюджет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В соответствии с пунктом 16 Порядка заявка о перечислении субсидии предоставляется по форме согласно приложению № 1 к Порядку и содержит: наименование мероприятия; коды бюджетной классификации; сумму денежных средств, необходимую для осуществления расчетов с исполнителями (поставщиками, подрядчиками); заверенные получателем документы, подтверждающие поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием стоимости товаров (работ, услуг), копию акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, копию справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, копию счет-фактуры, копию счета. К первоначальной заявке на предоставление субсидии прилагается копия соответствующего муниципального контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае, если за счет средств субсидии предоставляются целевые субсидии на иные цели муниципальным бюджетным учреждениям, то к заявке прилагаются копии соглашений на предоставление субсидий на иные цели, заключенных в соответствии с порядком, установленным в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ. Заявки предоставляются в Департамент не позднее 25 числа текущего месяца. Согласно пункту 17 Порядка Департамент отказывает в предоставлении субсидии и возвращает документы на доработку в случае: непредставления или представления не в полном объеме документов, указанных в пункте 16 Порядка; несоответствия наименований проведенных работ и (или) предмета муниципального контракта (договора) мероприятиям, предусмотренным соглашением. Пунктом 21 Порядка установлено, что оценка эффективности использования субсидий из окружного бюджета осуществляется путем сравнения фактически достигнутых значений результата использования субсидий из окружного бюджета и плановых значений, которые устанавливаются соглашением в соответствии со значениями целевых показателей, указанных в приложении № 1 Программы и (или) региональном проекте «Региональная и местная дорожная сеть». Судами установлено и не опровергнуто Администрацией, что в нарушение пункта 16 Порядка к заявке Администрации о перечислении субсидии не были приложены документы, подтверждающие выполнение работ с указанием стоимости работ (копии актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, копии счет-фактур, копии счетов), что явилось основанием для отказа Департамента в предоставлении субсидии и возврата документов на доработку в соответствии с пунктом 17 Порядка. При этом, как обоснованно отметили суды, наличие таких документов является обязательным для рассмотрения Департаментом вопроса о предоставлении субсидии и положениями Порядка не предусмотрено возможности для направления каких-либо иных документов, подтверждающих выполнение работ, в том числе и судебных актов, принятых по результатам рассмотрение спора между заказчиком и подрядчиком. Наличие судебного акта по делу № А05П-96/2021 не исключает обязанность Администрации предоставить документы, подтверждающие выполнение работ, с указанием стоимости работ (копии актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, копии счет-фактур, копии счетов) в целях получения средств субсидии. Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле документы, также отметили, что Администрацией не представлены доказательства достижения целевых показателей, указанных в приложении № 4 к соглашению, а именно увеличения протяженности автомобильной дороги по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре до 0,742 км, работы на объекте не завершены, выполненные работы не приняты муниципальным заказчиком в установленном порядке, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось и доказательств того, что в отношении объекта выдавалось заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, не представлено. При этом суды обоснованно указали, что представленные Администрацией технический паспорт автомобильной дороги и технические отчеты по диагностике, сами по себе не подтверждают соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и реального достижения установленных соглашением показателей. Кроме того, распоряжением Департамента внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа от 09.10.2023 № 184-СН осуществление регионального государственного строительного надзора Ненецкого автономного округа при реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап)» прекращено. В пункте 2 приложения № 2 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 25.07.2022 № 1) определено, что обязательство по реконструкции ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап) подлежит исполнению в срок 2019-2022 годы. Сведений и документов, подтверждающих, что вышеуказанный срок изменен сторонами, материалы дела не содержат, и лица, участвующие в деле, в ходе рассмотрения дела о данных фактах не сообщили. С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие действующего муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта, документов, подтверждающих выполнение работ, прекращение осуществления строительного надзора на объекте, суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически результат предоставления субсидии в настоящий момент не достигнут, поскольку работы по реконструкции ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (1 этап) в установленный срок в полном объеме не выполнены, целевые показатели результативности использования субсидии не достигнуты. При таких обстоятельствах суды законно и обоснованно отказали Администрации в удовлетворении требований. Оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется. Довод Администрации об ошибочности вывода судов о том, что оценка достижения получателем субсидии показателя результативности предшествует перечислению субсидии, отклоняется судом кассационной инстанции как несостоятельный, поскольку к указанному выводу суды не приходили, данный вывод не содержится в обжалуемых судебных актах. Суды, рассматривая требование Администрации о взыскании 22 670 550 руб. 40 коп. субсидии на софинансирование капитальных вложений, дали оценку имеющимся в материалах дела доказательствам на предмет достижения Администрацией показателя результативности, в рамках своих полномочий по оценке доказательств и доводов сторон. При этом суды обоснованно отметили, что взыскание средств субсидии, минуя установленный Порядок их предоставления, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, в письме Департамента от 25.10.2022 № 6154 указано на возвращение Администрации документов на доработку в соответствии с требованием пункта 17 Порядка. Таким образом, Администрация не утратила право на получение субсидии после представления требуемых соглашением и предусмотренных положением документов. Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее изложенной позиции Администрации при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права и не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении дела, а сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Администрации и отмены принятых по делу судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2025 по делу № А05П-756/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - без удовлетворения.
|