Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А13-8144/2024



691/2025-27856(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 июня 2025 года

Дело №

А13-8144/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И.,              Родина Ю.А.,
        рассмотрев 02.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу № А13-8144/2024,
     

у с т а н о в и л:

      Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Лермонтова,       д. 15А, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Альтаир групп», адрес: 162690, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Ясная Поляна, ул. Энергетиков, д. 10, ОГРН 1173525000967, ИНН  3523021699 (далее - Общество), о взыскании 12 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, формы СЗВ-СТАЖ за 2022 год по требованиям от 07.06.2024 № 045S01240001835, 045S01240001834, 045S01240001870, 045S01240001869, 045S01240001861, 045S01240001860, 045S01240001859, 045S01240001858, 045S01240001840, 045S01240001839, 045S01240001838, 045S01240001837, 045S01240001836, 045S01240001868, 045S01240001867, 045S01240001866, 045S01240001865, 045S01240001862.
        Решением Арбитражного  суда Вологодской области  от  24.12.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025, с Общества  в соответствующий бюджет взыскано 500 руб. финансовых санкций по  требованию от 07.06.2024                    № 045S01240001836, в удовлетворении остальной части заявленных требований Отделению отказано.
       В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты  в части отказа во  взыскании  с Общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь, ноябрь, декабрь 2021, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года и принять в данной части  новый судебный акт  об удовлетворении требований Отделения.
     Отделение в обоснование жалобы ссылается на то, что на момент совершения Обществом нарушений частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в редакции, действующей до 01.01.2023,  была установлена ответственность в виде финансовых санкций. С 01.01.2023 данная норма изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует. Как  отмечает  податель жалобы, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ)  предусмотрено, что  за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 года,  сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 237-ФЗ. Таким образом,  обязанность страхователя по представлению сведений о каждом работающем у него застрахованном лице с 01.01.2023 не утрачена, в связи с чем оснований для освобождения Общества  от уплаты финансовых санкций  у судов не имелось.
       Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
       Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
      Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части в пределах доводов кассационной жалобы Отделения.
       Как следует из материалов дела,  Общество  в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьи 1 Закона № 27-ФЗ, является страхователем.
      Обществом 02.04.2024 были  представлены предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона    № 27-ФЗ сведения за октябрь, ноябрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года в отношении одного застрахованного лица и за декабрь 2021 года в отношении трех застрахованных лиц с типом формы «исходная», то есть с нарушением установленного законом срока, что зафиксировано Отделением в  актах от 08.04.2024 № 045S18240001632, 045S18240001635, 045S18240001638, 045S18240001639, 045S18240001640, 045S18240001641, 045S18240001642, 045S18240001643, 045S18240001644, 045S18240001645, 045S18240001647, 045S18240001648, 045S18240001649, 045S18240001650, 045S18240001651.
        Отделением приняты решения от 15.05.2024 № 045S19240001783, 045S19240001766, 045S19240001768, 045S19240001771, 045S19240001772, 045S19240001778, 045S19240001780, 045S19240001784, 045S19240001785, 045S19240001786, 045S19240001764, 045S19240001763, 045S19240001762, 045S19240001761, 045S19240001760 о привлечении Общества к ответственности в виде в виде финансовой санкции в общей сумме 8500 руб.
        На основании  указанных решений Отделение  направило Обществу требования об уплате финансовой санкции за правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.06.2024 № 045S01240001835,045S01240001870, 045S01240001861, 045S01240001860, 045S01240001859, 045S01240001858, 045S01240001840, 045S01240001839, 045S01240001838, 045S01240001837, 045S01240001868, 045S01240001867, 045S01240001866, 045S01240001865, 045S01240001862.
        Общество 02.04.2024 дополнительно представило в Отделение сведения формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2021 года в отношении трех застрахованных лиц, которые не отражены в первоначальных сведениях.
        По результатам проверки дополнительно представленных сведений Отделение пришло к выводу о непредставлении страхователем сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь 2021 года в установленный срок, что зафиксировало  в актах от 08.04.2024                              № 045S18240001634, 045S18240001637, по результатам рассмотрения которых вынесло решения от 15.05.2024 № 045S19240001767, 045S19240001765 о привлечении Общества к ответственности в виде санкции в размере 3000 руб.
       В адрес Общества Отделением были направлены требования от 07.06.2024 № 045S01240001834, 045S01240001869 об уплате финансовых санкций в общей сумме 3000 руб.
       Обществом также  03.04.2024  были представлены предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона   № 27-ФЗ сведения формы СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении одного застрахованного лица,  то есть с нарушением установленного срока (не позднее 01.03.2024), что отражено Отделением в  акте от 08.04.2024                          № 045S18240001646, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 15.05.2024 № 045S19240001787 о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб.
       В адрес Общества Отделением направлено требование от 07.06.2024                                    № 045S01240001836 об уплате финансовых санкций в сумме 500 руб.
      Поскольку Общество в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнило, Отделение  обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.
      Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, удовлетворил  требование Отделения  о взыскании с Общества финансовой санкции на основании решения от 15.05.2024                        № 045S19240001787, в остальной части в удовлетворении требований отказал, поскольку учел, что с 01.01.2023 частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусмотрена ответственность страхователя за непредставление сведений, установленных пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона.
        Суд апелляционной инстанции   поддержал  выводы суда первой инстанции.
        Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и  доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Отделения.
       В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ, статьей 6 и пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ Общество, являясь страхователем, обязано своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
       Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ  правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
      Таким образом, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи с чем при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
      В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.
      Пунктом 1 статьи 108 НК РФ определено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.
     Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года № 11-П, от 25 января 2001 года № 1-П, от 17 июля 2002 года № 13-П, от 19 марта 2003 года                    № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 18 мая 2012 года № 12-П, от 17 января 2013 года № 1-П, от 14 февраля 2013 года № 4-П, от 25 февраля 2014 года № 4-П, от 19 января 2016 года № 2-П и от 29 ноября 2016 года № 26-П), любой законодательный механизм претерпевания лицом неблагоприятных последствий совершения им тех или иных противоправных действий (бездействия) должен отвечать следующим требованиям: юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; ее регулирование должно согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности; общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины - либо доказанной, либо презюмируемой, но опровержимой - как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть  предусмотрено непосредственно в законе.
       В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
     Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления Пенсионного Фонда  Российской Федерации  от 15.04.2021 № 103п.
     За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Закона частью третьей статьи 17 Закона            № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) предусматривалась ответственность в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
     Переходными положениями части 1 статьи 15 Закона № 237-ФЗ предусматривалось, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
       Как указало  Отделение, сведения по форме СВЗ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года Обществом  в установленный срок  не  были представлены,  что послужило  основанием для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона.
       Вместе  с тем суды верно приняли во внимание, что с 01.01.2023 статья 11 Закона   № 27-ФЗ изложена в новой редакции, в которой пункт 2.2 отсутствует.
     Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Закона                № 237-ФЗ) определено, что финансовые санкции в размере 500 руб. применяются в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных только пунктами 2 и 2.1 статьи 11 данного Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта).
     Как следует из пунктов 1 и 2 сохраняющего свою силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012      № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
     В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
     Поскольку в данном случае норма части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2023, на момент предоставления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2022 года и вынесения Отделением решений от 15.05.2024 № 045S19240001783, 045S19240001766, 045S19240001768, 045S19240001771, 045S19240001772, 045S19240001778,  045S19240001780, 045S19240001784, 045S19240001785, 045S19240001786,   045S19240001764, 045S19240001763, 045S19240001762, 045S19240001761, 045S19240001760, 045S19240001767, 045S19240001765 о наложении на страхователя финансовых санкций не предусматривала ответственность страхователя за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, суды обоснованно указали, что  основания для привлечения Общества к названной ответственности у Отделения  отсутствовали.
     Доводы, изложенные Отделением в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
     Поскольку  дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Отделения.
      Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

       решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2025 по делу № А13-8144/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области  -  без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Л.И. Корабухина
 Ю.А. Родин