Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Салтыковой С.С., рассмотрев 22.05.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А05-7304/2024,
у с т а н о в и л: администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее - Управление, МТУ Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) о признании недействительным решения Управления от 17.05.2024 № 29/3450 об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 29:19:034501:38 и 29:19:000000:2425 в собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области; о возложении на Агентство обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Холмогорского муниципального округа Архангельской области путем направления поручения в Управление о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 29:19:034501:38 и 29:19:000000:2425 из федеральной собственности в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области; о возложении на Управление обязанности в течение 10 рабочих дней со дня получения поручения о передаче земельных участков с кадастровыми номерами 29:19:034501:38 и 29:19:000000:2425 из федеральной собственности в муниципальную собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области принять решение о передаче этих земельных участков в собственность Холмогорского муниципального округа Архангельской области и направить это решение в адрес Администрации в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области. Решением суда первой инстанции от 05.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2025, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Администрация обратилась в Агентство через Управление с заявлением от 01.02.2024 № 495 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность двух земельных участков: с кадастровым номером 29:19:034501:38, площадью 120 000 кв. м, с кадастровым номером 29:19:000000:2425, площадью 125 000 кв. м, расположенных по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, в районе деревни Бросачиха. Данные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, их правообладателем является Российская Федерация. Управление письмом от 06.03.2024 № 29/1626, полученным Администрацией 14.03.2024, уведомило заявителя о том, что Управлением направлены запросы в адрес субъектов естественных монополий; на участках имеются лесные насаждения, поэтому направлен запрос в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; Управление вернется к рассмотрению вопроса о безвозмездной передаче земельных участков после получения необходимой информации. В письме от 17.05.2024 № 29/3450, полученном Администрацией 28.05.2024, Управление сообщило, что по результатам рассмотрения обращения Администрации получен ответ Агентства от 27.04.2024 № 10/20716, в соответствии с которым вопрос передачи земельных участков в муниципальную собственность не представляется возможным рассмотреть по следующим основаниям: 1) в составе документов Холмогорского муниципального округа Архангельской области, размещенных во ФГИС ТП, отсутствуют генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Емецкое», утвержденные постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 28.06.2023 № 45-п; 2) из сведений публичной кадастровой карты Росреестра в границах земельных участков расположены водотоки, впадающие в реку Золотуха, а в соответствии с положениями статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, поэтому земельные участки, занимаемые водными объектами, относятся исключительно к федеральной собственности. Не согласившись с таким решением, Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями. Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Правоотношения, связанные с безвозмездной передачей земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, регулируются главой V.5. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В статье 39.30 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания такой безвозмездной передачи земельных участков. Так, подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 ЗК РФ лиц в собственность, в частности, муниципальных округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих муниципальных округов. Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой, в частности, муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. Исчерпывающий перечень случаев, когда земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность, содержится в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, согласно которому не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей: 1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; 2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; 3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; 4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; 5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации; 6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий» (далее - Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий»; 8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий»; 9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; 10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; 12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; 13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации; 14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ перечислены основания, при которых уполномоченным органом принимается решение об отказе в передаче земельного участка. К числу таких оснований отнесены следующие случаи: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 ЗК РФ; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Указанный перечень оснований также является исчерпывающим. Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные Администрацией требования, обоснованно исходили из того, что названные Управлением причины отказа в передаче земельных участков в муниципальную собственность не подпадают ни под одно из исключений указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, а также не соответствуют основаниям, указанным в пункте 7 статьи 39.31 ЗК РФ. Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А05-7304/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
|