Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



7

А44-3857/2024



908/2025-28421(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 июня 2025 года

Дело №

А44-3857/2024

       Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе               председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
       рассмотрев 02.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской области» на решение Арбитражного суда Новгородской области                         от 15.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 30.01.2025 по делу № А44-3857/2024,
      

у с т а н о в и л:

      Государственное областное казенное учреждение «Центр занятости населения Новгородской области», адрес: 173008, Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2А,               ОГРН 1155321003430, ИНН 5321175690 (далее - Учреждение),  обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы             по Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский б-р, д. 3, ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553 (далее - Управление, УФАС), от 25.04.2024 по делу № 053/01/17-769/2023.
     Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Окуловское потребительское общество «Бытовик», адрес: 174352,                     Новгородская обл., Окуловский р-н, г. Окуловка, Центральная ул., д. 1,                           ОГРН 1145331001397, ИНН 5311008178 (далее - Общество), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области, адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1,                                        ОГРН 1145321000648, ИНН 5321166920 (далее - Уполномоченный по ЗПП), Министерство труда, семейной и социальной политики Новгородской области, адрес: 173001, Великий Новгород, Великая ул., д. 8,  ОГРН 1025300793539,                     ИНН 5321028800 (далее - Министерство труда), Министерство финансов Новгородской области, адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская,  д. 1, оф. 478, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776.
      Решением суда первой инстанции от 15.10.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.01.2025, в удовлетворении заявленных требований отказано.
      В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт, полагая, что не имело права допускать Общество, являющееся некоммерческой организацией, к участию в отборе на получение субсидии, которая не предусмотрена областным бюджетом для некоммерческой организации. Учреждение не имело права рассматривать заявку Общества (как организации, отбор для которой не проводился) при наличии четырех заявок на участие в отборе от коммерческих организаций. Учреждение не имело права принимать не соответствующее закону решение о принятии заявок на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов ненадлежащих участников по причине отсутствия денежных средств в бюджете Новгородской области.
     Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2023 году Учреждение проводило отбор работодателей для предоставления субсидии путем запроса предложений в соответствии с Порядком предоставления в                                      2023 - 2025 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим  лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, утвержденным постановлением Министерства труда от 12.05.2023 № 20 (далее - Порядок).
     В рамках отбора 01.09.2023 в Учреждение поступила заявка Общества на получение субсидии в связи с оборудованием рабочего места для инвалида.
     Приказом от 13.09.2023 № 335 Учреждение отклонило заявку Общества, сославшись на пункт 9 Порядка и указав в качестве обоснования на недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства труда как главного распорядителя средств областного бюджета на текущий финансовый год для некоммерческих организаций.
     Письмом от 13.09.2023 № 2329 Учреждение сообщило Обществу об отклонении заявки на участие в отборе работодателей для предоставления субсидии по причине того, что в 2023 году лимиты бюджетных обязательств на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов для некоммерческих организаций не предусмотрены.
     Не согласившись с отклонением заявки, Общество 28.09.2023 обратилось в Управление с жалобой. Аналогичное по существу заявление поступило в УФАС                                   от Уполномоченного по ЗПП (от 03.11.2023 исх. № 873).
     В письме от 12.01.2024 № 35 Учреждение сообщило Обществу, что поскольку в 2023 году отбор работодателей для предоставления рассматриваемой                    субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, не проводился,  приказ от 13.09.2023 № 335 об отклонении заявки Общества отменен, ранее направленное уведомление                         от 13.09.2023 № 2329 считать отозванным.    
     На момент подачи заявки Общества денежные средства на субсидии в полном объеме освоены не были.
     Заключив о наличии в деянии Учреждения признаков нарушения части 2                            статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»                               (далее - Закон № 135-ФЗ), УФАС приказом от 27.12.2023 возбудило                                    в отношении заявителя дело о нарушении антимонопольного законодательства                         № 053/01/17-769/2023. По итогам рассмотрения дела Управлением принято решение от 25.04.2024 (в полном объеме изготовлено 15.05.2024), которым Учреждение признано нарушившим часть 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. В связи с невозможностью устранения нарушения (окончание процедуры отбора) предписание решено не выдавать.  
     Не согласившись с данным решением, Учреждение обратилось в суд.
     Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
     Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
     Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Статьей 17 Закона № 135-ФЗ установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок, запросу предложений.
     Согласно части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными             частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
     В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации                        (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
     Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
     Исходя из положений части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
      БК РФ не исключает некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, из числа получателей субсидий.
      В рассматриваемый период действовали Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (далее - Общие требования).
     Согласно подпункту «а» пункта 4 Общих требований в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указывается один из следующих способов проведения отбора: конкурс, который проводится при определении получателя субсидии исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия (далее - результат предоставления субсидии); запрос предложений, который указывается при определении получателя субсидии главным распорядителем как получателем бюджетных средств или иной организацией, проводящей в соответствии с правовым актом отбор (в случае, если это предусмотрено правовым актом), на основании предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям и (или) критериям отбора и очередности поступления предложений (заявок) на участие в отборе.
     Таким образом, при распределении субсидий в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора, предусматривается обязательное проведение процедуры либо конкурса, либо запроса предложений.
         Согласно пункту 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.05.2024, проверка процедуры проведения торгов по отбору юридических лиц для предоставления им субсидий из бюджета публичного образования относится к компетенции антимонопольного органа.
         Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на условия (порядок) предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в соответствии с бюджетным законодательством               (пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                     от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).
     Спорный отбор проводился в соответствии с положениями Порядка, действовавшего в спорный период и регламентировавшего предоставление                           в 2023 - 2025 годах  субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим  лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность на территории Новгородской области, на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.
     Согласно пункту 3 Порядка Министерство труда как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период. Отбор работодателей для предоставления субсидии осуществляется Учреждением посредством запроса предложений в соответствии с настоящим Порядком на основании заявок на участие в отборе (далее заявка), направленных работодателями, и документов к ним, исходя из соответствия работодателей категории, установленной пунктом 1 настоящего Порядка, требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок (абзац второй пункта 3 Порядка).
     Таким образом, Порядок предусматривает предоставление субсидии по результатам отбора, проводимого Учреждением в форме запроса предложений.
     Пунктом 5 Порядка установлено содержание объявления о проведении отбора, в котором в числе прочего должны быть указаны требования к работодателям в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка; порядок подачи заявок работодателями и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявок, подаваемых работодателями; правила рассмотрения и оценки заявок работодателей в соответствии с пунктами 8 - 11 Порядка.
     В силу пункта 6 Порядка работодатель на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей Порядка, должен соответствовать следующим требованиям:
     - работодатель не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 % (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;
     - работодатель не является получателем средств областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов области на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка;
     - работодатель - юридическое лицо не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а работодатель - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
     Содержание объявления о проведении рассматриваемого отбора для предоставления субсидии содержало указанные установленные Порядком требования к работодателям.
     Как отметили суды первой и апелляционной инстанций, установленные при проведении спорного отбора требования к работодателям не ограничивают круг участников отбора - юридических лиц исключительно коммерческими организациями. Исключение из получателей субсидии - юридических лиц установлено только для государственных (муниципальных) учреждений.
     Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отклонения заявки работодателя на стадии рассмотрения являются:
     - несоответствие работодателя категории, установленной пунктом 1 настоящего Порядка;
     - несоблюдение работодателем цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка;
     - несоблюдение работодателем условия, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка;
     - несоответствие работодателя требованиям, установленным пунктом 6 настоящего Порядка;
     - подача работодателем заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок;
     - несоответствие представленных работодателем заявки и документов требованиям, определенным пунктом 7 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных абзацами 1 - 5 пункта 7 настоящего Порядка;
     - представление работодателем документов, по которым министерством ранее принято решение о предоставлении субсидии на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка;
     - недостоверность представленной работодателем информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе работодателя - юридического лица;
     - недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства как главного распорядителя средств областного бюджета на текущий финансовый год.
     При отсутствии оснований для отклонения заявки работодателя на стадии рассмотрения работодатель считается прошедшим отбор.
     Решение об отклонении заявки на стадии рассмотрения или о признании работодателя прошедшим отбор оформляется приказом центра занятости в срок, указанный во втором абзаце пункта 8 настоящего Порядка.
     В случае принятия решения об отклонении заявки на стадии рассмотрения центр занятости любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение уведомления, направляет работодателю в течение 5 рабочих дней со дня принятия данного решения соответствующее уведомление с указанием причин отклонения заявки на стадии рассмотрения.
     В силу пункта 10 Порядка в случае признания работодателя прошедшим отбор приказ о признании работодателя прошедшим отбор и документы работодателей, прошедших отбор, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, в течение 2 рабочих дней со дня принятия данного решения передаются центром занятости в министерство.
     Недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как главного распорядителя средств областного бюджета на текущий финансовый год, предусмотрено Порядком в качестве основания для отклонения заявки работодателя на стадии рассмотрения. Выше отмечено, что на момент подачи заявки Общества денежные средства на субсидии в полном объеме освоены не были.
     Вместе с тем, установив, что в 2023 году рассматриваемую субсидию получили два юридических лица (не являющиеся некоммерческими организациями) и 2 индивидуальных предпринимателя, подавшие заявки в период с 04.07.2023 по 15.09.2023 (заявка Общества поступила 01.09.2023),  Управление верно заключило, что фактически отказ в допуске Общества к участию в запросе предложений на право получения субсидии связан не с недостатком средств в бюджете на указанные нужды, а обусловлен тем фактом, что заявитель является некоммерческой организацией.
      При этом, как указано выше, установленные при проведении спорного              отбора требования к работодателям не ограничивали круг участников                             отбора - юридических лиц исключительно коммерческими организациями.
     Действующей в период подачи и рассмотрения заявки Государственной программой Новгородской области «Содействие занятости населения в Новгородской области  на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением правительства Новгородской области от 14.06.2019 № 218 (пункт 3.2.2), также предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий лишь государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2023 году.
     Доводы Учреждения о предусмотренных лимитах согласно классификации расходов бюджетов в подгруппе для субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг получили оценку Управления и судов.
     Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1                     «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
     Приказом Министерства инвестиционной политики Новгородской области                   от 10.03.2023  № 30 Общество среди прочих субъектов малого и среднего предпринимательства признано социальным предприятием (аналогичные приказы в 2020, 2021, 2022, 2024 годах).
     Согласно пунктам 2.2, 4.1 устава Общества оно вправе осуществлять  предпринимательскую деятельность, направленную для удовлетворения потребностей пайщиков.  
      В данном случае действиями Учреждения, не допустившего Общество к участию в отборе по нормативно не предусмотренному основанию, фактически ограничен доступ Общества к участию в спорном отборе, что свидетельствует о наличии выявленного Управлением нарушения части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.
     Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований                         статей 9, 65-71, 200-201 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
      Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе                их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается  (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                      от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов              отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                         Северо-Западного округа
                                                      п о с т а н о в и л:
     решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.10.2024 и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 30.01.2025 по делу № А44-3857/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения «Центр занятости населения Новгородской  области» - без удовлетворения.  

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

А.Г. Кудин

Л.Б. Мунтян