Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р. при участии от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ковалева М.Б. (доверенность от 09.01.2025 № КО-10), рассмотрев 04.06.2025 кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2024 по делу № А56-16252/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «БСС», адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, д. 28, к. 2, лит. А, ОГРН 1027804911012, ИНН 7810687137 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, вн.тер.г. мун. окр. Светлановское, пр-кт Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), выразившегося в уклонении от восстановления сведений о наличии трудовых отношений с сотрудниками филиалов Общества в период с января 2023 года по настоящее время в информационной системе Фонда. Решением суда первой инстанции от 18.07.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.12.2024, признано незаконным бездействие Фонда, выразившееся в уклонении от восстановления сведений о наличии трудовых отношений с сотрудниками филиалов Общества в период с января 2023 года по настоящее время в информационной системе Фонда. С Фонда в пользу Общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Как указывает податель жалобы, филиалам и головной организации Общества присваивались как страхователям разные регистрационные номера, поэтому при утрате филиалами страхователя 16.01.2023 полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц Общество обязано было подать в Фонд форму ЕФС-1 с кадровым мероприятием «Переименование». Фонд считает, что неисполнение Обществом этой обязанности привело к отсутствию сведений о трудовых отношениях сотрудников филиалов на индивидуальных лицевых счетах. В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает, что требование Фонда о предоставлении дополнительных форм о кадровых мероприятиях не основано на нормах права и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в связи с переходом на централизованную уплату страховых взносов и предоставление отчетности с 01.01.2023 (код налогового органа 7814) на основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направило 09.01.2023 по каналам ТКС в адрес ИФНС сообщение по форме КНД 1112536 о лишении 10 филиалов Общества полномочий начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. В этой связи в Фонд 16.01.2023 поданы заявления о снятии с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в связи с прекращением полномочий 10 филиалов по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по форме Приложения 2 Приказа ФСС РФ от 22.04.2019 № 217 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений». Как указывалось Обществом, деятельность филиалов Общества при этом не прекращалась, филиалы не ликвидировались, переименование Общества не осуществлялось, перевод сотрудников из филиалов в головную организацию Общества не производился. Начиная с января 2023 года вся персонифицированная отчетность (ЕФС-1, РСВ) Общества подавалась по регистрационному номеру головной организации Общества, в том числе по всем сотрудникам филиалов. Между тем в январе 2024 года Обществу из извещений о предоставлении недостающих сведений и (или) документов Фонда стало известно, что наличие трудовых отношений в период с января 2023 года с работниками филиалов не подтверждается информационными системами Фонда, что влечет за собой отказ в назначении и выплате пособий. Заявлением от 22.01.2024 № 9/К Общество обратилось в Фонд с просьбой предоставить письменные разъяснения по сложившейся ситуации, а также восстановить в информационных базах Фонда сведения о наличии трудовых отношений с застрахованными лицами - сотрудниками 10 филиалов Общества. Уведомлением от 14.02.2024 и письмом от 13.02.2024 № 85-10/37124 Фонд подтвердил свое требование к Обществу о необходимости подачи дополнительных сведений по форме ЕФС-1 и отказал заявителю в восстановлении сведений о сотрудниках филиалов. Полагая, что Фонд незаконно уклоняется от восстановления в своих информационных базах сведений о наличии трудовых отношений с застрахованными лицами в период с января 2023 года по настоящее время, что нарушает права и законные интересы страхователя, Общество оспорило бездействие Фонда в арбитражном суде. По результатам проверки доводов и возражений сторон, исследования собранных по делу доказательств суды признали заявление Общества подлежащим удовлетворению, поскольку не установили правовых оснований для предоставления заявителем в Фонд сведений согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в связи с лишением филиалов полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов являются одновременно их несоответствие закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом частью 1 статьи 65 АПК РФ и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Вместе с тем заявитель в силу статьи 199 и части 1 статьи 65 АПК РФ также не освобождается от обязанности доказывания того, какие его права и законные интересы нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием). Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 этой статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). В данном случае, как установили суды, Общество 09.01.2023 указанную обязанность в отношении налогового органа исполнило. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 27-ФЗ страхователь, под которым в силу пункта 1 статьи 1 этого Закона понимается не только юридическое лицо, но и его обособленные подразделения, представляет в соответствующий орган Фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона, в следующих случаях: при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет; при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя - работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 указанного Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах. В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице, в том числе сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона. Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в разделе «Сведения о трудовой деятельности» указываются место работы: наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя). В данном случае из материалов дела видно и сторонами не оспаривается и не опровергается, что до января 2023 года страхователями для части работников Общества являлись его структурные подразделения - филиалы, зарегистрированные в качестве страхователей по месту нахождения этих филиалов и имеющие отдельные регистрационные номера. Общество 16.01.2023 подало в Фонд заявления о снятии с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в связи с прекращением полномочий 10 филиалов по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по форме Приложения 2 Приказа ФСС РФ от 22.04.2019 № 217 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений». Довод Фонда о том, что лишение филиалов полномочий начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц и снятие их с регистрационного учета должно было сопровождаться предоставлением Обществом сведений о его переименовании по единой форме «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» (далее - ЕФС-1), утвержденной Постановлением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.10.2022 № 245п, судами необоснованно отклонен. В соответствии с пунктом 1.4 Порядка заполнения ЕФС-1 подраздел 1.1 подраздела 1 заполняется и представляется страхователями в территориальный орган Фонда на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, отмена ранее произведенных мероприятий и другие). В пункте 4.14 Порядка заполнения указанной единой формы отражено, что если за время работы зарегистрированного лица наименование страхователя изменяется, то об этом отдельной строкой в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении, начале договора ГПХ, окончании договора ГПХ» указывается «Переименование». При этом в графах «Наименование документа», «Дата», «Номер документа» подраздела «Основание» указываются реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя, а в графе «Трудовая функция (должность, профессия, специальность, квалификация, конкретный вид поручаемой работы), структурное подразделение» указывается, что «Старое наименование» с конкретного числа переименовано в «Новое наименование страхователя». Согласно пункту 1.11 Порядка заполнения единой формы сведений указано, что при направлении в Фонд формы ЕФС-1 допускается представление отдельных разделов и подразделов в соответствии с законодательно установленными сроками. В соответствии с пунктом 53 Приказа СФР от 17.11.2023 № 2281 «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядка ее заполнения», вступившего в действие с 01.01.2024, также указано, что при изменении наименования страхователя, в том числе в случае реорганизации страхователя, перевода зарегистрированного лица из одного обособленного подразделения юридического лица в другое, а также в случае снятия с учета в СФР юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (на зарегистрированных лиц, продолжающих работать в организации), в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении, начале договора ГПХ, окончании договора ГПХ» отдельной строкой указывается кадровое мероприятие «Переименование». Между тем Общество в связи с изменением наименования страхователя с его обособленных подразделений на головную организацию от предоставления в Фонд сведений, указанных в подразделе 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1, уклонилось, несмотря на неоднократные уведомления Фонда об этом в 2023 и 2024 годах. Согласно статье 8.1 Закона № 27-ФЗ Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета тех сведений, которые представлены налоговыми органами и страхователями. Неисполнение Обществом обязанностей страхователя по представлению в Фонд вышеуказанных сведений не предполагает необходимости отражения либо восстановления Фондом по собственной инициативе в своей информационной системе сведений о застрахованных лицах, в отношении которых ранее индивидуальные (персонифицированные) сведения представлялись обособленными подразделениями Общества, снятыми в январе 2023 года с регистрационного учета. При таких обстоятельствах следует признать, что у судов не имелось правовых оснований для признания оспариваемого бездействия Фонда в период с января 2023 года по настоящее время незаконным, а права и законные интересы Общества при этом - нарушенными. Поскольку в рассматриваемом случае судами при разрешении спора установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, суд округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2024 по делу № А56-16252/2024 отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «БСС» отказать.
|