Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А56-13930/2024


1005/2025-28651(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июня 2025 года

Дело №

А56-13930/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «ГЭХ Закупки» Вялых А.Г. (доверенность от 01.01.2025), от акционерного общества «Теплосеть Санкт-Петербурга» Солопан О.В. (доверенность от 28.12.2024),
     рассмотрев 04.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГЭХ Закупки» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-13930/2024,


у с т а н о в и л:

     
     Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ГЭХ Закупки», адрес: 121357, Москва, Верейская ул., д. 17, ОГРН 5087746050145,  ИНН 7733667750, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 16.11.2023 по жалобе № Т02-585/23.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены акционерное общество (далее - АО) «Теплосеть Санкт-Петербурга», адрес: 196211, Санкт-Петербург, Бассейная ул., д. 73, корп. 2 лит. А, ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007, и ООО «Медиум-Строй», адрес: 141980, г.Дубна, ул. Университетская, д. 9, помещ. 19, ОГРН 1045002200891,  ИНН 5010030116.
     Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025, в удовлетворении заявленных требований ООО «ГЭХ Закупки» отказано.
     В кассационной жалобе ООО «ГЭХ Закупки», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 30.05.2024, постановление от 27.01.2025 отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
     Как указывает податель жалобы, материалами дела в полной мере подтверждается, что сформулированные в закупочной документации оценочные критерии в равной степени применяющиеся ко всем участникам закупки и не могут рассматриваться как дискриминационные условия, ограничивающие конкуренцию, что не было учтено судами двух инстанций.
     По мнению подателя жалобы, участник закупки во исполнение законного требования о представлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций имел возможность представить такую справку, составленную в произвольной форме, а также справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа или гарантийное письмо с информацией о направлении заявления в отделение налоговой инспекции, однако ООО «Медиум-Строй» не подавало заявку на участие в закупочной процедуре и не представило доказательств обращения в налоговый орган с целью получения вышеуказанной справки, следовательно, у судов и Управления не имелось оснований для признания жалобы указанного лица обоснованной.
     Кроме того, податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что требование о представлении в составе заявки на участие в закупочной процедуре паспортов на продукцию (предусмотренных заводом-изготовителем), сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, незаконно обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести закупаемую продукцию. Как указывает ООО «ГЭХ Закупки», из содержания технического задания следует, что представление такого документа направлено непосредственным образом на подтверждение именно технических и качественных характеристик предложенного участником закупки товара, а также наличие у него возможностей и производственных мощностей.
     В судебном заседании представитель ООО «ГЭХ Закупки» поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
     Представитель АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» согласилась с доводами, приведенными подателем жалобы.
     Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.10.2023 на сайте электронной торговой площадки «ЭТП ГПБ» www.etpgpb.ru в сети Интернет ООО «ГЭХ Закупки» (далее - организатор торгов) опубликовало извещение № 32312889123 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку стальных труб в пенополимерминеральной изоляции для нужд АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (4444/2.1.1-235) (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
     Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках, товаров, работ, услуг АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», утвержденным решением совета директоров АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» от 31.03.2023 (далее - Положение о закупках).
     В Управление поступили обращения ООО «Медиум-Строй» (от 31.10.2023 вх. №27786-ЭП/23, от 01.11.2023 вх. №27939-ЭП/23) в отношении действий организатора торгов при проведении Закупки, в которых податель жалобы ссылался на неправомерное установление требований о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов и т.д., срок выдачи которой превышает установленный срок подачи заявки на участие в Закупке, а также дискриминационного требования о представлении в составе заявки паспортов на ранее изготовленную партию продукции по предмету Закупки.
     Решением Управления от 16.11.2023 по жалобе №Т02-585/23 жалоба ООО «Медиум-Строй» признана обоснованной, в действиях ООО «ГЭХ Закупки» признаны нарушения:
     - пункта 2 части 1, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в подпункте 12 пункта 7.4.7 документации о Закупке ненадлежащего дискриминационного требования о предоставлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (код по КНД 1120101), фактически являющегося неисполнимым надлежащим образом,
     - пункта 2 части 1, части 9 статьи 3.2, пунктов 2,9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем незаконного установления в пункте 2.1, подпункте 1 пункта 4 Технического задания документации о Закупке ненадлежащего дискриминационного требования о представлении в составе заявки паспортов на продукцию (предусмотренных заводом-изготовителем), сертификата соответствия / декларации о соответствии изделий требованиям ТР ТС 032/2013.
     На основании указанного решения Управление вынесло предписание от 16.11.2023 по жалобе №Т02-585/23, которым организатору торгов предписало устранить нарушения при проведении закупки по извещению №32312889123 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок и внесения изменения в документацию о Закупке.
     Не согласившись с указанными решением и предписанием, ООО «ГЭХ Закупки» обратилось в суд с настоящим заявлением.
     Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
     Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентирован положениями Закона  № 223-ФЗ.
     ООО «ГЭХ Закупки» проводилась закупка на поставку стальных труб в пенополимерминеральной изоляции для нужд АО «Теплосеть Санкт-Петербурга».
     Указанная закупка проводилась в форме открытых маркетинговых исследований.
     Несмотря на то, что согласно пункту 6.2.2.1. Положения о закупках маркетинговые исследования отнесены к неконкурентным способам закупки, установленная процедура Закупки (опубликование извещения, прием заявок, установление бальной системы оценки заявок и определение победителя по результатам их ранжирования) свидетельствует о проведении этой закупки конкурентным способом.
     Частью 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 названного Закона.
     Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
     В силу части 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Законом и положением о закупке заказчика.
     Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
     Управлением и судами установлены следующие значимые обстоятельства.
     Подпунктом 12 пункта 7.4.7 Документации предусмотрено, что для участия в закупочной процедуре участником в заявке представляется справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (код по КНД 1120101) со сведениями из налоговой инспекции актуальностью не более 3-х (трех) месяцев до дня размещения извещения в единой информационной системе в сети Интернет.
     Справка должна соответствовать требованиям приказа Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 23.11.2022 № ЕД-7- 8/1123@.
     Непредставление указанного документа в составе заявки влечет отклонение такой заявки на основании пункта 2.6.6 Документации.
     В соответствии с административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной или электронной форме осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса.
     В рассматриваемом случае извещение № 32312889123 опубликовано 24.10.2023, срок окончания подачи заявок установлен до 10:00 (МСК) 01.11.2023.
     Таким образом, срок подачи заявок на участие в Закупке составляет  7 дней.
     В таком случае срок представления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (Код по КНД 1120101) превышает срок подачи заявок на участие в Закупке.
     С учетом установленных обстоятельств по делу суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях организатора торгов по установлению в подпункте 12 пункта 7.4.7 Документации ненадлежащего дискриминационного требования о предоставлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) фактически являющегося неисполнимым, имеется нарушение пункта 2 части 1, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
     Кроме того, как установлено судами, Техническим заданием Документации установлены такие требования, как: предоставление в составе заявки паспорта на продукцию (предусмотренные заводом изготовителем), сертификата соответствия / декларации о соответствии изделий требованиям ТР ТС 032/2013; продукция, к которой предъявляются требования по безопасности, в обязательном порядке должна иметь сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ Р или паспорт безопасности (пункт 2.1); наличие паспортов на ранее изготовленную партию продукции (предусмотренных заводом-изготовителем) на трубы без изоляции (на каждый диаметр) и трубы в пенополимерминеральной изоляции (на каждый диаметр), которые содержат сведения о фактических показателях качества, нормируемых этими документами (подпункт 1 пункта 4).
     Оценив приводимые сторонами доводы, суды обоснованно указали, что заказчик не вправе требовать документы о соответствии товара, которыми участник закупочной процедуры не может обладать без его приобретения; такие документы, как паспорт качества, сертификат соответствия, декларация и т.д. передаются при поставке товара, следовательно, требование о представлении в составе заявки на участие в закупочной процедуре паспортов на продукцию (предусмотренных заводом-изготовителем), сертификатов соответствия или деклараций о соответствии незаконно обременяет участника Закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию, в то время как потенциальный участник закупки может не быть производителем продукции, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемой продукции.
     Таким образом, по результатам анализа условий Технического задания Документации суды обоснованно признали наличие в действиях ООО «ГЭХ Закупки» нарушений пункта 2 части 1, части 9 статьи 3.2, пунктов 2,9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенных путем незаконного установления в пункте 2.1, подпункте 1 пункта 4 Технического задания Документации ненадлежащего дискриминационного требования о представлении в составе заявки паспортов на продукцию (предусмотренных заводом-изготовителем), сертификата соответствия / декларации о соответствии изделий требованиям ТР ТС 032/2013.
     Доводы подателя жалобы о том, что у Управления отсутствовали основания для рассмотрения и признания обоснованной жалобы ООО «Медиум-Строй», ввиду того, что указанное лицо не являлось участником закупки, был надлежащим образом исследован судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонен.
     У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судов, приведенными по результатам всесторонней и полной оценки обстоятельств дела и доводов сторон.
     Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

     
     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-13930/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГЭХ Закупки» - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич
Е.А. Аникина