Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от товарищества собственников жилья «ЖК Светлана» Сыромолотова Д.Н. (доверенность от 19.12.2024), от акционерного общества «Невский экологический оператор» Наумова А.А. (доверенность от 10.12.2024 № 220), рассмотрев 04.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «ЖК Светлана» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А56-49793/2024, у с т а н о в и л: акционерное общество «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д.1, к. 2, лит.А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913, (далее - Общество, Региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья «ЖК Светлана», адрес: 194156, Санкт-Петербург, ул. Зеленогорская, д.7, стр. 1, пом. 24-Н, ОГРН 1217800098845, ИНН 7802896151 (далее - ТСЖ, Товарищество, ответчик) о взыскании 1 213 678,67 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оказанных в период с 01.09.2023 по 31.01.2024, неустойки, исчисленной с 11.10.2023 по 23.04.2024 в размере 119 159,31 руб., а также неустойки, начисляемой на сумму долга с 24.04.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки. Одновременно истец просит взыскать с ответчика 160,80 руб. судебных издержек. Решением суда первой инстанции от 09.09.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2024, исковые требования удовлетворены. Не согласившись с судебными актами, ТСЖ направило кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку суды не выяснили все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В основание своих доводов податель жалобы ссылается на то, что суды сделали неправомерный вывод о том, что правоотношения сторон возникли на основании договора-оферты, направленной истцом ответчику в апреле 2022 года, коме того, настаивает на отсутствии доказательств, подтверждающих факт оказания услуг. Представитель ТСЖ в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представитель Регионального оператора с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, АО «НЭО» является Региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга на основании Соглашения, заключенного с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.09.2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга. Согласно пункту 1.3. соглашения Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем 01.01.2022. Региональный оператор во исполнение пункта 8(4) и абзаца 2 пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156, Правила обращения с ТКО) разместил в печатном средстве массовой информации газете «Санкт-Петербургские ведомости» (которое является источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга) на странице 4 выпуска от 09.12.2021 текст договора оферты, а также разместил в свободном доступе 08.12.2021 на своем официальном сайте https:spb-neo.ru предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора с датой начала действия договора с 30.12.2021. Региональным оператором в адрес ТСЖ направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 № 1258272-2022/ТКО (далее - Договор), в отношении управляемого им объекта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Зеленогорская, д. 7, стр. 1. Договор ответчиком не подписан. В виду неподписания ответчиком этого Договора, Региональный оператор на основании пункта 8(18) Правил №1156 оказывал услугу по обращению с ТКО на условиях утвержденной типовой формы договора. По расчету Регионального оператора размер задолженности ТСЖ за услуги по обращению с ТКО, оказанные в период с 01.09.2023 по 31.01.2024 в отношении спорного МКД, составил 1 213 678,67 руб., в связи с чем в адрес Товарищества направлена претензия с требованием уплатить указанную задолженность. Оставление ТСЖ претензии без исполнения послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, сочли правомерным требование Регионального оператора об уплате ТСЖ задолженности и пени за услуги по вывозу ТКО как по праву, так и размеру. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства. При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из положений пунктов 1, 5, 6 статьи 24.7, частей 2 и 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пунктов 5 и 7, 8(5) - 8(8), 8(16) - 8 (18) Правил № 1156, подпункта «б» пункта 148.22, части 1 статьи 157.2, части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта «б» пункта 148(5), пунктов 148.7, 148(8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) и того, что Договор от 30.12.2021 № 1258272-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО между ТСЖ и АО «НЭО» считается заключенным на условиях формы типового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В соответствии с произведенным истцом расчетом за спорный период с 01.09.2023 по 31.01.2024 стоимость услуг по вывозу ТКО определена по нормативам накопления ТКО, выраженных в общем количестве жилой площади многоквартирного дома для этого в адрес ТСЖ направлялись счета и счета-фактуры, согласно которых он был обязан производить оплату оказанных Региональным оператором услуг по обращению с ТКО (доказательства направления представлены в материалы дела). Расчет вывози ТКО по нормативу, истец обосновал следующим. Согласно пункту 6 типового Договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 1 Правил № 1156 установлено, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации. Поскольку ТСЖ, не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме как непосредственных потребителей коммунальных услуг, то Товарищество осуществляет деятельность и оплачивает услуги привлеченных организаций только из поступивших от потребителей платежей. Следовательно, размер платы Товарищества по Договору с Региональным оператором должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, внесенной всеми потребителями данной коммунальной услуги. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р на территории Санкт-Петербурга утверждены нормативы накопления ТКО. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 № 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрены в разделе XV(1) Правил № 354. Согласно пункту 148(30) Правил № 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к этим Правилам, то есть - на основании нормативов накопления ТКО. При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к Правилам № 354 соответственно - на основании объема вывезенных контейнеров. Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ). В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик в спорный период организовал и фактически осуществлял раздельное накопление ТКО. Отказ ответчика оплатить оказанные Региональным оператором услуги по обращению с ТКО обусловлен в том числе тем, что часть жилых помещений не имеют зарегистрированных собственников и при выставлении счетов на оплату услуг истец неправомерно производил расчет объема потребления коммунального ресурса исходя из общего количества жилой площади многоквартирного дома, тогда как при использовании расчетного метода, расчет образования ТКО следует основывать на факте возникновения права собственности на жилое помещение. Однако данные доводы Товарищества не могут быть приняты судом ввиду следующего. Услуга по обращению с ТКО является видом коммунальной услуги (часть 4 статьи 154 ЖК РФ). Отходообразователями, согласно Распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 № 371-р «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга» являются не только физические лица, как на то указывает ответчик, но юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, относящиеся к ТКО, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ возникает в том числе у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. В связи с изложенным следует признать, что сам факт регистрации права собственности на жилое помещение не имеет правового значения для разрешения данного дела. Как таковое неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений, в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ, не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом требований пункта 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. При этом, согласно пункту 148(24) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. В свою очередь, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении силу (пункт 148(22) Правил № 354). В пункте 148(44) названных Правил установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил. Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил № 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила № 354 не содержат. Пунктами 56(2) и 148(36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. При этом неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения от оплаты соответствующей коммунальной услуги (в частности услуги по обращению с ТКО). С учетом изложенного, порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен. В пунктах 3.1, 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 № 52-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой» разъяснено, что даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием ТКО, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом. Удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления ТКО) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО. Сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги. В виду изложенного, при констатации необходимости заключения договора на вывоз ТКО только с Региональным оператором (поскольку приобретение юридическим лицом статуса регионального оператора исключает возможность наличия на рынке оказания услуг иных лиц, осуществляющих функции Регионального оператора без наделения таковым статусом с первого числа месяца, последующего за датой утверждения тарифа), суд правомерно возложил на ТСЖ обязанность по оплате задолженности за спорный период, произведя расчет объема потребления коммунального ресурса исходя из общего количества жилой площади многоквартирного дома. Доказательства направления в адрес истца каких-либо возражений по качеству, объему и стоимости услуг, отсутствуют. При этом факт образования ТКО жителями МКД в спорный период также не оспаривался. Ссылка Товарищества на отсутствие вывоза ТКО опровергается представленными в материалы дела доказательствами, в частности представленными истцом выписками из маршрутных журналов, данными GPS GLONASS. Вопреки утверждению ответчика обязательного требования о предоставлении в подтверждение факта оказания услуг сведений спутниковой навигации ГЛОНАС, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, не содержится, как не содержится и требования о форме представления данных сведений. Сам факт оспаривания объема вывезенных контейнеров, указанных в выписках из маршрутных журналов, при осуществлении расчетов по «нормативу», не свидетельствует об отсутствии вывоза ТКО. Доказательств нарушения условий вывоза ТКО ответчиком не представлено. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате услуг Регионального оператора доказан, истец в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ и на основании пункта 22 типового договора (согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки) вправе взыскать, начисленную на такую задолженность неустойку. В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период суды правильно взыскали пени за период с 11.10.2023 по 23.04.2024 в сумме 119 159,31 руб. Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки судами представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела, и при этом уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, их повторение поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции. При изложенных обстоятельствах, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 по делу № А56-49793/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья «ЖК Светлана» - без удовлетворения.
|