Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-38377/2024



625/2025-28826(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июня 2025 года

Дело №

А56-38377/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
     при участии от общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» Блинова К.О. (доверенность от 25.12.2024),
     рассмотрев 03.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А56-38377/2024,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», адрес: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская улица, дом 3, корпус 2, литера «Б»,  1027804862755 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании представления Выборгской городской прокуратуры Ленинградской области (далее - Выборгская прокуратура), от 22.03.2024 № 7-23-2024 об устранении нарушений федерального законодательства.
     К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ленинградской области (далее - Прокуратура ЛО).
     Решением суда первой инстанции от 06.08.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
     Постановлением апелляционного суда от 25.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
     В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
     Иные лица участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Выборгская прокуратура по поручению Прокуратуры Ленинградской области провела проверку по обращению гр. Круглова А.В. по вопросу введения ограничений потребления коммунальной услуги водоснабжения в отношении домовладения, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Ленинское, ул. Янтарная, д. 12.
     Прокуратурой установлено, что жилой дом Круглова А.В. по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Ленинградское, ул. Янтарная, д. 12, расположен на охраняемой территории жилого комплекса в п. Ленинское, находящейся в собственности Общества.
     Домовладение Круглова А.В. присоединено к сетям водоснабжения и водоотведения Общества.
     Предоставление коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения с 12.01.2016 по 01.04.2023 населению жилого комплекса в количестве 75 индивидуальных жилых домов осуществляло Общество на основании тарифов, установленных приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.11.2018 № 287-П.
     Начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения осуществляло ТСЖ «Заречье» на основании договора от 12.01.2016 № 02, заключенного с Обществом.
     Дополнительным соглашением от 25.07.2023 договор № 02 расторгнут с 01.04.2023.
     29.09.2023 Общество направило в адрес Круглова А.В. уведомление, согласно которому Общество в связи с отсутствием заключенных договоров о возмездном пользовании инфраструктурой жилого комплекса, а также о водоснабжении и водоотведении, с 01.10.2023 будет произведено отключение домовладения Круглова А.В. от холодного водоснабжения и водоотведения, а также заблокирован пропуск для проезда на территорию личного транспорта.
     02.10.2023 Обществом произведено отключение домовладение Круглова А.В. от холодного водоснабжения и водоотведения.
     Кроме того, проверкой установлено, что Общество с 01.01.2024 не имеет установленного в законном порядке Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области тарифа на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения.
     Установив указанные обстоятельства, Выборгская прокуратура выдала Обществу представление от 22.03.2024 № 7-23-2024 об устранении нарушений федерального законодательства.
     Не согласившись с данным представлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности вынесенного прокуратурой представления, в удовлетворении заявления отказал.
     Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, в связи с чем его решение оставил без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления сослались на положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 117, 119, 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), статьи 2, части 7 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении» (далее - Закон № 416-ФЗ).
     Суды указали, что «положения Правил № 354 не предусматривают ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги в отношении потребителя, не заключившего договор водоснабжения и водоотведения. Система водоснабжения и водоотведения жилого комплекса состоит из скважины, водоочистных сооружений, сети трубопроводов, канализационных очистных сооружений, принадлежащих Обществу. Общество самостоятельно осуществляет добычу, очистку и подачу тепловой воды потребителям, а также прием и очистку канализационных стоков от потребителей жилого комплекса «Ленинское». Система водоснабжения и водоотведения спорного жилого комплекса относится к централизованной системе, что предполагает осуществление поставки ресурсов в соответствии с тарифами, утвержденными Комитетом, а также необходимости соблюдения требований Правил № 354 при отключении коммунальных услуг.  Несмотря на то, что Общество не наделено статусом гарантирующей организации, оно является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Для населения жилого комплекса «Ленинское» Общество является единственным поставщиком услуги водоснабжения и водоотведения.  Более того, на протяжении пяти лет Общество предоставляло услуги водоснабжения и водоотведения населению МЖК «Ленинское» на основании тарифов, утвержденных приказом Комитета от 30.11.2018 № 287-П (в редакции приказа № 236-П) для конкретной организации - Общества с учетом основных показателей производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения Общества на 2019-2023 годы. Обществом не опровергнуто, что в период с 01.01.2019 до настоящего времени схема предоставления услуг водоснабжения и водоотведения населения жилого комплекса «Ленинское» не менялась».
     В рассматриваемом деле суды двух инстанций не учли следующее.
     Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом № 416-ФЗ.
     Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования) (пункт 3 статьи 1 Закона № 416-ФЗ)
     В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
     Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Закона № 416-ФЗ)
     Согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ) гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
     В пункте 13 статьи 2 Закона № 416-ФЗ определено, что нецентрализованная система холодного водоснабжения - это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
     В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
     Пунктом 24 статьи 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
     Централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа (пункт 28.1 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
     Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).
     Статьей 7 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (пункт 1).
     В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 9).
     На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и не централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
     Согласно статье 10 Закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (пункт 1).
     Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 2).
     Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (пункт 12 статьи 23 Закона № 416-ФЗ).
     В силу статьи 38 Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов (пункт 1).
     Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (пункт 2).
     Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (пункт 3).
     Схемы водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов утверждаются органами местного самоуправления (пункт 4).
     Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения (подпункт «з» пункта 5).
     Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 6).
     Согласно статье 31 Закона № 416-ФЗ регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения указаны в части й статьи 31 Закона № 416-ФЗ, в сфере водоотведения - в части 7.
     Подлежащие регулированию тарифы в сферах холодного водоснабжения, водоотведения поименованы в частях 2 и 8 статьи 31 Закона № 416-ФЗ.
     С учетом приведенных норм государственному регулированию подлежат тарифы в сферах холодного водоснабжения, водоотведения, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения на основании заключенного договора.
     Вместе с тем холодное водоснабжение, водоотведение с использованием сооружений и устройств, не входящих в состав централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения, не относятся к регулируемым видам деятельности и, соответственно, тарифы в сферах холодного водоснабжения, водоотведения не устанавливаются.
     В данном случае распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2022 № 880-р ГУП «Водоканал Ленинградской области» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, зоной деятельности гарантирующей организацией в пределах соответствующих централизованных систем определена территория МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района.
     Согласно пунктам 3.2 и 3.3 вышеуказанного распоряжения на гарантирующую организацию возложено обеспечение холодного водоснабжения, в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованным системам холодного водоснабжения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации; заключение с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения, договоров, необходимых для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
     Из материалов дела видно, что Общество обращалось в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) с заявкой на установление тарифа на водоснабжение и водоотведение для МЖК Ленинское на 2024-2028 годы, в чем было ему отказано в связи с тем, что оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на территории МО оказывают ГУП «Леноблводоканал» и ООО «Ольшаники», что также подтверждается письмом муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 08.08.2023 № ИСХ-1668/2023 (т.2, л.д.12 оборотная сторона).
     В письме от 16.08.2023 Комитет по тарифам и ценовой политике в ответ на заявление Общества об установлении тарифов на услуги в сферах холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведение от 27.04.2023, указал на отсутствие сведений в актуализированной схеме водоснабжения и водоотведения «Первомайского сельского поселения» Выборгского района Ленинградской области, утвержденной постановлением Администрации от 11.07.2022 № 514, а также сведений о наличии/отсутствии централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО Первомайское СП, на которой услуги потребителям оказывает Общество. Информация об оказании соответствующих услуг по водоснабжению и водоотведению Обществом в Администрации также отсутствует. В связи с этим Комитет пришел к выводу об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги в сферах холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения на 2024-2028 годы, оказываемые Обществом с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (т. 1, л.д. 22-23). Данный факт подтверждается в письме Комитета по тарифам и ценовой политике от 28.11.2023 № КТ-3-6111/2023 (т.1, л.д. 27).
     Общество в кассационной жалобе указывает, что письмом от 30.01.2025 № КТ-02.4-03-151/2025 Комитет также отказал в установлении тарифа на водоснабжении и водоотведение, в связи с использованием Обществом нецентрализованной системы холодного водоснабжения. Комитет указал, что на территории в пределах которой Общество оказывает услуги потребителям, ссылаясь на актуализированную схему водоснабжения и водоотведения МО «Первомайское» СП, отсутствует централизованная система холодного водоснабжения и водоотведения.
     Таким образом, выводы судов о том, что Общество является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что система водоснабжения и водоотведения жилого комплекса относится к централизованной системе, что предполагает осуществление поставки ресурсов в соответствии с тарифами, утвержденными Комитетом и необходимостью соблюдения положений подпункта «а» пункта 4 Правил № 354, сделаны без учета надлежащей правовой оценки доводов сторон и представленным в дело доказательствам.
     Поскольку по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, решение от 06.08.2024 и постановление от 25.12.2024 судов по настоящему делу подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
     При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить имеющие существенное значение для разрешения спора фактические обстоятельства дела, дать надлежащую оценку доводам и доказательствам сторон и при правильном применении норм материального и процессуального права вынести законное и обоснованное решение.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А56-38377/2024 отменить.
     Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

О.А. Алешкевич
В.М. Толкунов