Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нестерова С.А., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В., при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга представителя Султанмуратова Д.Ю. (доверенность от 18.11.2024), рассмотрев 03.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2025 по делу № А56-75680/2024, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Русмаркет», адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 12, оф. А34, ОГРН 1142315003203, ИНН 2315188335 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным отказа Комитета от 28.05.2024 № 05-15-22659/24-0-0 в заключении договора на размещение объекта, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации, без проведения аукциона в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 6, корп. 2, лит. А; об обязании Комитета в течение 5 календарных дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения с ним соответствующего договора. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2025, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 18.10.2024 и постановление от 10.02.2025, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о возможности размещения антенно-мачтовых сооружений связи на территории зеленых насаждений. Комитет полагает, что антенно-мачтовое сооружение связи не может быть размещено на спорном земельном участке, поскольку его высота не соответствует предельным параметрам, установленным для испрашиваемого участка. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Комитета доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, ввиду истечения срока действия заключенного между Комитетом и Обществом (пользователем) договора от 13.07.2021 № 21/3P-00562/2021 на размещение объекта Общество обратилось в Комитет с заявлением от 24.04.2024 № 1111/38 о принятии решения о заключении договора на размещение объекта - антенно-мачтового сооружения связи, высотой 29 м, которое уже построено и на котором размещено оборудование операторов связи, на землях площадью 16 кв.м, расположенных в кадастровом квартале 78:13:0007401, государственная собственность на который не разграничена, согласно приложенной схеме сроком на 3 года. Решением от 28.05.2024 № 05-15-22659/24-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны ТР2 - зоны рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры; участок расположен на территории с установленными высотными параметрами застройки 18 - 21 м. Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опоры связи на испрашиваемой территории не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, признал требования Общества обоснованными и удовлетворил их. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим. В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11). В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены Законом № 521-118. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 521-118 сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона. Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона. Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае решение Комитета было мотивировано расположением испрашиваемого участка в границах территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения). Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 396-88). Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений в Санкт-Петербурге подразделяются на следующие виды: территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга. Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен статьей 17 Закона № 396-88, согласно пункту 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила № 8). Пунктом 2 Правил № 8 установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил № 8 на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством). Приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, не являющихся объектами капитального строительства, на территории зеленых насаждений, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции. Доказательств того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории площадью 16 кв. м на обозначенных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет, вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представил, в том числе, как верно отмечено судом первой инстанции, с учетом фактического нахождения объекта Общества на спорном земельном участке уже на протяжении трех лет. Довод Комитета о том, что объект Общества не соответствует высотным параметрам, установленным на испрашиваемом земельном участке, правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку согласно пункту 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное. Таким образом, нахождение испрашиваемой территории в границах указанных территориальных зон не является препятствием для размещения на этой территории антенно-мачтового сооружения связи, не являющегося объектом недвижимости. При таком положении суды пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные требования. Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения. В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции в соответствии со статьей 283 АПК РФ приостановление исполнения решения от 18.10.2024 и постановления от 10.02.2025, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2025, подлежит отмене. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2025 по делу № А56-75680/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения. Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2024 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2025 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2025, отменить.
|