Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2025 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2025 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «АТП 2» Лобаго О.А. по доверенности от 10.06.2025, от общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 4 «Тосноавто» Лобаго О.А. по доверенности от 01.03.2025, рассмотрев 16.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А26-5088/2023, у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «АТП 2», адрес: 185001, Республика Карелия, Петрозаводск, Путейская улица, дом 5, офис 34, ОГРН 1061001058271, ИНН 1001176111 (далее - ООО «АТП 2»), общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие № 4 «Тосноавто» (далее - ООО «АТП № 4 «Тосноавто»), обратились в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к администрации Петрозаводского городского округа, адрес: адрес: 185035, город Петрозаводск, Центральный район, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), муниципальному казенному учреждению Петрозаводского городского округа «Петроснаб», адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 17, помещение 3Н, ОГРН 1101001006292, ИНН 510100391132 (далее - МКУ «Петроснаб»), о признании незаконными действий, направленных по организации и проведению закупки № 0806300011823000128. Определением суда от 27.06.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ТрансБалт», ОГРН 1144707000591 (деятельность прекращена 12.01.2024). Определением суда от 25.07.2023 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу решения Петрозаводского городского суда по делу №2а-4988/2023. Определением от 09.07.2024 суд возобновил производство по настоящему делу и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Транс-Балт», адрес: 188300, Ленинградская область, город Гатчина, улица Хохлова, дом 6, литера Ж, помещение 14, ОГРН 1024701248978, ИНН 4705021744 (далее - ООО «Транс-Балт»). Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2024 заявление удовлетворено частично, признаны незаконными как несоответствующие требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия Администрации по организации и проведению закупки №0806300011823000128, информация о которой размещена на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» 12.05.2023; в удовлетворении требований к МКУ «Петроснаб» отказано. Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2024 (с учетом определения об исправлении опечатки от 11.11.2024) с Администрации в пользу ООО «АТП 2» и ООО «АТП № 4 «Тосноавто» взыскано по 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 решение суда от 09.10.2024 оставлено без изменения. Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, Администрация обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 09.10.2024 и постановление от 12.03.2025 отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель кассационной жалобы считает, что оспариваемые действия Администрации являются правомерными, соответствовали нормативном акту по осуществлению регулярных перевозок в момент проведения закупки и в момент исполнения контракта, действовавшего до 31.12.2023, в связи с чем у судов отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований. МКУ «Петроснаб» в отзыве на кассационную жалобу согласился с доводами жалобы. ООО «АТП 2» и ООО «АТП № 4 «Тосноавто» в отзыве на кассационную жалобу и их представитель в судебном заседании кассационной инстанции, указывая на законность и обоснованность решения и постановления, не согласились с доводами кассационной жалобы, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ). Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя ООО «АТП 2» и ООО «АТП № 4 «Тосноавто», судебная коллегия пришла к следующим выводам. Как установлено судами и видно из материалов дела, 12.05.2023 на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» МКУ «Петроснаб» размещена информация о закупке № 0806300011823000128 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Петрозаводского городского округа. В соответствии с размещенной информацией заказчиком закупки является Администрация. Как следует из содержания конкурсной документации (приложение № 1 к муниципальному контракту), конкурс проводится на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам № 5, 29 и 14. В соответствии с пунктом 1.6 проекта муниципального контракта, работы по контракту выполняются с 01.06.2023 по 31.12.2023. 12.08.2021 ООО «АТП 2» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 14 сроком действия до 11.08.2026. 12.08.2021 ООО «АТП № 4 Тосноавто» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 29 со сроком действия до 11.08.2026. Заявители, ссылаясь на то, что действия по организации спорной закупки направлены на реализацию публичных полномочий Администрации в сфере организации регулярных пассажирских перевозок на территории Петрозаводского городского округа; при размещении информации о закупке, МКУ «Петроснаб» действовало от имени и в интересах Администрации, реализуя публичные полномочия по организации перевозок; действия по организации торгов нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые действия Администрации привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, удовлетворил заявленные к Администрации требования; отказал в удовлетворении требований к МКУ «Петроснаб». Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 № XXI1I-XXVI/418, к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Петрозаводского городского округа. Следовательно, Администрация наделена полномочиями в области предоставления организации транспортного обслуживания населения в границах Петрозаводского городского округа, в частности, по установлению, изменению, отмене межмуниципальных садоводческих маршрутов регулярных перевозок по регулируемым и (или) нерегулируемым тарифам. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ). Отношения в названной сфере регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), который устанавливает конкурентные способы определения поставщиков. Подпунктом 16 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (подпункт 17 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ). Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (подпункт 18 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ). Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, за исключением международных маршрутов регулярных перевозок. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений указанного Федерального закона. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (пункт 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ). В пункте 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Законом № 220-ФЗ предусмотрены соответствующие процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок: по регулируемым тарифам - заключение государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона об организации регулярных перевозок; по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ). Судами установлено, что Администрацией начато проведение транспортной реформы, в рамках которой на территории Петрозаводского городского округа было определено 3 автобусных маршрута - № 5, 14, 29 и подготовлена документация на проведение закупки. Администрацией совершены действия, направленные на проведение аукциона на заключение муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории Петрозаводского городского округа (извещение 30806300011823000128). Согласно содержанию закупки срок выполнения работ по контракту установлен с даты заключения муниципального контракта по 31.12.2023. Работы должны выполняться по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к контракту, по маршрутам № 5, 14, 29. Судами установлено, что 12.08.2021 выданы свидетельства об осуществлении перевозок: ООО «АТП 2» - свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 14 сроком действия до 11.08.2026 и ООО «АТП № 4 Тосноавто» - свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту № 29 со сроком действия до 11.08.2026. В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 3, пункта 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Заявители, являясь обладателями указанных свидетельств, выданных в установленном законом порядке и не оспоренных Администрацией, имеют право осуществлять перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, указанным в свидетельствах (в данном случае, по маршрутам № 14, 29) в течение срока действия данного документа. При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность организации перевозок по тем же маршрутам, на которые выданы свидетельства, иными перевозчиками с реализацией иного порядка определения тарифа. Пунктом 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ установлено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства. В силу пункта 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых, в том числе по муниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок. Как следует из заявления и не опровергнуто ответчиками, заявителями не согласованы меньшие сроки как в отношении изменения маршрутов № 5, 14, 29, так и в отношении изменения вида перевозок по данным маршрутам. Для перехода транспортных компаний на регулируемый тариф Администрацией проведена работа над созданием документа планирования, который опубликован в виде постановления Администрации от 27.12.2022 № 4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в ПГО». Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда по делу № 2а-4988/2023 документ планирования признан недействующим с момента вступления в силу решения суда. При этом суды при рассмотрении указанного дела указали, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2024 № 2-П, от 17.06.2013 № 13-П, от 15.02.2024 № 2-П и др.), при этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 25.06.2015 № 17-П, от 19.04.2018 № 16-П, от 20.07.2018 № 34-П, от 28.02.2019 № 13-П и др.). Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2020 № 19-П). Удовлетворяя требование заявителей, суды указали, что изменение в документе планирования регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок в части установления на нем перевозок по регулируемым тарифам вместо перевозок по нерегулируемым тарифам в пределах определенного времени, являясь правом уполномоченного в этой сфере органа власти, вместе с тем должно быть предсказуемым и во всяком случае распространяться исключительно на перевозчиков, получивших соответствующие свидетельства на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам в тот период, когда возможность изменения вида регулярных перевозок по их маршрутам уже была предусмотрена документом планирования. В связи с этим, учитывая, что субъекты предпринимательской деятельности должны иметь возможность предвидеть наступление вероятных негативных последствий на момент получения свидетельства, в отношении перевозчиков, на день получения свидетельств которыми в документе планирования отсутствовали положения, предусматривающие возможность такого изменения до истечения действия свидетельств на перевозки по нерегулируемым тарифам, применению подлежит общее правило, закрепленное в пункте 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ. При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно удовлетворили требования заявителей и признали незаконными действия Администрации как несоответствующие требованиям Закона № 220-ФЗ по организации и проведению закупки №0806300011823000128, информация о которой размещена на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» 12.05.2023. В удовлетворении требований к МКУ «Петроснаб» судами отказано, со ссылкой на то, что требование предъявлено к ненадлежащему ответчику. Изложенные в жалобе доводы Администрации отклоняются как несостоятельные. Судами дана достаточная оценка доводам Администрации, позиция судов отражена в обжалуемых судебных актах. Судебные акты содержат судебную оценку соблюдения Администрацией установленного порядка планирования и организации регулярных перевозок действующему законодательству и соответствующие выводы в части, относящейся к предмету спора, в пределах заявленных сторонами спора доводов, требований и возражений, с учетом всех обстоятельств, влияющих на разрешение дела. Доводы, приведенные в кассационной жалобе Администрации, не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ. При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2025 по делу № А26-5088/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
|