Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



5

А56-91346/2024



625/2025-29333(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июня 2025 года

Дело №

А56-91346/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
     при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 25.12.2024), от Жилищно-строительного кооператива № 1161 Гуровой М.А. (доверенность от 11.01.2025 № 02/2025),
     рассмотрев 10.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2025 по делу № А56-91346/2024,

у с т а н о в и л:

     Жилищно-строительный кооператив № 1161, адрес: 195030, Санкт-Петербург, проспект Наставников, дом 41, корпус 1, литера «А», (далее - Кооператив, ЖСК), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 22.11.2023 № 12/163/23-Н-р.
     Решением суда первой инстанции от 02.12.2024 требования заявителя удовлетворены, Предписание Инспекции от 22.11.2023 № 12/163/23-Н-р признано недействительным.
     Постановлением апелляционного суда от 21.023.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
     В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Кооператива, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
     Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании поступившего обращения потребителя от 04.10.2023 № ОБ-23508-1/23-0-0, содержащего указания на возможное нарушение требований жилищного законодательства при начислении платы за коммунальные услуги, Инспекцией по решению заместителя начальника Инспекции от 01.11.2023 № 12/163/23-Н-р проведена внеплановая документарная проверка в отношении Кооператива относительно начисления платы за коммунальные услуги по лицевому счету квартиры многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, пр. Наставников, дом 41, корпус 1.
     По результатам проверки Инспекцией установлено, что Кооперативом допущены нарушения требований пунктов 86(1), 148(22), 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) при начислении платы за услугу «Вывоз ТБО» с 01.03.2023 по 01.09.2023 по вышеуказанному лицевому счету при временном отсутствии потребителя в жилом помещении.
     Инспекцией 22.11.2023 выдано предписание № 12/163/23-Н-р об устранении выявленных нарушений путем выполнения перерасчета размера платы за спорную услугу со сроком исполнения до 10.07.2024.
     Суды двух инстанций пришли к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Кооператива.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
     Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
     Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
     Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрены в разделе XV(1) Правил № 354.
     Согласно пункту 86(1) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заявления, указанного в абзаце первом пункта 91 настоящих Правил, и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном настоящим разделом.
     Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется согласно приложению N 4, если иное не предусмотрено пунктом 148(30) настоящих Правил.
     В соответствии с подпунктом «г» пункта 148(22) указанных Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
     Пунктом 148(44) Правил № 354 установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.
     Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 52-П обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула; статья 7; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 20, часть 1; статья 41, часть 1; статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
     Согласно пункту 90 данных Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
     Пунктом 92 указанных Правил установлено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К указанному заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
     В рассматриваемом деле суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что в заявлении гражданина Кошкина В.А. период (то есть дата начала и окончания) временного отсутствия надлежащим образом не указан. Указана лишь дата начала периода, за который гражданин просит произвести перерасчет.
     Из материалов дела также следует, что гражданин Кошкин В.А. обратился с заявлением о перерасчете с неполным пакетом документов, а именно, потребителем не представлена справка по форме «Форма-9».
     Суды указали, что на основании пункта 93 Правил № 354 согласно которому в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут, в частности, прилагаться документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копии,, гражданин Кошкин В.А. приложил справку о временной регистрации (с 23.06.2022 по 23.06.2032) по адресу: пер. Малая Романовка ул. Садовая, дом № 8 Всеволожский район, Ленинградская область.
     Ввиду изложенного суды заключили, что факт регистрации по какому-либо адресу не тождественен фактическому проживанию. Будучи зарегистрированным по двум адресам, гражданин имел право и реальную возможность проживать в любом из мест регистрации.
     Суды также констатировали, что согласно данным системы контроля доступа «Gate-Server и Gate-Terminal», установленной в доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Наставников, дом 41, корпус 1, в период с 01.03.2023 по 30.08.2023 с использованием ключей, выданных на имя Кошкина В.А., осуществлялся многократный проход на территорию МКД. Данная система контроля позволяет отслеживать по дате и времени проход каждого жителя в дом по выданным жильцам персональным электронным ключам.
     В связи с этим суды сделали вывод о том, что Кошкин В.А. неоднократно посещал свою квартиру, на основании чего справка о временной регистрации не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего его временное отсутствие по месту постоянной регистрации.
     Факт посещения квартиры по адресу: Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 41, к. 1, кв. 249 с периодичностью 1-2 раза в неделю подтвердил в судебном заседании сам гражданин Кошкин В.А. в период времени с 01.03.2023 по 01.09.2023 с целью посещения поликлиники и проверки почтовой корреспонденции.
     Таким образом, суды заключили, что факт временного отсутствия гражданина по месту постоянного жительства и тем более период такого отсутствия является неподтвержденным.
     В соответствии с пунктом 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
     При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148.36 Правил № 354). В этом случае в качестве расчетной единицы принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего в жилом помещении.
     Суды сделали вывод, что не проживание в жилом помещении формально не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления, а в силу презумпции необходимости для собственника (как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением) обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии МКД в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятного состояния окружающей среды.
     Неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении какой-то неопределенный период времени) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
     В связи с этим суды обоснованно признали предписание Инспекции недействительным.
     Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
     Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2025 по делу № А56-91346/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин


Судьи


Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов