Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92


А26-3958/2024


928/2025-29474(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июня 2025 года

Дело №

А26-3958/2024


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
     рассмотрев 09.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Петрозаводский городской информационный центр» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2025 по делу № А26-3958/2024,
     

у с т а н о в и л:

     Муниципальное унитарное предприятие «Петрозаводский городской информационный центр», адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Московская ул., д. 14, оф. 201, ОГРН 1021000532630, ИНН 1001003831 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), от 14.03.2024 № 108/078.
     Решением суда первой инстанции от 23.08.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2025, в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
     В кассационной жалобе Предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что на него не может быть возложена обязанность выполнить спорный объем работ. Заявитель полагает, что при наличии действующих ограничительных мер на проведение в 2022 - 2024 годах контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336) у Комитета отсутствовали правовые основания для выдачи предписания.
     В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Предприятия и Комитета, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как установлено судами и следует из материалов дела, в Комитет поступило обращение гражданина (входящий № 41-о от 09.01.2024) о том, что в многоквартирном доме по адресу: г. Петрозаводск, Прионежская ул., д. 12 (далее - МКД) с 02.01.2024 отсутствует холодное водоснабжение (заморозка системы). В связи с повреждением несущих балок (подвержены износу, гниению) в квартире № 11 проваливаются полы. Работы по разморозке системы холодного водоснабжения МКД Предприятие выполнило 03.01.2024.
     На основании обращения в соответствии с мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 15.02.2024 Комитетом 15.02.2024 принято решение № 108/Р/76 о проведении внеплановой документарной проверки.
     Комитетом установлено и в акте поверки от 14.03.2024 № 108/А/76 отражено, что Предприятие не принимает всех необходимых и достаточных мер для надлежащего содержанию общего имущества МКД, не проводит работы по ремонту перекрытий, стен и напольных балок в районе квартиры № 11 МКД, не обеспечивает безопасные условия проживания в жилом помещении, что является нарушением подпунктов 1.7.5, 2.1.3, 2.2.6, 2.4.3, 2.5.2, 2.6.2, 2.7.8, 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.1, 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), пунктов 3, 4, 6, 12 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Постановление № 290), подпунктов "а", "б", "г", "е", "ж" пункта 10, подпунктов "а", "з", "и" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Постановление № 491), части 1.2 статьи 161, пунктов 1, 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
     Установив изложенное, предписанием от 14.03.2024 № 108/078 Комитет обязал Предприятие в течение 10 рабочих дней с момента получения предписания устранить допущенные нарушения.
     Предприятие, полагая, что предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
     Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствуясь следующим.
     В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
     Согласно части 2.1. статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
     В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Пунктом 16 Правил № 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
     Как следует из подпунктов "а", "б", "г", "е", "ж" пункта 10 Правил № 491, имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
     Подпунктами "а", "з", "и" пункта 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и представителями управляющей организации, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном порядке законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
     Из совокупности приведенных норм следует, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
     В Перечне № 290 установлены услуги и работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, включающие, в том числе, надлежащее содержание стен (пункт 3) и перекрытий (пункт 4), балок (ригелей) перекрытий и покрытий (пункт 6), полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (пункт 12).
     Требования к обслуживанию и ремонту жилищного фонда установлены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, ответственными за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
     Правилами № 170 определено, что капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок (пункт 2.4.3); при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий, оконных и дверных заполнений, внутренних систем электроснабжения (пункт 2.6.2); необходимо обеспечить заданный температурно-влажностный режим внутри здания, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранить повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащита, влагозащита наружных стен (пункт 4.2.1); не допускать деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (пункт 4.2.1.3); обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов (пункт 4.3.1); при обнаружении деформаций перекрытий принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.3.3); обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.4.1); полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (пункт 4.4.3).
     Факт нарушения Предприятием указанных требований установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.
     Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с жилищным законодательством и договором от 01.05.2021 Предприятие приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в спорном доме, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Следовательно, Предприятие должно соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
     Признание МКД постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 24.01.2019 № 148 аварийным и подлежащим сносу также не освобождает Предприятие от обязанности выполнять работы, обеспечивающие безопасные условия, соответствующие санитарным нормам и правилам, для проживания в МКД жильцов.
     При таких обстоятельствах, суды справедливо заключили, что оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
     Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
     При вынесении оспариваемого предписания от 14.03.2024 № 108/078 Комитетом не допущено нарушения требований Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Постановления № 336.
     Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам спора, не содержат фактов, которые не были учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2025 по делу № А26-3958/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Петрозаводский городской информационный центр» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич
А.Г. Кудин