Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Герасимовой Е.А., судей Казарян К.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 16.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на определение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025 по делу А05-4691/2024,
у с т а н о в и л:
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2024 в отношении Зубарева Сергея Геннадьевича, адрес: 163065, Архангельская обл., г. Архангельск, Стрелковая ул., д. 25, к. 1, кв. 222, ИНН 290218610568, возбуждено производство по делу о его несостоятельности (банкротстве). Решением суда первой инстанции от 27.05.2024 должник признан несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Амахин Александр Николаевич. Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) 31.07.2024 обратилась в суд с заявлением о включении во вторую очередь реестра требований кредиторов должника (далее - Реестр) 865 459 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь Реестра - 1 131 070 руб. 04 коп., в том числе 880 923 руб. 54 коп. налогов, страховых взносов и 250 146 руб. 50 коп. пеней. Определением суда первой инстанции от 18.12.2024, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025, во вторую очередь Реестра включено 855 180 руб. 32 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в третью очередь Реестра - 1 141 349 руб. 11 коп., в том числе 891 202 руб. 61 коп. налогов, страховых взносов и 250 146 руб. 50 коп. пеней. В кассационной жалобе с приложением дополнительных документов Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит определение от 18.12.2024 и постановление от 04.04.2025 отменить в части включения в третью очередь Реестра 10 279 руб. 07 коп. страховых взносов, полагая необходимым их отнести ко второй очереди удовлетворения. По мнению Управления, все страховые взносы, включенные в связи с внесением поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в единый тариф страховых взносов, подлежат удовлетворению во второй очереди Реестра, исходя из правовой позиции пункта 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного его Президиумом 12.07.2017 (далее - Обзор). Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, не принятых судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не установил оснований для его удовлетворения. Как следует из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 и часть 1 статьи 156 АПК РФ предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств. Новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются. Доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции. Учитывая названные разъяснения, представленные Управлением дополнительные документы судом округа не рассматриваются и не могут быть положены в основу постановления, поскольку в силу статей 286 и 287 АПК РФ сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются. Информация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа, а также в информационной системе «Картотека арбитражных дел». Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Как следует из материалов обособленного спора, по состоянию на 27.05.2024 должник не исполнил налоговые обязательства на сумму 1 996 529 руб. 43 коп., требование об уплате которой предъявлено Управлением ко включению в Реестр в соответствии с установленной законом очередностью. Предметом спора являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) за 2023 и 2024 годы, которые, по мнению Управления, подлежат удовлетворению во второй очереди Реестра. По расчету Управления страховые взносы на ОПС и ОМС за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 составили 45 842 руб., за период 01.01.2024 по 12.02.2024 - 5831 руб. 90 коп. Суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная коллегия, включил во вторую очередь Реестра требование по страховым взносам на ОПС в размере 36 723 руб. 02 коп. за 2023 год и 4671 руб. 81 коп. за 2024 год, требование оставшейся суммы страховых взносов на ОМС в размере 10 279 руб. 07 коп. включил в третью очередь. Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Западного округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы. В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве). По правилам пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 14 Обзора, особая правовая природа и предназначение страховых взносов на ОПС обуславливает то, что расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате, то есть в составе второй очереди. Иных исключений из общего правила об очередности удовлетворения требований, основанных на задолженности по страховым взносам, не предусмотрено. Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» внесены изменения в статью 425 НК РФ. В силу пункта 2 статьи 425 НК РФ до 31.12.2022 тарифы страховых взносов установлены отдельно по каждому виду обязательного страхования. Согласно пункту 3 указанной статьи с 01.01.2023 страховые взносы на эти виды страхования установлены в едином размере (единый тариф страховых взносов) без распределения по отдельным видам страхования. Из письма Федеральной налоговой службы России от 01.09.2023 № КЧ-4-18/11134@ «О перечислении налогоплательщиком денежных средств, которые должны быть направлены в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней, на Единый налоговый платеж» следует, что в отношении налогоплательщиков, по которым введена процедура банкротства, денежные средства из единого налогового платежа будут распределяться автоматически с учетом очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве. Настаивая на включении во вторую очередь Реестра требования, основанного на задолженности по страховым взносам на ОМС за 2023 и 2024 годы, Управление указало на объединение всех видов страховых взносов в единый тариф, что свидетельствует об изменении подхода к правовой природе страховых взносов как расходов по найму работников, поэтому все страховые взносы в настоящее время подлежат включению во вторую очередь. Суды правомерно отклонили этот довод уполномоченного органа. Несмотря на изменения, внесенные в статью 425 НК РФ, отношения, связанные с осуществлением каждого из включенных в единый тариф видов страхования, урегулированы отдельными федеральными законами, содержащими понятия страховых взносов на соответствующий вид страхования, из чего следует, что правовая природа и назначение страховых взносов не изменились. Установление единого тарифа страховых взносов произведено в целях упрощения расчетов между плательщиками и государством, пропорционального формирования доходной части каждого фонда исходя из общего платежа. Такое изменение не привело к исчезновению отдельных видов страховых взносов и превращению их в единый страховой взнос на все виды обязательного страхования (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2024 № 306-ЭС19-18389 (14)). Поскольку правовая позиция, приведенная в пункте 14 Обзора, относительно повышения очередности погашения задолженности по страховым взносам касается исключительно взносов на обязательное пенсионное страхование, а любые исключения из общего правила не могут толковаться расширительно или применяться по аналогии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что такая правовая позиция не может быть распространена на задолженность по уплате иных взносов на обязательное страхование вне зависимости от применения при их исчислении единого тарифа. Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, все доказательства исследованы и оценены в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 АПК РФ. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 АПК РФ), не допущено. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: определение Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2025 по делу А05-4691/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
|