Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А52-3924/2024



609/2025-29636(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июня 2025 года

Дело №

А52-3924/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
     при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Летовой А.А. (доверенность от 30.10.2024),
     рассмотрев 10.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 02.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 по делу № А52-3924/2024,


у с т а н о в и л:

     
     Комитет по закупкам Псковской области (180001, г. Псков, ул. Некрасова,       д. 23; ОГРН 1056000367323; ИНН 6027090066; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13; ОГРН 1036000308508; ИНН 6027026536; далее - Управление) от 14.05.2024 по делу № 060/06/48-158/2024.
     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Августина» (180005, г. Псков, ул. Экипажа Гудина, д. 18; ОГРН 1066027046447; ИНН 6027099196; далее - Общество) и государственное казенное учреждение Псковской области «Управление обеспечения деятельности в чрезвычайных ситуациях» (180000, г. Псков, Комиссаровский пер., д. 2; ОГРН 1106027008559; ИНН 6027132728; далее - Учреждение).
     Решением суда первой инстанции от 02.10.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2025 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые пункты решения Управления являются неправомерными.
     В судебном заседании представитель Управления просила в удовлетворении жалобы отказать.
     Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом по заданию Учреждения (заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение от 17.04.2024                              № 0157300025224000396 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству отдельного пожарного поста на два машиноместа по адресу: Псковская обл., Порховский р-н, с. Славковичи, ул. Музейная (регистрационный номер: 450-А-ГЗ).
     В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 № ИЭА1 заявка Общества отклонена, поскольку представленный в составе заявки договор субподряда от 25.05.2018  № 12/18-СР не содержит информации о наименованиях и объемах работ, а также об их стоимости согласно локальным сметным расчетам, указанным в пункте 1.2 этого договора.
     Общество, сославшись на необоснованное отклонение его заявки, обратилось в Управление с жалобой от 03.05.2024 на действия аукционной комиссии.
     Решением Управления от 14.05.2024 по делу № 060/06/48-158/2024 жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях аукционной комиссии признано нарушение части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) (пункт 2).
     Комитет не согласился с пунктами 1 и 2 решения Управления и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
     Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должна, в частности, содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящим Законом (подпункт «н»).
     Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
     В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
     В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования   (часть 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
     Как предусмотрено частью 5 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Законом предусмотрена документация о закупке).
     В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
     Согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (подпункт «а» пункта 1).
     Как предусмотрено подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571, положения данного Постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему Постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок»; позиции 6 -13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. руб., для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. руб.
     В позиции 7 приложения к Постановлению № 2571 указаны дополнительные требования к участникам закупки, объектом которой являются работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
     При этом в графе 3 позиции 7 приложения к Постановлению № 2571 указаны конкретные информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям - в случае наличия опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства: исполненный договор; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, при котором работы, являющиеся объектом закупки, не требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и при этом договор, предусмотренный абзацем вторым настоящей графы, предусматривает выполнение работ, не требующих в соответствии с указанным законодательством выдачи такого разрешения). В случае наличия опыта выполнения таких работ участником закупки, являющимся застройщиком: раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
     В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона к участникам закупки установлены следующие требования: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
     Судами также установлено, что Обществом при подаче заявки в качестве подтверждения опыта работ предоставлены: договор субподряда от 25.05.2018  № 12/8-СР, заключенный с ООО «Строй регион» на выполнение ремонтных работ на объекте: «Реконструкция и техническое переоснащение                    ГБУК ПО «Псковская областная универсальная научная библиотека», г. Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, в т.ч. ПИР» на сумму 26 131 099 руб.; сводка смет по объекту, содержащая наименование работ (общестроительные и отделочные работы, система водоснабжения и канализации, наружные сети канализации) и общая сметная стоимость; справка о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 18.06.2019 на указанную сумму; акты о приемке выполненных работ формы КС-2 от 18.06.2019; акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 19.07.2019; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.04.2020 № 60-РУ60302000-08-2020, выданное администрацией г. Пскова ГБУК ПО «Псковская областная универсальная научная библиотека».
     Довод Комитета о том, что Общество, помимо указанных документов, было обязано предоставить локально-сметный расчет, на наличие которого содержится ссылка в пункте 1.2 договора субподряда от 25.05.2018 № 12/8-СР, поскольку он является неотъемлемой частью договора и в его отсутствие не представляется возможным определить какие конкретно работы и в каком объеме выполнены, рассмотрен судами двух инстанций и отклонен, получив надлежащую правовую оценку.
     Как указали суды, представленные Обществом договор, акты приемки работ, акты приемки законченного строительством объекта содержат наименование и подтверждают выполнение работ, исполненные обязательства в части цены соответствуют установленным заказчиком требованиям, тогда как локально-сметный расчет приложением к договору не является, а фактически служит основанием к обоснованию цены договора.
     Исходя из этого, суды пришли к выводу о подтверждении Обществом наличия опыта выполнения работ, соответствующих предмету закупки, об исполнении участником закупки требований позиции 7 приложения к Постановлению № 2571 и о его соответствии дополнительным требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки.
     Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у аукционной комиссии не имелось оснований для отклонения заявки Общества, о соответствии оспариваемых пунктов решения Управления упомянутым нормам, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
     В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
     Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа


п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда Псковской области от 02.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2025 по делу № А52-3924/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по закупкам Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

И.Г. Савицкая
 В.М. Толкунов