Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от индивидуального предпринимателя Антипиной Натальи Сергеевны Ляпуновой Е.В. (доверенность от 19.09.2024), от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Жгилева А.Н. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев 10.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А05-8994/2024, у с т а н о в и л: индивидуальный предприниматель Антипина Наталья Сергеевна (ОГРНИП 321290100010014) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (163069, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3; ОГРН 1022900522127; ИНН 2901071427; далее - Управление) о признании незаконным уведомления межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (163002, г. Архангельск, ул. Карпогорская, д. 10; далее - Отдел) от 16.07.2024 об отказе в проведении регистрационного действия в отношении транспортного средства; о возложении на Отдел обязанности осуществить регистрационные действия, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ), путем оформления регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым заявителем, осуществляющим торговую деятельность, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента опубликования решения суда в полном объеме; о взыскании с Управления денежной компенсации в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел. Решением суда первой инстанции от 14.10.2024 оспариваемое уведомление признано недействительным, на Отдел возложена обязанность в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента размещения решения суда в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществить регистрационные действия, предусмотренные пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ - оформить регистрационный документ на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым заявителем, осуществляющим торговую деятельность; с Управления в пользу заявителя взыскана денежная компенсация в размере 500 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое уведомление является правомерным. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Антипиной Н.С. просила в ее удовлетворении отказать. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Отдела, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Антипина Н.С., одним из осуществляемых видов экономической деятельности которой является торговля легковыми автомобилями (код ОКВЭД 45.11), по договору купли-продажи от 18.11.2021 № 012.1121.13438 в целях перепродажи приобрела автомобиль Mercedes Benz R350, VIN 4JGGB65E19A093225, 2008 года выпуска, ранее не состоявшее на государственном учете в Российской Федерации. Представитель Антипиной Н.С. обратился в Отдел с заявлением от 15.07.2024 об оформлении регистрационного документа на транспортное средство, являющееся товаром, в связи с перегоном по территории Российской Федерации к месту продажи. Уведомлением Отдела от 16.07.2024 в совершении регистрационного действия отказано на основании пунктов 4, 5 части 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ ввиду непредставления паспорта транспортного средства, регистрационного документа, отсутствием электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов. Антипина Н.С. не согласилась с указанным уведомлением и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого уведомления, заявленные требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 283-ФЗ государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства. Указанные требования не распространяются на транспортные средства, являющиеся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность (часть 2 статьи 6 Закона № 283-ФЗ). Согласно пункту 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ к регистрационным действиям относится оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Как предусмотрено частью 1 статьи 15 Закона № 283-ФЗ, должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, устанавливающих основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета (пункт 5). В силу части 5 статьи 20 Закона № 283-ФЗ основаниями для отказа в совершении регистрационных действий относятся: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (пункт 4); отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт (пункт 5). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1764), в соответствии с пунктом 3 которых государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами. Согласно пункту 7 Правил № 1764 заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы подаются владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение в 10-дневный срок со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства или возникновения иных обстоятельств, требующих изменения регистрационных данных. На основании пункта 75 Правил № 1764 оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность, осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней. Аналогичная обязанность регистрационного подразделения предусмотрена пунктом 152 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представитель Антипиной Н.С., осуществляющей торговую деятельность по реализации транспортных средств, подал в Отдел заявление об осуществлении регистрационных действий, предусмотренных пунктом 8 части 4 статьи 10 Закона № 283-ФЗ и пунктом 75 Правил № 1764, с целью перегона автомобиля к месту его продажи. На основании оценки представленных доказательств и толкования упомянутых норм в их совокупности суды указали, что требование Отдела об обязательном государственном учете транспортного средства с представлением паспорта транспортного средства, регистрационного документа, наличия электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов на указанный автомобиль не распространяется, поскольку в отношении данного автомобиля действующим законодательством предусмотрено совершение иного регистрационного действия - оформление регистрационного документа, идентифицирующего транспортное средство, с выдачей государственного регистрационного знака «ТРАНЗИТ» на срок 30 дней. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого уведомления Отдела упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя. Между тем судами не учтено следующее. В соответствии с частью 2 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Закона, осуществляется путем их реализации, переработки (утилизации) или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на учет, организацию проведения оценки, реализации, переработки (утилизации), уничтожения задержанных товаров, за исключением случаев, если полномочия по распоряжению указанными товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) указами Президента Российской Федерации либо актами Правительства Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти в отношении отдельных категорий товаров, для которых введены ограничения оборотоспособности или к обороту которых законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные требования. Согласно части 3 статьи 320 Закона № 289-ФЗ порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1493 утверждены Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами (далее - Правила № 1493), в соответствии с пунктом 11 которых задержанные товары подлежат: реализации по прямому назначению; реализации в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки); переработке; уничтожению. Как предусмотрено пунктом 12 Правил № 1493, федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) в срок не более 30 календарных дней со дня приема задержанных товаров организует проведение их экспертизы, при которой перед экспертом должен быть поставлен, в частности, вопрос о возможности использования задержанных товаров по прямому назначению. В силу пункта 13 Правил № 1493 задержанные товары подлежат реализации в качестве годных остатков, переработке либо уничтожению при наличии в заключении экспертизы, организованной в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, хотя бы одного из следующих выводов: о несоответствии задержанных товаров требованиям безопасности для жизни и здоровья человека; о невозможности использования задержанных товаров по прямому назначению; в случае, если такие товары являются новым (не бывшим в употреблении) имуществом, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании предусмотрено обязательное прохождение процедур оценки соответствия, а соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии отсутствуют. В случае направления задержанных товаров на реализацию в качестве годных остатков Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок не более 30 календарных дней с даты получения заключения экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, организует оценку рыночной стоимости отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также вторичного сырья, лома, утиля, подлежащих реализации в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации (с последующим отражением (корректировкой) учетной стоимости товаров) (пункт 15 Правил № 1493). Согласно пункту 16 Правил № 1493 реализация задержанных товаров осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 «О реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909», с учетом сроков, установленных Законом № 289-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1041 утверждено Положение о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, вещественных доказательств, изъятых вещей, а также задержанных таможенными органами товаров (далее - Положение № 1041). Согласно требованиям Положения № 1041 реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 10 тыс. руб., осуществляется путем проведения аукциона в электронной форме (пункт 9); по результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) не ранее 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона заключают договор купли-продажи в электронной форме (пункт 27). В рассматриваемом случае предметом договора купли-продажи от 18.11.2021 № 012.1121.13438 является задержанный автомобиль, который реализован не по прямому назначению, а в качестве годных остатков. Исходя из этого, в заключении экспертизы задержанного товара содержался вывод о невозможности его использования по прямому назначению. При этом в пункте 1.1 договора прямо указано, что на аукционе по лоту № 2 реализован автомобиль Mercedes Benz R350, 2008 года выпуска, синего цвета, не подлежащий эксплуатации на территории Российской Федерации, не подлежащий использованию по прямому назначению, подлежащий реализации «на запчасти целиком». В силу положений статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» имущество, реализованное в качестве годных остатков, не может использоваться по прямому назначению, участвуя в дорожном движении, поскольку не обладает правовым статусом транспортного средства, в том числе единичного транспортного средства, и не соответствует положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении. Правовая оценка данным обстоятельствам судами первой и апелляционной инстанций не дана. В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неполном выяснении существенных обстоятельств дела, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, после чего с учетом доводов и возражений всех лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2024 по делу № А05-8994/2024 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
|