Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Жуковой Т.В. и Пастуховой М.В., при участии от акционерного общества «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Статкевича В.О. (доверенность от 01.01.2025), от публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети» Козлова С.И. (доверенность от 14.01.2025), Хамидулиной А.Ф. (доверенность от 06.02.2024), Нестерчука И.Л. (доверенность от 28.03.2024), Несена Е.Н. (доверенность от 14.01.2025), от публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» Насветникова М.А. (доверенность от 23.09.2024), Шержинской М.А. (доверенность от 20.06.2024), Татаринова Ю.А. (доверенность от 17.01.2025), рассмотрев 04.06.2025 с перерывом до 11.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-36634/2023,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области», адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Ладожская, д. 3А, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания - Россети», адрес: 121353, Москва, ул. Беловежская, д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Компания), о признании недействительными сделками писем Компании от 28.04.2022 № М7/73/1371, от 12.05.2022 № М7/73/1473, от 23.05.2022 № М7/73/1611, от 23.06.2022 № М7/73/1730, от 26.07.2022 № М7/73/2120, от 26.08.2022 № М7/73/2407, от 29.09.2022 № М7/73/2769, от 01.11.2022 № М7/73/3078, от 15.11.2022 № М7/73/3215, от 19.12.2022 № М7/73/3585, от 27.01.2022 № М7/73/247, от 06.03.2023 № М7/73/638 и от 10.04.2023 № М7/73/1008, которыми отказано в рассмотрении заявки Общества от 05.04.2022 № 00-03/1549 (с учетом корректировки от 26.04.2022 № 00-03/1970) на технологическое присоединение к электрическим сетям. Общество просит обязать Компанию в течение тридцати пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу определить перечень мероприятий по технологическому присоединению объектов Общества в соответствии с поданной заявкой, разработать технические условия, согласовать в установленном порядке с системным оператором и направить Обществу для подписания заполненный и подписанный проект договора, соответствующий требованиям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), в 2-х экземплярах, а также подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором. Общество также просит взыскать с Компании неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда, начисляемую с момента истечения тридцати пяти рабочих дней, установленных на исполнение решения суда и до даты его фактического исполнения. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (далее - общество «Приморский УПК»), Федеральная антимонопольная служба, публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго» (далее - Ленэнерго). Решением суда первой инстанции от 10.01.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств спора и представленных доказательств, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что мероприятия по строительству ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающих ЛЭП-110 кВ включены в Схему и программу развития электроэнергетики Ленинградской области на 2020 - 2024 годы и на 2021 - 2025 годы, утвержденную распоряжениями Губернатора Ленинградской области от 30.04.2020 № 366-рг и от 30.04.2021 № 507-рг. Отмечает, что обществом «Приморский УПК» в соответствии с подпунктом «к» пункта 10 Правил № 861 разработана Схема внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств объекта «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», согласованная с Обществом как сетевой организацией и системным оператором - Филиалом АО «СО ЕЭС» ОДУ Северо-запада (далее - Системный оператор), в соответствии с которой рекомендуемым вариантом является присоединение ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающих ЛЭП-110 кВ к электросетевому объекту Компании - РУ-330 кВ ПС-400 кВ «Выборгская». В связи с этим истец не согласен с тем, что он должен был обратиться с заявкой к Ленэнерго. В отзывах на кассационную жалобу Компания и Ленэнерго просят оставить ее без удовлетворения. В судебных заседаниях 04.06.2025 и после перерыва 11.06.2025 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Компании и Ленэнерго с ними не согласились. Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество как сетевая организация является владельцем объектов электросетевого хозяйства, оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. Обществом (сетевой организацией) и обществом «Приморский УПК» (заявителем) во исполнение поданной заявителем заявки на напряжение 10 кВ заключен договор от 17.06.2021 № 05-030/005-ПС-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор). Ближайшими для общества «Приморский УПК» электрическими сетями напряжения 10 кВ являются электрические сети Общества (ВЛ-10 кВ РП-1, ТП-1, ТП-3, КТПН-7, КТП-26, КТПН-40), в связи с чем договор технологического присоединения, заключенный Обществом и обществом «Приморский УПК», признан соответствующим Правилам № 861. Это обстоятельство установлено вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2024 по делу № А56-16482/2021 и является преюдициальным для настоящего спора. В соответствии с изменениями № 1 в технические условия к Договору, согласованные Системным оператором, для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств общества «Приморский УПК» с максимальной мощностью 140 МВт по второй категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 110 кВ с образованием 20 точек приема электроэнергии Обществу требуется выполнить мероприятия по строительству новой ПС-110 кВ «Приморский УПК» с установкой двух трансформаторов мощностью 125 МВА каждый, строительство и присоединение двух ЛЭП-110 кВ от новой ПС-110 кВ «Приморский УПК» до новых ячеек 110 кВ ПС-400 кВ «Выборгская». Технические условия к Договору согласованы с Системным оператором. Приложением к техническим условиям является разработанная обществом «Приморский УПК» Схема внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств объекта «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», согласованная с Обществом как сетевой организацией и Системным оператором, в соответствии с которой ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающие ЛЭП-110 кВ следует присоединить к РУ-330 кВ ПС-400 кВ «Выборгская». ПС-400 кВ «Выборгская» принадлежит Компании. Строительство ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающих ЛЭП-110 кВ включены в инвестиционную программу истца на 2020 - 2024 годы, утвержденную распоряжением от 30.10.2020 № 112 Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 утверждены Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (далее - Правила № 823), согласно пункту 25 которых схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России. Во исполнение предписаний Правил № 823 распоряжениями Губернатора Ленинградской области от 30.04.2020 № 366-рг и от 30.04.2021 № 507-рг утверждена Схема и программа развития электроэнергетики Ленинградской области на 2020 - 2024 годы и на 2021 - 2025 годы. Мероприятия по строительству ПС-110 кВ «Приморский УПК» включены в указанную Схему и программу развития. Из Правил № 861 следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целый ряд подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроснабжения). В целях выполнения указанных требований сетевая организация осуществляет в том числе урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в порядке, предусмотренном пунктами 41 и 42 названных Правил (подпункт «б» пункта 25 Правил № 861). В целях выполнения обязательств по Договору Общество направило Компании заявку от 05.04.2022 № 00-03/1549 (с учетом корректировки от 26.04.2022 № 00-03/1970) на технологическое присоединение к РУ-330 кВ ПС-400 кВ «Выборгская» Компании новой ПС-110 кВ с двумя ЛЭП-110 кВ, расположенной по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Приморское участковое лесничество, квартал № 149, части выделов 12, 13, 14, квартал № 150, выделы 19, 21, 23, 24, 26, части выделов 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 27, 29, квартал № 151, выделы 46, 47, части выделов 39, 41, 42, 43, 44, 45, 48, квартал № 152, выделы 1 - 7, 9, 10 - 40, 42, 83, квартал № 153, выделы 21, 30, 31, 35, 36, 38, 39, части выделов 2, 15, 16, 22, 32, 37, 68, 72, 74, квартал № 141, выдел 40.1, часть выдела 40, квартал № 149, выделы 23 - 30, 33, 33.1, 34.1, 35, 35.1, 36, 36.1, 37, 37.1, 38, 39, 39.1, 40, 40.1, 41, 42, 42.1, 43, 44, 44.1, 47, 47.1, 48.1, 49.1, 51, 51.1, 52, 52.1, 53.1, части выделов 16 - 22, 31, 32, 34, 45, 48, 49, 50, 53, квартал № 150, выдел 25, квартал № 152, выделы 41, 43, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 68.1, 69, 69.1, 72, 73, 74, 74.1, 74.2, 75, 75.1, 75.2, 76, 76.1, 76.2, 77, 77.1, 77.2, 78, 78.1, 78.2, 79, 79.1, 80, 80.1, 81.1, 82.1, части выделов 44, 47, 48, 49, 50, 70, 71, 81, 82, квартал № 153, выделы 40, 41, 45, 46, 47, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 61, 61.1, 62, 62.1, 63, 63.1, 64, 64.1, 65, 65.1, 66, 66.1, 67, 67.1, 70, 70.1, 75, 75.1, часть выдела 73, в границах земельного участка с кадастровым № 47:01:0000000:51249. Компания на скорректированную заявку письмом от 28.04.2022 № М7/73/1371 направила замечания, в которых указала, что ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающие ЛЭП-110 кВ не являются энергопринимающими устройствами, Общество нарушило пункт 8 Правил № 861, не обратившись в ближайшую сетевую организацию, не приложило схему внешнего электроснабжения, документы о правах на земельный участок. Письмом от 04.05.2022 № 00-03/2124 Общество ответило на замечания Компании, указав, что все необходимее документы для заключения договора ею представлены. В дальнейшем Компания неоднократно направляла Обществу повторяющиеся замечания к заявке. Общество, ссылаясь на то, что предъявляемые Компанией замечания к заявке и представленным документам требованиям Правил № 861 не соответствуют, 19.04.2023 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из того, что Общество в нарушение пункта 8 Правил № 861 обратилось с заявкой на заключение договора к Компании, тогда как ближайшей сетевой организацией является Ленэнерго, владеющее электросетевым объектом ВЛ 110 кВ Советская 1/2; кроме того, суд указал, что Компания 18.08.2023 аннулировала заявку, и Общество это не оспорило; в отсутствие заявки заключение договора невозможно. Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд отметил, что действия истца направлены на избыточное строительство новых объектов электросетевого хозяйства при наличии на наименьшем расстоянии существующих объектов Ленэнерго. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. В силу пункта 6 Правил № 861 (в редакции от 14.03.2022, действовавшей на момент подачи заявки) технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением. Согласно абзацу восьмому пункта 13(1) Правил № 861 если основанием для подачи заявки в смежную сетевую организацию в соответствии с пунктами 41 и 42 названных Правил послужило технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт, к заявке также прилагаются документы, предусмотренные подпунктом «к» пункта 10 названных Правил. В соответствии с подпунктом «к» пункта 10 Правил № 861 в случае технологического присоединения объекта по производству электрической энергии максимальной мощностью более 5 МВт или энергопринимающих устройств максимальной мощностью более 50 МВт к заявке прилагается схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения соответственно, разработанная заявителем и согласованная им с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе. Как указывалось выше, Общество направило в адрес Компании Схему внешнего электроснабжения, разработанную обществом «Приморский УПК» и согласованную 27.07.2020 с сетевой организацией (Обществом) и 27.10.2020 с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (Системным оператором), в соответствии с которой рекомендуемым вариантом является присоединение ПС-110 кВ «Приморский УПК», а также питающих ЛЭП-110 кВ к электросетевому объекту Компании - РУ-330 кВ ПС-400 кВ «Выборгская». В материалах дела имеется письмо Компании от 02.03.2020 № ОК-1222 (том 1, лист 240), в котором ответчик уведомляет общество «Приморский УПК» о согласовании скорректированного проекта технического задания на выполнение работы Схема внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств объекта «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» в Морском порту Приморск (Выборгский район Ленинградской области). Поскольку техническое задание на Схему внешнего электроснабжения общества «Приморский УПК» согласовано и утверждено до вступления в силу Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 28.12.2020 № 1195, требования этих Правил на нее не распространяются (пункт 4 названных Правил). В то же время не имеется оснований полагать, что разработанная и утвержденная Схема внешнего электроснабжения потребителя не отвечает требованиям Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937, нормативным правовым актам Минэнерго России, утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Поскольку разработка Схемы внешнего электроснабжения потребителя в силу приведенных выше норм Правил № 861 в данном случае являлась обязательной, осуществлялась в целях определения комплекса осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта потребителя к электрическим сетям с соблюдением при этом требований о безопасном и надежном технологическом функционировании электроэнергетических систем, участвующие в деле лица не могут ее игнорировать. Кассационная инстанция разделяет мнение Общества о том, что представленная им ответчику Схема отражает целесообразный и безальтернативный вариант строительства и присоединения к сетям нового центра питания ПС-110кВ «Приморский УПК» для обеспечения объектов потребителя мощностью 140 МВт по второй категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 110 кВ. Иная схема внешнего электроснабжения потребителя, в которой участвовало бы Ленэнерго, в деле отсутствует. Следует также отметить, что Ленэнерго не является вышестоящей сетевой организацией по отношению к Обществу, так как последнее также как и Ленэнерго владеет электросетевым объектом (ПС-110 кВ «Советск»), расположенным ближе к потребителю, чем объект Ленэнерго. В то же время при осуществлении технологического присоединения потребителя Общество правомерно и обоснованно руководствуется именно Схемой внешнего электроснабжения, которая предусматривает присоединение новой ПС-110кВ «Приморский УПК» к сетевой организации, имеющей более высокий класс напряжения. Согласно пункту 42 Правил № 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения. С учетом изложенного, приняв во внимание, что на момент рассмотрения спора постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 № 594 внесены изменения в Правила № 861, в том числе в пункт 8, которые устранили пробел и урегулировали порядок подачи заявки для заключения договора технологического присоединения в случае, если в соответствии с названными Правилами предусматривается разработка и согласование схемы внешнего электроснабжения, кассационная инстанция приходит к выводу о том, что при наличии разработанной и согласованной Схемы внешнего электроснабжения энергопринимающего устройства потребителя заявка правомерно подана Обществом в сетевую организацию (Компанию), определенную в соответствии с рекомендуемым вариантом прилагаемой к заявке Схеме внешнего электроснабжения. Выводы судов об обратном сделаны при неправильном толковании совокупности норм пунктов 8, 10, 13(1), 41, 42 Правил № 861. Доводам Компании о том, что схему внешнего электроснабжения должно было разрабатывать Общество (заявитель) и согласовывать ее с Компанией (сетевой организацией), давалась оценка судом кассационной инстанции при рассмотрении дела № А56-16482/2021. Как отметил окружной суд в постановлении от 16.08.2022 по названному делу, то обстоятельство, что в структуре сложившихся правоотношений сторон Общество по отношению к Компании выступает как заявитель, не меняет факта присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств именно общества «Приморский УПК». В подпункте «к» пункта 10 Правил № 861 указано на «схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии». Потребителем электрической энергии является общество «Приморский УПК», а не истец. Мероприятия по строительству ПС-110 кВ «Приморский УПК» включены в Схему и программу развития электроэнергетики Ленинградской области на 2020 - 2024 годы и на 2021 - 2025 годы. Включение мероприятий по строительству ПС-110 кВ «Приморский УПК» в Схему и программу развития электроэнергетики и их согласование с Системным оператором опровергают вывод апелляционного суда об избыточности строительства Обществом объектов электросетевого хозяйства. Суд кассационной инстанции обращает внимание, что вопрос об избыточности строительства также исследовался судами при рассмотрении дела № А56-16482/2021. Указание суда первой инстанции как на основание для отказа в иске на аннулирование Компанией 18.08.2023, то есть в ходе рассмотрения настоящего дела, заявки Общества, следует признать ошибочным. Совершение таких действий после подачи иска является неправомерным и не должно влечь негативных последствий для истца. С учетом изложенного следует признать незаконным уклонение Компании от заключения публичного договора по приведенным основаниям, которые стали предметом рассмотрения судов. В связи с этим суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не соответствуют нормам права, являются необоснованными, в связи с чем подлежат отмене. Так как для принятия обоснованного и законного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права вынести законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2025 по делу № А56-36634/2023 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
|