Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



6

А56-114601/2022



908/2025-30173(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2025 года

Дело №

А56-114601/2022

       Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе               председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
      при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уютный дом» Ибрагимовой Ю.В. (доверенность от 18.03.2024),
      рассмотрев 09.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уютный дом» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2024 по делу № А56-114601/2022,
      
                                                     у с т а н о в и л:
      Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уютный дом», адрес: 199178, Санкт-Петербург, 15-я линия В.О., д. 76, лит. Е, пом. 14-Н, оф. 2, ОГРН 1057813137689, ИНН 7801395280 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург,  Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть),  ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 № 1263769-2022/ТКО (далее - Договор), изложив пункты Договора в следующей редакции:
     1.1. «По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении № 1 к Договору, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора»;
     1.2. «Объем ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) погрузки и вывоза (приема и передачи) ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно Приложению № 1 к настоящему договору»;
     1.3. «Накопление ТКО в контейнеры производится в мусороприемных камерах, расположенных на объектах образования коммунальных отходов, указанных в приложении № 1 к настоящему договору»;
     2.2. «Региональный оператор обязан выставить счет на оплату до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, а потребитель в течение 5 рабочих дней с момента получения счета производит соответствующую оплату. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета потребителя»;
     3.1.1. «Принимать ТКО в объеме и в местах погрузки и вывоза (приема и передачи), которые определены в Приложении № 1 к настоящему договору»;
     3.1.6. «Обеспечить потребителя (по его заявке) контейнерами для накопления ТКО»;
     3.2.1. «Осуществлять контроль за учетом объема ТКО по согласованной сторонами форме (Приложение № 3) с участием представителя перевозчика ТКО»;
     3.3.1. «Осуществлять размещение заполненных контейнеров с ТКО в местах погрузки и вывоза (приема и передачи) ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в Приложении № 1»;
     3.3.2. «Обеспечивать учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», по согласованной сторонами форме (Приложение № 3), в том числе с участием перевозчика ТКО»;
     3.3.4.  «Обеспечивать накопление ТКО в контейнеры, по мере заполнения контейнеров обеспечивать их размещение в местах (площадках) погрузки и вывоза (приема и передачи), указанных в Приложении № 1»;
     3.3.5. «Не допускать повреждения контейнеров, находящихся в собственности регионального оператора и предоставленных потребителю, а также сжигания ТКО в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов»;
     3.3.8. «Обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) погрузки и вывоза (приема и передачи) ТКО, указанному в настоящем договоре.
     Беспрепятственный доступ подразумевает под собой:
     - отсутствие ограничений проезда и прохода в связи с аварийными работами и оставленными без присмотра автомобилями;
     - отсутствие любых препятствий для свободного осуществления процесса погрузки ТКО на транспорт регионального оператора, в том числе обеспечить отсутствие загромождений и обледенений ТКО»;
     3.3.9.  «Не допускать размещения в контейнерах не ТКО, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке;
     Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере.»;
     4.1.  «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от                     03.06.2016  № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, перемещенных из мест накопления ТКО (мусорокамер) и установленных в местах (площадках) погрузки и вывоза (приема и передачи) ТКО, определенных Приложением № 1.
     Метод учета определить: по объему и количеству вывезенных контейнеров, что указывается в Приложении № 1 к настоящему договору.»;
     5.1. «В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
     О необходимости явки для составления акта потребитель направляет на электронную почту регионального оператора office@spb-neo.ru уведомление о явке. Представитель регионального оператора обязан прибыть для составления акта в течение 2 часов с момента получения уведомления потребителя.
     При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в одностороннем порядке, в присутствии не менее чем 2 лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 1 рабочего дня со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
     В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
     В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.»;
     5.4. «Акт должен содержать:
     - сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
     - сведения об объекте (объектах), на котором образуются ТКО, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
     - другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки»;
     6.2. «В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 0,01 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.»;
     8.1. «Договор вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения Арбитражного суда города             Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-114601/2022 и в соответствии со статьей 425 ГК РФ распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022 и действует до 31.12.2025»;     
     9.9 «Включить в текст договора Приложение № 3. Приложения № 1 (в редакции истца), № 2, № 3 к настоящему договору являются его неотъемлемой частью»,
     В Приложении № 1 к Договору раздел 1. Объекты образования коммунальных отходов:
     Столбец «наименование объекта» строки № 1 и № 2 изложить в                               редакции -  многоквартирный жилой дом; столбец «адрес объекта» изложить в редакции:
     Строка № 1 - г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, дом 25, корп. 1, литера А; строка  № 2 - г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, дом 27, корп. 2, литера А;
     Столбец «Кадастровый номер объекта» изложить в редакции:
     Строка № 1 - 78:10:0005548:3015;
     Строка № 2 - 78:06:0222103:3008.
     Столбец «Идентификационный номер места (площадки) погрузки и вывоза ТКО»:
     Строки № 1 и № 2 остаются не заполненными;
     Столбец «Идентификационный номер места (площадки) накопления крупногабаритных отходов:
     Строка № 1 и № 2 остаются не заполненными;
     Раздел 2. Изложить в следующей редакции:
     «Информация о размещении мест (площадок) погрузки и вывоза ТКО/места (площадки) погрузки и вывоза крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним:
     Столбец «Адрес объекта образования коммунальных отходов» изложить в следующей редакции:
     Строка № 1 - г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, дом 25, корп. 1, литера А;
     Строка N 2 - г. Санкт-Петербург, ул. Беринга, дом 27, корп. 2, литера А;
     Столбец «Идентификационный номер места (площадки) площадки погрузки и вывоза отходов»:
     Строка № 1 и № 2 - оставить не заполненными; столбец «Долгота» изложить в следующей редакции: Строка № 1 и № 2 - 30,24022;
     Столбец «Широта» изложить в следующей редакции: строка № 1 и                         № 2 - 59,945518;
     Столбец «Объем контейнера (м3)» изложить в следующей редакции: строка № 1 и № 2 - 0,36;
     Столбец «Количество контейнеров данного типа» изложить в следующей редакции: Строка № 1 и № 2 - по мере заполнения;
     Столбец «Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров» изложить в следующей редакции: по объему и количеству вывезенных контейнеров.
     Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства.
     Потребитель вправе инициировать изменение периодичности вывоза ТКО путем корректировки графика вывоза ТКО в личном кабинете потребителя или на основании письменной заявки, направленной в адрес регионального оператора, и согласования изменений периодичности вывоза ТКО сторонами договора.
     Периодичность вывоза ТКО для потребителя может корректироваться региональным оператором, по согласованию с потребителем, в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения                 санитарно-эпидемиологического благополучия населения и недопущения захламления мест (площадок) погрузки и вывоза ТКО.
     Раздел З. Расчет объема ТКО: столбец «Расчетная единица» изложить в следующей редакции: «м3».
     Столбец «Объем вывезенных контейнеров (мЗ)» изложить в следующей редакции: «0,36».
     Столбец «Количество вывезенных контейнеров» изложить в следующей редакции: На основании учета количества вывезенных контейнеров.
     Столбец «Объем ТКО в год, куб. м» изложить в следующей редакции: по объему и количеству вывезенных контейнеров.
     Приложение № 3 к Договору изложить в следующей редакции:
     «Наименование:
     УЧЕТ ОБЪЕМА ТКО жилых помещений, вывезенных с объектов по               адресам: СПб, ул. Беринга, дом 27, корп. 2; ул. Беринга, дом 25, корп. 1 (переданных ООО Управляющая компания «Уютный дом» и принятых                           АО «Невский экологический оператор») в месяце 202_г.»
     Наименование столбцов:
     1. Столбец «Дата»;
     2. Столбец «Количество контейнеров 0,36 мЗ»;
     3. Столбец «Гос. номер автомобиля»;
     4. Столбец «Ответственное лицо УК»;
     5. Столбец «Представитель перевозчика»;
     6. Столбец «Примечание».
     Наименование строк:
     С 1 по 31 - пустые для заполнения столбцов со 2-го по 6-й. Строка «Итого контейнеров» для заполнения 2-го, 6-го столбца. Строка «Итого м3» для заполнения для заполнения 2-го столбца.
     
   Подпись ответственного лица Сдал _______________/_______________/
                               Принял _____________/______________/
     
     Подписи должностных лиц:
     Директор по организации клиентского обслуживания потребителей                          АО «Невский экологический оператор» _________/Букатина Е.В./ М.П.
     Генеральный директор ООО УК «Уютный дом»  _______/Мартыновская О.А./ М.П.».
     Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В,    ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
     Решением суда первой инстанции от 06.08.2024 оставлены без рассмотрения требования в части урегулирования разногласий по пунктам 1.1, 8.1 Договора, в остальной части исковые требования удовлетворены в части, спорные пункты и условия изложены в указанной судом редакции.
     Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2024 решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:
     «Оставить без рассмотрения исковые требования в части урегулирования разногласий по пунктам 1.1, 8.1 Договора.
     Урегулировать разногласия при заключении Договора, на нижеследующих условиях:
     Пункт 1.2 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 1.3 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 2.2 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.1.1 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.1.6 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.2.1 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.3.1 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.3.2 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.3.4 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.3.5 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 3.3.8 Договора изложить в редакции регионального оператора
     Пункт 3.3.9 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 4.1 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 5.1 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 5.4 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 6.2 Договора изложить в редакции регионального оператора.
     Пункт 9.8 Договора изложить в редакции регионального оператора.».
     В кассационной жалобе Компания просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что спорные условия Договора о порядке накопления объема ТКО подлежали урегулированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвердившим новые Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (далее - Постановление № 671).  Многоквартирные дома (далее - МКД), обслуживаемые истцом, имеют мусорокамеры и только жители этих домов имеют к ним доступ, следовательно, можно с достоверностью установить количество и объем вывезенных контейнеров. О наличии раздельного сбора ТКО и об установке контейнеров на территории МКД, находящихся в управлении истца, свидетельствует и карта раздельного накопления отходов (РНО), размещенная на официальном сайте регионального оператора.
     В судебном заседании представитель Компании поддержала доводы кассационной жалобы.
     Общество и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является управляющей организацией в отношении МКД, расположенных по                                   адресам: Санкт-Петербург, ул. Беринга, д. 25, корп. 1, лит. А и д. 27; корп. 2,                  лит. А. Ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
     Истцом во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                     «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), а также Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), в адрес ответчика направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в которой помимо прочего истец просил изложить пункт 4.1 Договора в редакции Компании, определив, что учет объема ТКО необходимо производить исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (письмо  от 27.12.2021 № 1664).
      Истцом от ответчика получено письмо от 01.04.2022 № Кол/2022-8449, к которому приложен проект Договора. В пункте 4.1 Договора региональный оператор предложил производить учет объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, а не из фактического объема ТКО, как было указано в заявке истцом.
     Истцом 06.05.2022 в адрес ответчика направлен мотивированный отказ (сопроводительное письмо от 06.05.2022 исх. № 3286) с изложением невозможности принятия отдельных пунктов проекта Договора в редакции ответчика, с приложением протокола согласования разногласий в целях внесения в Договор соответствующих изменений.
     От ответчика 27.07.2022 поступило письмо от 25.07.2022 № 3280, в котором он сообщил о невозможности принятия протокола согласования разногласий.
     Истцом 01.08.2022 повторно направлен мотивированный отказ от подписания проекта Договора с приложением протокола согласования разногласий.
     Считая, что региональный оператор уклоняется от урегулирования согласования разногласий по Договору, истец обратился в арбитражный суд с иском.
     Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части, а также оставивл без рассмотрения исковые требования в части урегулирования разногласий по пунктам 1.1, 8.1 Договора.
     Суд апелляционной инстанции, поддержав оставление без рассмотрения исковых требований в части урегулирования разногласий по пунктам 1.1, 8.1 Договора, изменил решение суда первой инстанции, приняв пункты 1.2, 1.3, 2.2, 3.1.1, 3.1.6, 3.2.1, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 5.1, 5.4, 6.2, 9.8 Договора в редакции регионального оператора.
         Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Учитывая, что разногласий по пунктам 1.1, 8.1 Договора при подготовке протокола разногласий Компанией не заявлялось, то есть условия данных пунктов не являлись спорными, суд первой инстанции оставил исковое заявление в части требования об урегулировании разногласий по данным пунктам  Договора без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ. Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усмотрел, возражений на данную часть судебных актов кассационная жалоба не содержит.
     В остальной части суд апелляционной инстанции исходил из следующего.  
     В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
     Разрешение судом спора об урегулировании разногласий по конкретным условиям договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
     В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
     В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
     В соответствии со статьей 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
     При этом императивное регулирование правовыми нормами правоотношений не предполагает возможности согласования сторонами иных правил, нежели в соответствии с предусмотренными законодательством.
     Таким образом, суд должен не только оценивать законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, но также учитывать и специфику правоотношений, возникших из данного договора, проверяя, в том числе предложенные сторонами редакции на предмет их соответствия императивно установленным требованиям действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
     В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными           не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
     Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами № 1156.
     Пункт 1.2 Договора идентичен пункту 2 Типовой формы договора и подлежит изложению в редакции регионального оператора.
     Пункт 1.3 Договора в редакции ответчика содержит информацию о способе складирования ТКО, которая исключается из текста Договора в случае принятия указанного пункта Договора в редакции Компании, что недопустимо. Редакция ответчика по пункту 1.3 Договора также соответствует Типовой форме договора.
     Пункт 2.2 Договора суд счел подлежащим изложению в редакции регионального оператора в соответствии с Типовой формой договора и жилищным законодательством Российской Федерации.
     Поскольку редакция истца по подпункту 3.1.1 Договора не соответствует Типовой форме договора, суд, отклоняя позицию стороны, обоснованно сослался на отсутствие правовых оснований для изложения указанного пункта Договора в редакции Компании.
     Требование дополнить Договор пунктом 3.1.6, согласно которому региональный оператор обеспечивает потребителя (по его заявке) контейнерами для накопления ТКО, отклонено.
     Пунктом 10 Правил № 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование осуществляется потребителями, в числе прочего, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
     Согласно пункту 13(1) Правил № 1156 региональный оператор ежегодно,                  не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
     Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
     Контейнеры и бункеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями (собственниками помещений в МКД), региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на его услугу. Таким образом, императивных требований в части обязанности несения региональным оператором расходов на приобретение контейнеров законом не предусмотрено. При этом Компания не спорит с обеспеченностью установленных по количеству контейнеров.  
      Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
     При этом собственники помещений в МКД согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
     В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления МКД относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
     В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
     Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003  № 170 (далее - Правила № 170), в числе прочих предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
     - установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
     - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
     Подпункт 3.2.1 Договора в редакции Общества в точности воспроизводит положения подпункта «а» пункта 12 Типовой формы договора, в связи с чем подлежит изложению в редакции ответчика.
     Подпункты 3.3.1, 3.3.2, 3.3.4, 3.3.5 Договора в редакции Общества в точности соответствуют положениям подпунктов «а», «б», «г», «д» пункта 13 Типовой формы договора, ввиду чего подлежат изложению в редакции ответчика.
     Подпункт 3.3.8 Договора соответствует разделу 3.1 Распоряжения Комитета                  от 01.07.2022 № 371-р, пункту 3.7.1 Правил № 170. Формулировка, использованная региональным оператором в подпункте 3.3.9 Договора, соответствует формулировке, использованной законодателем в пункте 13 (подпункт «г») Типовой формы договора. С учетом изложенного подпункт 3.3.9 подлежит изложению в редакции регионального оператора. Дополнительных,                  не предусмотренных законодательством ограничений, пункты 3.3.8, 3.3.9 Договора не содержат.
     В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) утвержден Распоряжением Комитета от 01.07.2022 № 371-р (далее - Порядок № 371-р).
     Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на недоказанность Компанией организации раздельного сбора ТКО в соответствии с Порядком                  № 371-р, и сделал правильный вывод об отсутствии оснований для принятия пункта 4.1 Договора в редакции истца.
     Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).
     При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ). Само по себе складирование в разные контейнеры отдельных видов ТКО без соблюдения правил раздельного накопления не свидетельствует об осуществлении отходообразователем раздельного накопления ТКО и о наличии права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
     Согласно пункту 4.3 Порядка № 371-р при организации раздельного накопления ТКО может применяться пофракционная система раздельного накопления ТКО и двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО.
     Несоблюдение потребителем утвержденного на территории                              Санкт-Петербурга порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 № 309-ЭС23-30257, от 20.06.2024                          № 301-ЭС24-53, от 20.08.2024 № 301-ЭС24-3666).
        Доводы истца об обратном основаны на неправильном истолковании норм материального права и не подтверждены документально. Доказательства того, что ответчик препятствовал осуществлению раздельного накопления ТКО, в материалы дела не представлены.
     Предложенные истцом редакции пунктов 5.1, 5.4 Договора  не соответствуют пунктам 16, 19 Типовой формы договора, ввиду чего подлежат изложению в редакции регионального оператора, которая воспроизводит положения указанных пунктов Типовой формы договора.
     Пункт 6.2 Договора в редакции ответчика воспроизводит положения пункта 22 Типовой формы договора.
     Ввиду того, что Закон № 89-ФЗ не содержит порядка исчисления размера неустойки в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с ТКО, для реализации защиты прав региональных операторов Правительство Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 3 названного закона, в рамках предоставленных ему полномочий установило порядок исчисления неустойки в пункте 22 Типовой формы договора.
     Пункт 22 Типовой формы договора определяет порядок взыскания неустойки региональным оператором с управляющей организации в МКД в связи с неисполнением договорных обязательств.
     Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 № АПЛ20-108 об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020  № АКПИ19-948 в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 22 формы Типового договора отказано, поскольку принятый Правительством Российской Федерации порядок исчисления размера неустойки не противоречит части 14 статьи 155  ЖК РФ, так как подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником ТКО на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, в том числе управляющей компанией.
     С учетом изложенного доводы истца о необходимости изложения пункта 6.2 Договора в редакции Компании правомерно отклонены, указанный пункт Договора изложен в редакции Общества.
     Как верно указал апелляционный суд, пункт 9.8 Договора и Приложения № 1, 2, 3 являются корреспондирующими ранее указанным пунктам Договора                       (3.1.1 и 4.1), которые приняты в редакции регионального оператора, а значит, и спорные положения подлежат принятию в редакции регионального оператора.
     Требования Компании в исследованной части являются либо произвольными, противоречащими нормам законодательства, либо дублирующими положения Типовой формы договора, а потому не обоснованными действительной защитой прав и законных интересов, исключением из Договора незаконных прав регионального оператора или незаконных обязанностей истца.
      Применение апелляционным судом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, было правомерным.
      Постановление № 671 согласно его пункту 4 вступает в силу с 01.09.2024, апелляционный суд изменил (путем изложения резолютивной части) решение суда от 06.08.2024. Представитель Компании подтвердила намерение обратиться к Обществу с предложением о заключении дополнительного соглашения к Договору либо заключении нового договора с учетом регулирования Постановления № 671.    
     Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с принятой апелляционным судом редакцией пункта 4.1 Договора и соответствующих условий приложений к Договору, аргументированных возражений в отношении иных требований не приведено (часть 1 статьи 286 АПК РФ).   
     Таким образом, обжалуемый судебный акт является по существу правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований                         статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
      Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности,                              не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
     Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта              отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                      Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                         от 11.12.2024 по делу № А56-114601/2022 оставить без изменения,                               а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уютный дом» - без удовлетворения.  

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян