Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Карсаковой И.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., при участии от Северо-Западной электронной таможни Лещенко О.Л. (доверенность от 27.01.2025 № 05-25/060), Брозоровой А.Л. (доверенность от 27.11.2024 № 05-25/103), от общества с ограниченной ответственностью «Тосол-Синтез Трейдинг» Киселевой И.В. (доверенность от 15.08.2023 № 173/23), рассмотрев 24.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2025 по делу № А56-72417/2023,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Тосол-Синтез Трейдинг», адрес: 606000, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Ватутина, д. 31А, каб. 25, ОГРН 1025201758471, ИНН 5249046147 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1 ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - СЗЭТ, Таможня), от 12.07.2023 по внесению изменений в декларацию на товары (далее - ДТ) № 10216170/210820/0217190, действий СЗЭТ по взысканию налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и понуждении Таможни возвратить 2 330 959,12 руб. излишне уплаченных таможенных платежей. Решением суда первой инстанции от 17.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 14.03.2025 решение суда от 17.04.2024 отменено, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 14.03.2025 отменить, решение от 17.04.2024 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, Общество, реализовав право на возмещение «входного» НДС в связи с подтверждением ставки 0 % уплаченного косвенного налога на внутреннем рынке при приобретении товаров, реализованных на экспорт, в случае реимпорта данных товаров, в отсутствие законодательно закрепленной возможности каких-либо корректировок ранее представленной в данной связи налоговой декларации, обязано возместить в бюджет ранее полученные денежные средства посредством уплаты непосредственно в таможенный орган. Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о недействительности оспариваемого решения таможенного органа ввиду отсутствия доказательств факта возмещения Обществу НДС, поскольку данный факт подтвержден представленными в материалы дела решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Нижегородской области (далее - Инспекция) о возмещении НДС, письмом Инспекции от 29.06.2023 № 14-17/006200, при этом Обществом не представлено документальное подтверждение информации из налоговых органов о невозмещении внутренних налогов при декларировании товаров либо об освобождении от их уплаты. В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу Таможни - без удовлетворения. В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и письменных пояснениях, а представитель Общества возражал против удовлетворения данной жалобы. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество с помощью услуг таможенного представителя ООО «Таможенно-Логистический оператор» (ОГРН 1109847047573, ИНН 7842444345; далее - ООО «ТЛО») в целях помещения под таможенную процедуру «экспорт» задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) № 10418010/120220/0036612, 10418010/070220/0032005, 10418010/060220/0030895, 10418010/280120/0020132, 10418010/060220/0030230 и вывезло с территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) товары № 1 - 5 «тормозная жидкость…». Впоследствии Общество в целях помещения под таможенную процедуру «реимпорт» задекларировало по ДТ № 10216170/210820/0217190 товар, частично непринятый покупателем и подлежащий возврату на территорию ЕАЭС, из товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру «экспорт» по перечисленным выше ДТ, и указало в графе 36 «Преференция» ДТ код «ООПП-ПП», который означает, что таможенная пошлина не уплачивается в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру, иную, чем таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), экспорта. Выпуск товара по таможенной процедуре «реимпорт» осуществлен 22.08.2020 без уплаты НДС. Таможенный орган провел проверку документов и сведений, представленных по ДТ № 10216170/210820/0217190, на предмет соблюдения порядка и условий предоставления освобождения от уплаты НДС, по результатам которой сделал вывод о неправомерности предоставления освобождения от уплаты НДС в отношении товаров, задекларированных по данной ДТ, предложил организовать внесение изменений в сведения, заявленные в указанную ДТ в установленном порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения», и взыскание НДС в размере 1 907 831,29 руб. по названной ДТ в установленном порядке с декларанта ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» и таможенного представителя ООО «ТЛО» солидарно (акт от 04.07.2023 № 10228000/205/040723/А1263). СЗЭТ принято решение от 12.07.2023 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/210820/0217190, в соответствии с которым 12.07.2023 оформлена корректировка декларации на товары № 1216170/210820/0217190/01 с внесением в графу 36 «Преференция» кода «ОО-ОО». Центральной энергетической таможней на основании решения СЗЭТ от 12.07.2023 в адрес Общества направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 13.07.2023 № 1006000/У2023/0000236 об уплате 2 330 959,12 руб., в том числе 1 907 831,29 руб. задолженности, 423 127,83 руб. пеней.; указанная сумма списана с единого лицевого счета Общества. Не согласившись с решением СЗЭТ от 12.07.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/210820/0217190, с действиями таможенного органа, направленными на взыскание НДС, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. Суд первой инстанции, установив, что Общество, заявляя освобождение от уплаты НДС при помещении товаров под таможенную процедуру «реимпорт» по ДТ № 10216170/210820/0217190, также заявило к возмещению НДС в налоговой декларации за II квартал 2020 года по экспортным отгрузкам по ДТ № 10418010/120220/0036612, 10418010/070220/0032005, 10418010/060220/0030895, 10418010/280120/0020132, 10418010/060220/0030230, при этом налоговым органом приняты положительные решения о возмещении НДС, согласился с приведенными таможенным органом аргументами об отсутствии оснований для освобождения Общества от уплаты НДС в рамках таможенной процедуры «реимпорт» по ДТ № 10216170/210820/0217190 и отказал в удовлетворении заявленных требований. По мнению суда первой инстанции, поскольку факт возврата Обществу НДС в связи с экспортом товара, который впоследствии был помещен под таможенную процедуру «реимпорт» по ДТ № 10216170/210820/0217190, подтвержден материалами дела, то в силу пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), части 2 статьи 175 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ), подпункта 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при помещении товаров под таможенную процедуру «реимпорт» Обществу необходимо уплатить суммы налога, от уплаты которых оно было освобождено, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров. Апелляционный суд, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела и с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 № 301-ЭС21-17334 по делу № А43-21664/2020, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Обществом требования. Так, апелляционным судом указано, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает по причине отсутствия реализации товара, и само по себе применение ставки НДС 0 % при экспорте товаров в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой не освобождение от уплаты НДС, а исчисление НДС по специальной ставке, и, соответственно, не приводит к возникновению обязанности по уплате НДС при реимпорте товаров. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. Согласно статье 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено названным Кодексом. База для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов. В статье 235 ТК ЕАЭС дано определение таможенной процедуре реимпорта - это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась: 1) таможенная процедура экспорта; 2) таможенная процедура переработки вне таможенной территории для завершения действия этой таможенной процедуры в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 184 ТК ЕАЭС; 3) таможенная процедура временного вывоза для завершения действия этой таможенной процедуры в соответствии с пунктом 1 статьи 231 ТК ЕАЭС. Одним из условий помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта является, в частности, возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством (подпункт 3 пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС) Согласно части 1 статьи 175 Закона № 289-ФЗ в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством. В свете изложенного при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ), при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 НК РФ). В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что Инспекция письмом от 29.06.2023 № 14-17/006200 подтвердила факт принятия решения о возмещении Обществу НДС по результатам проведения камеральной налоговой проверки обоснованности заявленного к возмещению НДС в налоговой декларации ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» за II квартал 2020 года на основании решений от 23.07.2020 № 115, от 24.09.2020 № 139, от 07.12.2020 № 180, от 24.12.2020 № 202 о включении экспортных отгрузок по ДТ № 10418010/120220/0036612, 10418010/070220/0032005, 10418010/060220/0030895, 10418010/280120/0020132, 10418010/060220/0030230 в поданную декларацию в связи с подтверждением ставки 0 % согласно пунктам 9, 10 статьи 165 НК РФ. Вместе с тем из письма налогового органа от 19.10.2023 № 14-20/009568@ следует, что в данном случае суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций по реализации на экспорт данных товаров, принимаются к вычету после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) независимо от момента определения налоговой базы по экспортируемым товарам, поскольку спорный товар «тормозная жидкость» не входит в Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466. В связи с чем Общество, осуществляющее экспорт несырьевых товаров, имеет право на вычет НДС по товарам, относящимся к указанному экспорту, не по дате подтверждения экспорта и сбора документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а с момента приобретения этих товаров и принятия их на учет. При этом Инспекция указала, что Общество по факту возврата товара иностранным покупателем и помещением товара под таможенную процедуру «реимпорт» осуществило корректировку налоговой базы при возврате товара в разделе 4 налоговой декларации по НДС за III квартал 2020 года по коду 1010447, скорректировав налоговую базу в размере 11 370 712 руб. В указанную корректировку включен реимпорт несырьевых товаров по спорным ДТ. Как указал налоговый орган (письмо Инспекции от 22.04.2024 № 14-12-ЗГ/1061@), у Общества не возникает обязательств по уплате НДС в связи с реимпортом товаров по спорным ДТ, экспортируемых ранее. Суд апелляционной инстанции, опираясь на информацию, предоставленную налоговым органом, пришел к правильному выводу об отсутствии у Общества обязанности по уплате в рассматриваемом случае косвенного налога. Кроме того, применительно к аргументам рассматриваемой кассационной жалобы суд апелляционной инстанции установил отсутствие со стороны таможенного органа доказательств, определенно указывающих на то, что при вывозе спорного товара по таможенной процедуре экспорта по ДТ № 10418010/120220/0036612, 10418010/070220/0032005, 10418010/060220/0030895, 10418010/280120/0020132, 10418010/060220/0030230 Обществу предоставлялось освобождение от уплаты НДС по смыслу статей 145, 145.1 НК РФ, либо исключение данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, либо возврат НДС в связи с экспортом товара. Кроме того, вывод апелляционного суда о том, что вопросы дальнейшей корректировки налогоплательщиком налоговой базы по НДС в связи с ввозом товара в режиме реимпорта, а также проверка обоснованности полученных налоговых вычетов, заявленных, в частности, в связи с экспортом товара, который впоследствии был возвращен по процедуре реимпорта, не относятся к компетенции таможенных органов (являются компетенцией налоговых органов), является правильным. Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования. При таких обстоятельствах апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Аргументы таможенного органа получили надлежащую правовую оценку апелляционным судом, не опровергают правомерности выводов апелляционного суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами апелляционного суда. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных апелляционным судом, а также сделанных им выводов. Вследствие чего, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2025 по делу № А56-72417/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
|