Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А42-2786/2024



489/2025-30967(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 июня 2025 года

Дело №

А42-2786/2024

     
     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С.,  Корабухиной Л.И.,
     рассмотрев 18.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 по делу № А42-2786/2024,
     

у с т а н о в и л:

     
     государственное областное автономное учреждение "Редакция газеты "Мурманский вестник" (ОГРН 1025100852226, ИНН 5191120400; далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области (ОГРН 1025100849806, ИНН 5190100401; далее - КСП, ответчик) от 16.01.2024 N 06-01/34.
     Решением суда от 30.10.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2025, заявленные требования удовлетворены.
     В кассационной жалобе КСП, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций, норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
     По мнению подателя жалобы, правовая оценка фактических обстоятельств в отношении спорного использования заявителем бюджетных средств дана судами в отсутствие правовых оснований отнесения материальной помощи к отпуску в качестве составной части системы оплаты труда , а также без надлежащей оценки источника финансирования таких выплат, установленного в Постановлении № 243-ПП, - субсидии на иные цели.
     Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Председателя КСП от 12.09.2022 N 37 (с изменениями от 24.10.2022 N 43), в соответствии с планом работы КСП на 2022 год, в период с 03.10.2022 по 31.10.2022 и с 14.11.2022 по 18.11.2022 в ГОАУ "Редакция газеты "Мурманский вестник" проведена проверка в рамках контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности использования в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года средств областного бюджета на информационное освещение деятельности органов государственной власти Мурманской области".
     В ходе проверки установлено, что в 2020 - 2021 годах, I полугодии 2022 года Министерством информационной политики Мурманской области ГОАУ "Редакция газеты "Мурманский вестник", как подведомственному учреждению, предоставлялись целевые средства в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - субсидия на государственное задание).
     Субсидия на государственное задание предоставлялась на основании заключенных соглашений:
     - от 17.01.2020 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 05.10.2020 N 2) с объемом финансового обеспечения на 2020 год в сумме 37 859,9 тыс. руб.;
     - от 18.01.2021 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 08.11.2021 N 4) с объемом финансового обеспечения на 2021 год в сумме 39 076,0 тыс. руб.;
     - от 14.01.2022 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 20.06.2022 N 2) с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 40 466,2 тыс. руб. (далее - соглашения).
     Учреждением на основании локальных нормативных актов в проверяемом периоде за счет средств субсидии на государственное задание работникам и руководителю производилась выплата материальной помощи к отпуску в размере двух должностных окладов.
     Кассовые расходы на выплату материальной помощи работникам учреждения (с учетом страховых взносов) составили 2 013 766 руб. 36 коп., в том числе: в 2020 году - 40 работникам в сумме 751 949 руб. 27 коп., в 2021 году - 40 работникам в сумме 780 693 руб. 78 коп., в 1 полугодии 2022 года - 26 работникам в сумме 481 123 руб. 31 коп.
     Кассовые расходы на выплату материальной помощи руководителю учреждения (с учетом страховых взносов) составили 238 806 руб. 72 коп., в том числе: в 2020 году - 76 732 руб. 07 коп., в 2021 году - 79 085 руб. 17 коп., в 1 полугодии 2022 года - 82 989 руб. 48 коп.
     По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 18.11.2022.
     Усмотрев в действиях учреждения нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), раздела II Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных областных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 392-ПП, пункта 5 Постановления N 243-ПП и пунктов 1.7 и 6.1 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных областных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением N 243-ПП (далее - Положение о системе оплаты труда), выразившееся в направлении средств субсидии на государственное задание в общей сумме 2 252 573 руб. 08 коп., предусмотренных на оплату труда работников учреждения, на осуществление выплат социального характера, КСП вынесла представление от 03.02.2023 N 06-01/61, которым возложила на заявителя обязанность по принятию мер по возврату в областной бюджет средств субсидии на выполнение государственного задания, использованных не по целевому назначению, в срок до 17.03.2023.
     В связи с частичным исполнением в установленный срок представления от 03.02.2023 N 06-01/61, КСП вынесла предписание от 16.01.2024 N 06-01/34, которым обязала учреждение в срок до 19.04.2024 принять меры по восстановлению (возврату) в областной бюджет средств субсидии на выполнение государственного задания, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 400 000 руб.
     Не согласившись с вынесенным предписанием, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
     Суд первой инстанции удовлетворил заявленные учреждением требования.
     Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
     Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
     При вынесении представления от 03.02.2023 N 06-01/61, а впоследствии и предписания от 16.01.2024 N 06-01/34 в связи с нецелевым использованием учреждением бюджетных средств, предоставленных соглашениями в виде субсидии на государственное задание, КСП исходила из того, что Положением о системе оплаты труда материальная помощь не включена в составную часть установленного перечня выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных областных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, то есть материальная помощь не относится к системе оплаты труда.
     В силу статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
     Согласно пункту 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
     Постановлением Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 392-ПП утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных областных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение N 392-ПП).
     Согласно пункту 15 раздела II Положения N 392-ПП перечень затрат на выполнение работы устанавливается исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении областных бюджетных и (или) автономных учреждений, главным распорядителем средств областного бюджета, в ведении которого находятся областные казенные учреждения, с учетом общих требований.
     Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ государственными областными учреждениями, подведомственными Министерству информационной политики Мурманской области, утвержден приказом Министерства от 02.07.2020 N 79.
     В соответствии с методикой расчета, определенной названным Порядком в части оплаты труда, в нормативных затратах учтены затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с выполнением государственных работ, так и необходимых для обеспечения деятельности учреждения в целом.
     Постановлением N 243-ПП утверждено Положение о системе оплаты труда.
     Согласно пункту 5 Постановления N 243-ПП (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) финансовое обеспечение расходных обязательств Мурманской области, связанное с реализацией настоящего постановления, осуществляется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, субсидий на иные цели в части выплат социального характера, направляемых на оплату труда, средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области и средств от иной приносящей доход деятельности.
     В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
     Как следует из материалов дела, в рамках предоставленных полномочий, закрепленных уставом ГОАУ "Мурманский вестник" и действующим законодательством, учреждение наделено правом самостоятельно распоряжаться денежными средствами.
     В проверяемый период система оплаты труда в учреждении была установлена Положением N 60.
     В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 Положения N 60 работникам учреждения, не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, один раз в год выплачивается материальная помощь к отпуску в размере двух окладов (должностных окладов), установленных на дату начала отпуска.
     Таким образом, материальная помощь и дополнительные гарантии заместителям руководителя и главному бухгалтеру выплачиваются в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего положения (пункт 7.4 Положения N 60).
     Аналогичное Положение об оплате труда работников ГОАУ "Редакция газеты "Мурманский вестник" утверждено приказом ГОАУ "Редакция газеты "Мурманский вестник" от 08.09.2021 N 71.
     Как правильно отмечено судами обеих инстанций, вопреки доводам КСП, Постановление N 243-ПП в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, относило субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели в части выплат социального характера, направляемых на оплату труда, к расходным обязательствам Мурманской области, связанным с реализацией настоящего Постановления.
     При этом судами учтено, что при начислении стимулирующей надбавки учреждение не вышло за рамки установленного минимального и максимального размера выплат.
     С учетом изложенного доводы КСП основаны на неверном понимании норм права, поскольку учреждением не допущено нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем суды обеих инстанций правомерно признали недействительным представление КСП от 16.01.2024 N 06-01/34 как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы учреждения.
     Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
     С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
     При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

     
п о с т а н о в и л:

     
     решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2025 по делу № А42-2786/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева


Судьи


Е.С. Васильева

Л.И. Корабухина