Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



2

А56-72434/2024



039/2025-31034(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2025 года

Дело №

А56-72434/2024


     Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2025 года.
     Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2025 года.


     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Салтыковой С.С.,
     рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 по делу № А56-72434/2024,

у с т а н о в и л:

     Общество с ограниченной ответственностью «Русмаркет», адрес: 123112, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, Пресненская наб., д. 12, оф. А34, ОГРН 1142315003203, ИНН 2315188335 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета от 28.05.2024 № 05-15-22776/24-0-0 об отказе в заключении договора на размещение объекта, размещение которого может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 0,05 км юго-западнее дома 31, корп. 2, лит. А; обязании Комитета в течение пяти календарных дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта без проведения аукциона согласно заявлению Общества от 26.04.2024 № 1111-40 в отношении указанного выше земельного участка.
     Решением от 14.10.2024 заявленные требования удовлетворены.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 данное решение оставлено без изменения.
     Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, использование испрашиваемого земельного участка, представленного территорией с зелеными насаждениями (газоном), в заявленных целях нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 396-88).
     Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
     Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.   
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
     Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 26.04.2024 № 1111-40 о заключении с ним договора на размещение на части площадью 16 кв. м земельного участка (в границах контура в соответствии с прилагаемой схемой) в кадастровом квартале 78:12:0006302 объекта - наземного сооружения связи, представляющего опору связи высотой 29 м, являющегося объектом движимого имущества, сроком на три года.
     В заявлении указано, что ранее с Обществом был заключен договор от 28.07.2021 № 13/ЗР-00590/2021 на размещение в том же месте объекта связи сроком на три года.
     По результатам рассмотрения заявления Комитет принял решение от 28.05.2024 № 05-15-22776/24-0-0 об отказе в заключении договора на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 521-118 «О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» (далее - Закон № 521-118), поскольку испрашиваемая территория представлена территорией с зелеными насаждениями (газоном); использование земельного участка в заявленных целях повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений на рассматриваемой территории зеленых насаждений.
       Общество, считая, что оснований для отказа в размещении опоры связи на испрашиваемой территории не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
     В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
     Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом             № 521-118.
     В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
     Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона.
     Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона № 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Решение Комитета мотивировано расположением испрашиваемого участка в границах территории с зелеными насаждениями (газона).
     Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом № 396-88.
     Согласно статье 2 данного Закона территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе:
     - территории зеленых насаждений общего пользования - находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц;
     - территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга;
     - территории зеленых насаждений ограниченного пользования;
     - территории защитных лесов;
     - территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий.
     Согласно статье 15 этого Закона перечень территорий зеленых насаждений общего пользования утверждается законом Санкт-Петербурга. Границы территорий зеленых насаждений общего пользования отображаются на картах (схемах) с точностью, соответствующей масштабу карты (схемы), на которой они отображены.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
     Во исполнение пункта 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования (далее - Правила).
     Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. В силу пункта 3 Правил на территориях зеленых насаждений запрещается размещать объекты капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством).
     Комитет, ссылаясь в обоснование отказа в заключении с Обществом договора на размещение объекта связи на спорном участке на законодательство, регулирующее использование территорий зеленых насаждений, не представил применительно к статье 15 Закона № 396-88 доказательства нахождения испрашиваемого участка в пределах территорий зеленых насаждений, на которые распространяется особый правовой режим.
     Приведенными выше положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение на территории зеленых насаждений антенно-мачтового сооружения связи, являющегося движимым имуществом. Достаточные доказательства того, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на испрашиваемой территории заявленной площадью и на определенных в заявлении условиях окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, а также приведет к невозможности использования соответствующей территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ также не представил.   
     Кроме того, ранее на основании решения Комитета от 08.07.2021             № 590-ИЗУ/Д между Комитетом и Обществом уже был заключен договор от 28.07.2021 № 13/ЗР-00590/2021 на размещение в том же месте объекта связи с такими же параметрами сроком на три года. Изменение характеристик испрашиваемого участка к моменту обращения Общества в апреле 2024 года и на дату принятия Комитетом оспариваемого решения последний не обосновал.
     При таком положении суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные требования Общества.
      Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
     Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2025 по ходатайству Комитета исполнение решения было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 по делу № А56-72434/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
     Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2024 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2025 по настоящему делу отменить.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

А.В. Кадулин
 С.С. Салтыкова