Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Василецкой Ю.А. (доверенность от 10.01.2025), рассмотрев 18.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025 по делу № А56-92991/2023, установил:
Администрация муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», адрес: 187780, Ленинградская обл., г. Подпорожье, пр-т, Ленина, д. 3, ОГРН 1054700399192, ИНН 4711007000 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), о понуждении Комитета внести изменения в государственный лесной реестр (далее - Реестр), исключив из Реестра сведения о наличии городских лесов на землях населенных пунктов муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» (далее - муниципальное образование). Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624, и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр-т, д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент). Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025, в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 05.08.2024, постановление от 06.03.2025 и вынести по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований Администрации. По мнению подателя жалобы, суды оставили без должной оценки приводимый Администрацией довод об отсутствии документов, подтверждающих фактическое наличие спорных лесов на территории муниципального образования, что является основанием для внесения соответствующих изменений в Реестр. Кроме того, Администрация обращает внимание, что акт несоответствия данных Реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение Реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным лицом, при этом органы местного самоуправления не наделены полномочиями по составлению и утверждению такого акта. В дополнении к кассационной жалобе от 04.06.2025 Администрация отмечает, что с 01.01.2025 вступили в силу изменения в лесное законодательство, согласно которым статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), содержащая требования к ведению Реестра, утратила силу; в целях ведения Реестра создается федеральная государственная информационная система лесного комплекса, оператором которой является Федеральное агентство лесного хозяйства, уполномоченное на ведение Реестра, в связи с чем указанное лицо должно быть привлечено к участию в настоящем деле. Податель жалобы отмечает, что в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса сведения о городских лесах, расположенных на территориях населенных пунктов Подпорожского городского поселения, Вознесенского городского поселения, Важинского городского поселения, Никольского городского поселения, Винницкого сельского поселения Ленинградской области, отсутствуют на публичной лесной карте. Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в которой уведомил, что полномочия по приведению сведений Реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости после 01.01.2025 продолжают осуществлять уполномоченные органы субъектов Российской Федерации. Также Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В судебном заседании представитель Комитета возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как усматривается из материалов дела, Комитет по запросу Администрации представил последней сведения из Реестра по состоянию на 01.01.2023 (форма № 3-ГРЛ), согласно которым в границах населенных пунктов Подпорожского муниципального района Ленинградской области расположены городские леса площадью 2630 га. Администрация письмом от 04.05.2023 № ИСХ-01-3775/2023 обратилась в федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (далее - ФГБУ «Рослесинфорг») с запросом о предоставлении имеющихся картографических материалов, материалов лесоустройства, а также информации о местоположении и площади земельных участков, на которых располагаются городские леса в границах муниципального образования. Согласно ответу ФГБУ «Рослесинфорг» от 18.05.2023 № 99/04-2635 в его базе данных такие сведения отсутствуют. Аналогичный запрос также был направлен Администрацией (письмо от 04.05.2023 № ИСХ-01-3773/2023) в Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое такие сведения не представило (ответ от 18.05.2023 № ВС-04-27/11477). Департамент запрос Администрации по возникшему вопросу (письмо от 04.05.2023 № ИСХ-01-3774/2023) передал по подведомственности Комитету (ответ от 19.05.2023 № 6557/05). Публично-правовая компания «Роскадастр» на обращение Администрации от 30.05.2023 № вх-ГФД/01170/23 о предоставлении в пользование документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, письмом от 31.05.2023 № ГФД/01020/23 также сообщила об отсутствии в государственном фонде запрашиваемых документов. Исходя из указанных обстоятельств, Администрация обратилась в Комитет с заявлением об исключении из Реестра информации о наличии в границах населенных пунктов муниципального образования городских лесов площадью 2630 га. Письмом от 22.03.2023 № 02-4780/2023 Комитет отказал во внесении испрашиваемых изменений в Реестр, что послужило Администрации основанием для обращения в арбитражный суд с требованием, рассматриваемым по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций отказали Администрации в удовлетворении заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего. Частью 3 статьи 116 ЛК РФ установлен запрет на изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади. В соответствии с частью 1 статьи 91 ЛК РФ (утратившей силу с 01.01.2025) Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В Реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). Ведение Реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 названного Кодекса). Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в Реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в Реестр и ее изменение, утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 11.11.2013 № 496 (далее - Перечень № 496). Приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 491 утвержден Порядок ведения Реестра (далее - Порядок № 491; действовавший в спорном периоде). В соответствии с пунктом 12 Порядка № 491 изменение документированной информации, внесенной в Реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение Реестра, в случаях: - выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в Реестре, их фактическому состоянию; - обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение Реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 названного Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу. В силу пункта 13 Порядка № 491 уполномоченный орган, осуществляющий ведение Реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в Реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 названного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Согласно пункту 2.1.3 Перечня № 496 одним из документов, являющихся основанием для внесения документированной информации в Реестр и ее изменения, является акт несоответствия данных Реестра натурному обследованию (форма 3). Основанием для оформления указанного акта и внесения в него документированной информации является первичная документация, приведенная в пункте 2.2 Перечня № 496, в том числе решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (подпункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (подпункт 2.2.3), лесоустроительная документация (подпункт 2.2.9), судебные акты (подпункт 2.2.10). Акт несоответствия данных Реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в Реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (пункт 4.3 Перечня № 496). Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, отклонили довод Администрации о недостоверности сведений Реестра в отношении городских лесов на территории муниципального образования, как не нашедший своего подтверждения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями статьи 91 ЛК РФ, пункта 2.1.3 Перечня № 496, пунктов 12 и 13 Порядка № 491 и обоснованно исходили из того, что в отсутствие акта несоответствия данных Реестра натурному обследованию оснований для внесения изменений в Реестр не имеется. Относительно довода подателя кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства следует отметить, что в силу части 2 статьи 41 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений», части 3 статьи 93.1 ЛК РФ ведение Реестра осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Ведение Реестра осуществляется в электронной форме на основании федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. Оснований полагать, что обжалуемыми судебными актами затрагиваются права и законные интересы Федерального агентства лесного хозяйства, не имеется. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, а свидетельствуют лишь о несогласии сторон с оценкой доказательств, данной судами, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2025 по делу № А56-92991/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» - без удовлетворения.
|