Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В., при участии от государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» Чугункова П.И. (доверенность от 26.12.2024), от акционерного общества «Концерн «Гранит-Электрон» Кравец Ж.В. (доверенность от 22.01.2025), рассмотрев 19.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Концерн «Гранит-Электрон» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-43485/2024, у с т а н о в и л: Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга», адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская улица, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Концерн «Гранит-Электрон», адрес: 191014, Санкт-Петербург, Госпитальная улица, дом 3, ОГРН 5067847016782, ИНН 7842335610 (далее - Общество), о взыскании 1 340 417 руб. 56 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ), по договору от 21.07.2014 № 12-859111-О-ВО (далее - Договор № 1) за период с 01.01.2024 по 31.01.2024 и 16 652 руб. неустойки, начисленной за период с 16.03.2024 по 01.04.2024 с ее последующим начислением с 02.04.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании частей 6.2 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), 56 158 руб. 92 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, по договору от 13.10.2014 № 31-569433-О-ВО (далее - Договор № 2) за период с 01.01.2024 по 31.01.2024 и 534 руб. неустойки, начисленной за период с 20.03.2024 по 01.04.2024 с ее последующим начислением с 02.04.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании частей 6.2 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Закона № 416-ФЗ. Решением от 11.11.2024, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2025, иск удовлетворен в заявленном размере. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 11.11.2024 и постановление от 20.02.2025, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, по Договору № 1 Предприятие необоснованно начислило плату за негативное воздействие на работу ЦСВ на основании абзаца четвертого пункта 116(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), поскольку план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод Общество выполнило в установленные сроки; в рамках Договора № 2 Предприятие начислило плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в нарушение законодательных норм, в то время как расчет необходимо было выполнять исходя из среднеарифметической концентрации, зафиксированной на каждом из выпусков в ЦСВ; отбор проб, передача их для дальнейших испытаний федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (далее - Учреждение) осуществлены с существенными нарушениями установленных требований; протоколы испытаний от 05.12.2023 № 11203.23.В и № 11189.23.В составлены с нарушением подпункта «а» пункта 7.8.3.1 «ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.07.2019 № 385-ст), пункта 23.3 Критериев аккредитации лабораторий, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2020 № 707, подпункта «а» пункта 4 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.10.2020 № 704. Также Общество ссылается на то, что в материалы дела не представлены доказательства того, что оно в результате своей производственно-хозяйственной деятельности превысило предельно допустимые концентрации вредных веществ. В отзыве на кассационную жалобу Предприятие против ее удовлетворения возражает. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Предприятия против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Общество (абонент) 21.07.2014 заключили Договор № 1, 13.10.2014 - Договор № 2, по условиям которых организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему состава отводимых в ЦСВ сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в Договорах (пункт 1 Договоров). Согласно приложениям № 1, 2 к Договору № 1 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности является точка присоединения к колодцу № 12/24 согласно схеме, закрепленной в приложении № 4 к Договору № 1. Согласно приложениям № 1, 2 к Договору № 2 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности являются точки присоединения к колодцам № 4, 4', 34, 2(33а), 2м, 3(38) согласно схеме, закрепленной в приложении № 4 к Договору № 2. В акте разграничения эксплуатационной ответственности по Договору № 1 (приложение № 2 к названному Договору) установлены границы ответственности по канализационным сетям и определен контрольный колодец - № 182 (к-19) (вид канализационной сети - общесплавная); адрес выпуска: Санкт-Петербург, Зольная улица. В акте разграничения эксплуатационной ответственности по Договору № 2 (приложение № 2 к названному Договору) установлены границы ответственности по канализационным сетям и определены контрольные колодцы - № 4, 4', 34, 2(33а), 2м, 3(38) (вид канализационной сети - общесплавная); адрес выпусков: Санкт-Петербург, Госпитальная улица. В приложении № 3 к Договору № 1 указан объект приема сточных вод - площадка № 5, расположенная по адресу: 193091, Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, дом 6, литеры А, Б, В, М, Н, О, П, С, Т, У, Ф, Э, Ю, Я, АВ, АЖ, АЗ, АИ, АК; максимальный расход сточных вод (часовой) для объекта - 15,86 куб. м/ч. В приложении № 3 к Договору № 2 указан объект приема сточных вод - площадка № 1 (Институт), расположенная по адресу: 191014, Санкт-Петербург, Госпитальная улица, дом 3, литеры А, Б, В, Г, Д; Фуражный переулок, дом 3, литеры Е, Ж, К, Л, Р; максимальный расход сточных вод (часовой) для объекта -3,98 куб. м /ч. Из приложения № 4 к Договору № 1 следует, что стороны согласовали расположение места отбора проб - контрольный колодец № 182 (к-19). Из приложения № 4 к Договору № 2 следует, что стороны согласовали расположение места отбора проб - контрольные колодцы № 15, 76, 21, 33, 72. Предприятием в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 (далее - Правила № 728), на объектах водоотведения по Договорам № 1, № 2 22.11.2023 произведен отбор проб сточных вод абонента, о чем составлены акты от 22.11.2023 № 404936-201123-02 и № 404934-201123-01. Отобранные пробы сточных вод Предприятие передало для исследования в Учреждение по актам приема-передачи от 28.11.2023 № 11203.23.В, № 11191.23.В и № 11189.23.В. По результатам исследования проб, отобранных в рамках Договора № 1, выявлены значения фактической концентрации, превышающие в 2 и более раза значения, заявленные в декларации о составе и свойствах сточных вод, по железу, фенолам, фосфору общему, о чем составлен протокол испытаний от 05.12.2023 № 11203.23.В. По результатам исследования проб, отобранных в рамках Договора № 2, выявлены значения фактической концентрации, превышающие в 2 и более раза значения, заявленные в декларации о составе и свойствах сточных вод, по синтетическим поверхностно-активным веществам (анионным), азоту общему, железу, жирам, марганцу, меди, нефтепродуктам, фосфору общему, цинку, о чем составлены протоколы испытаний от 05.12.2023 № 11191.23.В и № 11189.23.В. Предприятие 07.12.2023 сообщило уведомлениями № исх-06280/080 Обществу о результатах проведенных анализов проб сточных вод, приложив к уведомлениям выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод. На основании указанных результатов испытаний Предприятие произвело расчет удельной величины платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и выставило Обществу счета-фактуры от 29.12.2023 № 5111550330, от 28.02.2024 № 5156020251 с расшифровками к счетам. В рамках досудебного урегулирования спора Предприятие направило в адрес Общества претензию от 19.03.2024 № 363-04-02-18319/24 с требованиями о погашении задолженности в добровольном порядке. Оставление претензионных требований без удовлетворения и неуплата задолженности послужили основанием для начисления неустойки и обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, удовлетворил иск в заявленном размере, признав его обоснованным по праву и размеру. Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Закона № 416-ФЗ, а также Правилами № 644 и Правилами № 728. Согласно части 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. Согласно пункту 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Из пункта 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил № 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ. Согласно пункту 22 статьи 2 Закона № 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах. Если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ (часть 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, подпункты «ж», «и» пункта 35 Правил № 644). В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов). Согласно подпункту «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами. Согласно пункту 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил № 644. В соответствии с пунктом 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В соответствии с пунктом 2 Правил № 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в ЦСВ (канализации) (далее -фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленным Правилами № 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ. В силу пункта 3 Правил № 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем: а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в ЦСВ веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в ЦСВ в соответствии с Правилами № 644, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб; б) отбора проб сточных вод; в) анализа отобранных проб сточных вод. Раздел VII Правил № 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ. Пунктом 118 Правил № 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 этих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены этими Правилами. Согласно пункту 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации вынесено решение от 16.12.2020 № АКПИ20-722 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим подпункта «б» пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728. В указанном решении отмечается, что положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента. Общество ссылается на то, что Предприятие необоснованно применило при расчете платы за негативное воздействие на работу ЦСВ по Договору № 1 коэффициент 2 на основании абзаца четвертого пункта 116(4) Правил № 644, поскольку план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод Общество выполнило в установленные сроки. Названный довод был подробно рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен на основании следующего. В силу пункта 115 Правил № 644 абоненты, допустившие по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) нарушение требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 названных Правил, или неоднократное грубое превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций по одному и тому же загрязняющему веществу (показателю), а также указавшие в декларации фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или фактические показатели свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 113 Правил № 644, обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение. В силу пункта 116 Правил № 644 план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод должен предусматривать реализацию одного или нескольких следующих мероприятий: а) строительство или модернизация локальных очистных сооружений, а также очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам; б) создание систем оборотного водоснабжения; в) внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод; г) передача сточных вод для очистки специализированным организациям по договору на очистку сточных вод; д) заключение договора, предусмотренного пунктом 114 Правил № 644. В соответствии с пунктом 116(3) Правил № 644 подтверждающими документами выполнения плана могут являться: договоры на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе на приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ, услуг и иных мероприятий, предусмотренных планом по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, с начала его реализации; документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств, разрешения на их ввод в эксплуатацию и (или) акты ввода объектов основных средств в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры. Согласно пункту 116(5) Правил № 644 по окончании каждого этапа плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проводит проверку реализации его мероприятий и при необходимости запрашивает у абонента документы, подтверждающие реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод. В соответствии с абзацем четвертым пункта 116(4) Правил № 644 в случае невыполнения абонентами мероприятий утвержденного плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в предусмотренные планом (этапом плана) сроки к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной в соответствии с Правилами № 644, дополнительно применяется коэффициент 2. Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, для объекта водоотведения, согласованного сторонами в Договоре № 1, Предприятие письмом от 23.04.2021 № Исх01625/080 согласовало план, предусмотренный пунктом 115 Правил № 644. Названный план включает в себя два этапа мероприятий: разработку проекта по установке локальных очистных сооружений с реконструкцией (ремонтом) участка ливневой канализации сроком выполнения до 31.05.2022; установку локальных очистных сооружений с реконструкцией (ремонтом) участка ливневой канализации сроком выполнения до 30.09.2023. Первый этап плана выполнен в срок. В адрес Предприятия представлен отчет о его выполнении с подтверждающей документацией. Проектной документацией ответчика (первый этап плана) был определен участок канализационной сети для реконструкции (от колодца № 62 до колодца № 161) и предусмотрена установка в дождевых колодцах 4 локальных очистных сооружений по типу фильтр-патронов. В присутствии представителя Общества 05.09.2023 проведено обследование с целью проверки выполнения мероприятий плана. По состоянию на 05.09.2023 работы по перекладке канализационных сетей с устройством железобетонных канализационных колодцев выполнены частично (от колодца № 62 до колодца № 32). Работы по перекладке участка сети от колодца № 32 до колодца № 161 не выполнены. Фильтр-патроны в дождевых колодцах не установлены. Повторное обследование с целью проверки выполнения мероприятий плана было проведено 18.06.2024. По результатам указанного обследования составлен акт от 18.06.2024, который также зафиксировал, что работы по перекладке канализационных сетей с устройством железобетонных канализационных колодцев выполнены частично (от колодца № 62 до колодца № 32); работы по перекладке участка сети от колодца № 32 до колодца № 161 не выполнены; установлен один фильтр-патрон в колодце № 58; техническая документация на установленный фильтр-патрон не представлена. Таким образом, довод Общества о выполнении мероприятий плана в срок до 30.09.2023 опровергается материалами дела. Довод Общества о неверном определении Предприятием размера долга по Договору № 2 был подробно рассмотрен апелляционным судом и обоснованно им отклонен на основании пунктов 123, 123(1) Правил № 644, а также разъяснений, данных в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2017 № 18063-АЧ/04, с учетом того, что согласно условиям названного Договора водоотведение от объекта «Площадка № 1 (Институт)» осуществляется по пяти выпускам: № 1, 2, 3, 4 и 7; выпуски № 4 и № 5 заглушены (приложение № 2 к Договору № 2); приборы учета сточной воды на выпусках отсутствуют; баланс водопотребления и водоотведения отсутствует; согласно акту отбора проб от 22.11.2023 № 404934-201123-01 отбор проб произведен на выпусках № 1, № 2 и № 3. Исследовав и оценив материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Предприятием соблюдены требования действующих нормативных правовых актов при отборе проб, их хранении и транспортировке. Отклоняя довод Общества о нарушении Учреждением процедуры проведения анализа проб сточных вод, апелляционный суд верно указал, что указанные возражения Общества направлены на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ; в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации доводы о пороках актов отбора и протоколов анализа проб, о формальном оспаривании процедуры отбора проб и иные возражения, направленные на освобождение от компенсации негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ, без надлежащего опровержения результатов анализа не могут признаваться обоснованными; такие возражения не влияют на исход дела и не влекут отмену судебных актов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2016 № 304-ЭС16-1525, от 30.09.2016 № 306-ЭС16-12205). Апелляционный суд обосновано указал, что ни Правилами № 728, ни нормативными документами, устанавливающими конкретную методику проведения испытаний, не предусмотрены требования по указанию в протоколах испытаний информации об условиях окружающей среды, напряжении электрической сети и тому подобное, как на то указало Общество. Разделом IV Правил № 728 предусмотрен специальный способ опровержения абонентом результатов анализа контрольных проб, использование которого позволяет объективно установить состав сточных вод и разрешать споры сторон. Пункт 33 Правил № 728 предоставляет абоненту право при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, заявить о необходимости осуществить параллельный отбор проб сточных вод, при этом абонент обязан осуществить анализ параллельной пробы в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, на месте отбора проб сточных вод осуществляет разделение отобранной пробы на контрольную, параллельную и резервную, а результат контроля состава и свойств сточных вод определяется как среднее арифметическое значение результатов анализов контрольной и параллельной проб либо резервной пробы и одной из проб (контрольной или параллельной), результаты которой по сравниваемому показателю менее отличаются от результатов анализа резервной пробы (пункты 34-45 Правил № 728). Как верно указано апелляционным судом, в настоящем деле Общество вправе было воспользоваться правом параллельного отбора проб сточных вод с целью опровержения результатов исследования Предприятия, однако этого Общество не сделало, лишив себя эффективного способа защиты своих прав. На основании вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование Предприятия о взыскании 1 340 417 руб. 56 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, по Договору № 1 за период с 01.01.2024 по 31.01.2024, 56 158 руб. 92 коп. задолженности за прием сточных вод и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, по Договору № 2. Установив, что ответчик своевременно плату за негативное воздействие на работу ЦСВ не внес, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и частью 6.2 статей 13 и 14 Закона № 416-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным требование истца о взыскании с ответчика 16 652 руб. неустойки, начисленной по Договору № 1 за период с 16.03.2024 по 01.04.2024, с ее последующим начислением с 02.04.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании частей 6.2 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Закона № 416-ФЗ, 534 руб. неустойки, начисленной по Договору № 2 за период с 20.03.2024 по 01.04.2024 с ее последующим начислением с 02.04.2024 по дату фактического исполнения основного обязательства на основании частей 6.2 статей 13 и 14, а также части 2 статьи 15 Закона № 416-ФЗ. В части взыскания неустойки кассационная жалоба обоснованных доводов не содержит. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск. Иное толкование Обществом действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2025 по делу № А56-43485/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Концерн «Гранит-Электрон» - без удовлетворения.
|