Справочная служба: +7 (812) 312-82-96
Телефон доверия: +7 (812) 314-17-92



5

А56-47961/2024



997/2025-31366(4)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190121
http://fasszo.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 июня 2025 года

Дело  №

А56-47961/2024

     Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нестерова С.А., судей Захаровой М.В.,              Чуватиной Е.В.,
     при участии от Санкт-Петербургской общественной организации «Общественно-культурный центр «На Пушкинской» представителя Мальцевой Е.В. (доверенность от 26.04.2024),
     рассмотрев 10.06.2025 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 по делу № А56-47961/2024,

у с т а н о в и л:

     Санкт-Петербургская общественная организация «Общественно-культурный центр «На Пушкинской», адрес: 191040, Санкт-Петербург, Пушкинская ул., д. 9, ОГРН 1037858023280, ИНН 7825351757 (далее - Организация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076  (далее - Комитет), о признании недействительным акта сверки взаимных расчетов за период с 24.06.2023 по 24.01.2024 по договору аренды от 24.06.2003 № 10-А186379 (далее - Договор), признании незаконными действий Комитета по одностороннему изменению условий Договора, обязании Комитета сделать перерасчет размера арендной платы с учетом применения коэффициента социальной значимости менее единицы за весь спорный период с 17.06.2022 по настоящее время включительно, аннулировать образовавшуюся задолженность, в том числе пени за весь спорный период - с 17.06.2022 по настоящее время включительно, представить новый акт сверки взаимных расчетов.
     Решением от 10.10.2024 признаны незаконными действия Комитета по одностороннему изменению условий Договора, на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Организации и пересчитать размер арендной платы с учетом применения коэффициента социальной значимости, установленного условиями Договора; в остальной части иска отказано; с Комитета в пользу Организации взыскано                3 000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
     Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 решение от 10.10.2024 оставлено без изменения.
     В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.10.2024 и постановление от 13.03.2024 в части удовлетворенных требований, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судами не приняты во внимание доказательства, подтверждающие факт использования Организацией помещения не под социально значимый вид деятельности; ни условиями Договора, ни действующим законодательством не предусмотрена возможность повторного установления льготного коэффициента арендной платы после возобновления арендатором осуществления социально значимого вида деятельности.
     В отзыве на кассационную жалобу Организация просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
     В судебном заседании представитель Организации просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
     Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
     Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
     Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2009 № 2), заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественником Комитета; арендодателем) и Организацией (арендатором), Организации передано во временное владение и пользование нежилое помещение № 5-Н по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинская ул., д. 9, лит. А, на срок до 21.05.2012.
     Помещение передано Организации для использования под центр по работе с населением (пункт 1.1 Договора) с применением льготы по арендной плате в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 03.09.1997 № 149-51 «О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург» (далее - Закон № 149-51).
     Согласно пункту 2.2.1 Договора арендатор принял на себя обязательство использовать объект в соответствии с пунктом 1.1 Договора и установленными законодательством нормами и правилами использования зданий (помещений).
     Поскольку центр по работе с населением относится к организациям, перечисленным в строке под номером 2 таблицы в пункте 6 «Значения коэффициентов социальной значимости (Кс)» статьи 5-1 Закона  № 149-51, арендная плата за спорное помещение определена с применением коэффициента социальной значимости 0,1.
     Согласно пункту 3.1 Договора арендная плата с применением коэффициента социальной значимости менее единицы с учетом НДС составила 698,21 руб. в год за 1 кв.м.
     Как следует из абзаца третьего пункта 3.1 Договора, при отсутствии подтверждения осуществления арендатором преимущественно социально значимого вида деятельности, когда такое подтверждение необходимо по законодательству Санкт-Петербурга, за соответствующий период аренды (квартал или месяц - пункт 3.4 Договора) размер арендной платы за пользование объектом составит полную рыночную ставку арендной платы с применением коэффициента социальной значимости, равного единице.
     Согласно примечанию к строке номер 2 таблицы в пункте 6 статьи 5-1 Закона № 149-51 арендатор должен использовать под данный вид деятельности не менее 70% площади арендуемого здания (помещения).
     Если в процессе осуществления социально значимого вида деятельности арендатор перестает соответствовать этому требованию, соответствующий коэффициент социальной значимости не применяется, а арендная плата рассчитывается и взыскивается в полном объеме, а для объектов нежилого фонда, составляющих фонд объектов, предназначенных для предоставления в аренду в целях осуществления деятельности по организации креативной деятельности, - в соответствии с методикой в случае, если размер арендной платы, определенный по результатам торгов, не превышает размера арендной платы, рассчитанного в соответствии с методикой, с того дня, с которого арендатор перестает соответствовать указанному требованию.
     Для подтверждения/ опровержения факта осуществления социально значимого вида деятельности в отношении объекта аренды Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - ККИ) 03.12.2021 проведена проверка фактического использования объекта нежилого фонда и по ее результатам составлен акт, где указано, что на объекте не осуществляется социально-значимый вид деятельности, часть объекта (часть помещения З) используется для размещения массажного кабинета «Gulimagnoli» и согласно сведениям сайтов http://www.instagrain.com/, http://www.facebook.com/, https://yandex.ru/ в Интернете ведется запись на массаж в этот массажный кабинет.
     На основании акта обследования от 03.12.2021 Комитет направил в адрес Организации уведомление о начислении с 03.12.2021 арендной платы с применением коэффициента равного единице.
     В результате повторных проверок, проведенных 14.03.2022 (акт                        № 07-12/0091) и 09.01.2023 (акт № 07-12/0865), установлено, что арендуемое помещение используется в соответствии с условиями Договора.
     Организация, ссылаясь в иске на то, что использует помещение в соответствии с условиями Договора, осуществляет социально значимый вид деятельности и, как следствие, имеет право на применение льготной ставки арендной платы согласно пункту 6 статьи 5-1 Закона № 149-51, просила признать незаконными действия Комитета по одностороннему изменению условий Договора и обязать Комитет сделать перерасчет арендной платы с учетом применения коэффициента социальной значимости менее единицы за весь спорный период - с 17.06.2022 по настоящее время включительно.
     Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в части признания незаконными действий Комитета по перерасчету арендной платы.
     Суд апелляционной инстанции, рассмотрев жалобу в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, оставил решение от 10.10.2024 в обжалуемой части без изменения.
     Поскольку решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска в суде апелляционной инстанции не обжаловалось, его правомерность в указанной части суд кассационной инстанции не проверяет.
     Проверив обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд округа пришел к следующим выводам.
     Порядок определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен Законом                  № 149-51.
     Пунктом 6 статьи 5-1 Закона № 149-51 (таблица) установлены значения коэффициентов социальной значимости (Кс), условия применения которых определены в примечаниях к означенной таблице.
     Порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 377-57 (далее - Закон № 377-57).
     Согласно пункту 2 статья 4 Закона № 377-57 подтверждение соответствия деятельности арендатора в арендуемом объекте нежилого фонда установленным требованиям осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, не реже одного раза в год. Если в процессе осуществления социально значимого вида деятельности деятельность арендатора перестает соответствовать установленным требованиям, льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда не применяются, а арендная плата рассчитывается и взыскивается в полном объеме (пункт 3 статья 4).
     Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2005 № 2002 утверждено Положение о порядке подтверждения соответствия деятельности арендаторов, которым предоставлены льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, требованиям, выполнение которых является одним из условий применения льгот (далее - Положение № 2002).
     Пунктом 3 Положения № 2002 определен порядок проведения ККИ проверок фактического использования арендуемых объектов нежилого фонда арендаторами, которым предоставлены льготы по арендной плате, в целях установления фактов использования арендаторами для осуществления социально значимого вида деятельности определенного процента площади арендуемого объекта нежилого фонда в соответствии с примечаниями к таблице пункта 6 статьи 5-1 Закона № 149-51.
     Согласно пункту 3.4 Положения № 2002 по результатам проверки составляется акт проверки фактического использования арендуемого объекта нежилого фонда по форме, утвержденной ККИ; акт должен содержать информацию о проценте площади арендуемого объекта нежилого фонда, используемой для осуществления социально значимого вида деятельности.
     В соответствии с пунктом 3.5 Положения № 2002 акт проверки фактического использования арендуемого объекта нежилого фонда, зафиксировавший неисполнение арендатором требования по использованию для осуществления социально значимого вида деятельности определенного процента площади арендуемого объекта нежилого фонда, является основанием для расчета арендной платы без применения льгот по арендной плате с указанной в акте проверки фактического использования арендуемого объекта нежилого фонда даты проведения проверки.
     При рассмотрении спора по существу суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, в том числе акт обследования объекта от 03.12.2021, руководствуясь приведенными нормами права, установили, что Комитетом не доказано несоблюдение Организацией требования пункта 6 статьи 5-1 Закона № 149-51 (строка 2 и примечание к ней): площадь размещенного в спорном помещении массажного кабинета установлена не была, соответственно, доказательства использования Организацией более 30% площади арендуемого объекта для осуществления иного вида деятельности, в материалы дела не представлены.
     В связи с этим суды обоснованно указали на отсутствие у Комитета оснований для одностороннего изменения размера арендной платы без применения коэффициента социальной значимости (Кс) в размере 0,1 и удовлетворили исковые требования Организации в соответствующей части.
     С учетом приведенного доводы Комитета о том, что ни условиями Договора, ни действующим законодательством не предусмотрена возможность повторного установления льготного коэффициента арендной платы после возобновления арендатором осуществления социально значимого вида деятельности, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
     Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении ими норм материального права, а лишь выражают несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
     В рассматриваемом случае выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
     Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

     решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2025 по делу № А56-47961/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

С.А. Нестеров

Судьи

М. В. Захарова
Е.В. Чуватина