Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2025 года. Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2025 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Чуватиной Е.В., при участии от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Макаровой Т.В. (доверенность от 25.10.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2025 по делу № А56-41406/2024, у с т а н о в и л: Крестьянское (фермерское) хозяйство «Русский Нетель», адрес: 188353, Ленинградская обл., д. Горки (Веревское с/п), пер. Солнечный, д. 2, ОГРН 1234700004472, ИНН 4705099821 (далее - КФХ «Русский Нетель»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1037843029498, ИНН 4700000483 (далее - комитет), о признании незаконным уведомления от 18.04.2024 № 01-14-11- 5913/2024 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в собственность (за плату), аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов», об обязании комитета заключить договор аренды земельного участка площадью 70 004 кв.м с кадастровым номером 47:03:0605001:47, расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский муниципальный район, Плодовское сельское поселение, вблизи п. Уральское, сроком на 4 года 11 месяцев для растениеводства, в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решением суда от 12.08.2024 в удовлетворении требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 17.02.2025 решение отменено, признано незаконным уведомление от 18.04.2024 № 01-14-11-5913/2024, комитет обязан возобновить оказание государственной услуги и принять решение по заявлению КФХ «Русский Нетель», предусмотренное статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В кассационной жалобе комитет просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что постановление апелляционного суда не отвечает принципу исполнимости судебного акта, полагает, что в настоящий момент заявление не соответствует требованиям административного регламента. Податель жалобы ссылается на то, что при рассмотрении обращения о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:03:0605001:47, была выявлена и устранена реестровая ошибка, путем исключения пересечения границ земельного участка с береговой линией. Податель жалобы ссылается на то, что в настоящий момент испрашиваемый земельный участок имеет иные характеристики, касающиеся площади земельного участка; а также на то, что 26.09.2024 заключен действующий до настоящего времени договор аренды земельного участка с кадастровым номером 47:03:0605001:47 по заявлению Колобова Е.В. Как утверждает податель жалобы, названные обстоятельства делают невозможным исполнение решения суда. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. КФХ «Русский Нетель» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Материалами дела подтверждается следующее. В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 70 004 кв. м с кадастровым номером 47:03:0605001:47, расположенный по адресу: Ленинградская область, Приозерский муниципальный район, Плодовское сельское поселение, вблизи п. Уральское, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - «садоводство, огородничество, растениеводство», находится в собственности Ленинградской области. КФХ «Русский Нетель», ссылаясь на основания предоставления земельных участков без проведения торгов, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.3, подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обратилось в комитет с заявлением от 29.03.2024, в котором просило предоставить без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 47:03:0605001:47 в аренду на срок 4 года 11 месяцев в целях растениеводства. Комитет уведомлением от 18.04.2024 №01-04-11-5913/2024 отказал в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в собственность (за плату), аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов» на основании пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, указав на наличие ограничения (обременения) в использовании испрашиваемого земельного участка, предусмотренного статьей 56 ЗК РФ, в связи с установленными Водным кодексом Российской Федерации зонами «водоохранной зоны оз. Отрадное» и «прибрежной защитной полосы оз. Отрадное». Ссылаясь на то, что принятое комитетом решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным и нарушает законные права и интересы КФХ «Русский Нетель», последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции посчитал, что испрашиваемый земельный участок находится в границах водоохраной зоны озера Отрадное, пришёл к выводу о том, что отказ комитета, изложенный в уведомлении от 18.04.2024 № 01-14-11-5913/2024, соответствует положениям пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, и отказал в удовлетворении требований крестьянского фермерского хозяйства. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришёл к выводу о том, что комитет не доказал наличие указанного в оспариваемом заявителем уведомлении основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду (расположения земельного участка полностью в границах водоохраной зоны), сослался на то, что невозможность предоставления участка по основанию, предусмотренному подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ во взаимосвязи с пунктом 34 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321, не являлась основанием для принятия комитетом обжалуемого отказа, в связи с чем обязал комитет возобновить оказание государственной услуги и совершить действия, предусмотренные статьей 39.17 ЗК РФ. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из изложенных в кассационной жалобе доводов, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Согласно подпункту 12 пункта 2 той же статьи без проведения торгов договор аренды земельного участка может быть заключен в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно пункту 2 указанной статьи предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Как следует из пункта 7 этой же статьи, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований: 1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; 2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее. Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Отказывая в предоставлении земельного участка заявителю, комитет сослался на пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов является расположение испрашиваемого участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно пунктам 13 и 14 статьи 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса. Как следует из статьи 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. В границах водоохранной зоны запрещается 1) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах, размещенных на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Суд апелляционной инстанции применил положения пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пришел к обоснованному выводу о том, что запрет на предоставление земельного участка в водоохраной зоне не установлен, в отношении водоохраной зоны установлены особые условия её использования, установленные статьей 65 Водного кодекса РФ ограничения не препятствуют использованию испрашиваемого земельного участка в соответствии с целью, указанному в заявлении. Апелляционный суд проанализировал сведения из представленного по запросу суда ответа Невско-Ладожского бассейнового водного управления о том, что в настоящее время Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области границы водоохранной и прибрежной защитной полосы озера Отрадное в Приозерском районе не установлены, при формировании и использовании земельного участка вблизи данного водного объекта необходимо исходить из того, что водоохранная зона озера Отрадное составляет 50 м, а также сведения, полученные из публичной кадастровой карты, согласно которым спорный земельный участок располагается в крайней точке на расстоянии 178 м, и обоснованно сослался на то, что комитет не представил доказательств, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах водоохраной зоны. Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемое заявителем уведомление комитета об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка несоответствующим требованиям закона и нарушающим права крестьянского фермерского хозяйства. Поскольку при рассмотрении настоящего спора в арбитражном суде в своих возражениях на заявление крестьянского (фермерского) хозяйства комитет ссылается на обстоятельства, связанные с невозможностью предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду по основанию, изложенному в подпункте 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ во взаимосвязи с пунктом 34 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», которые не являлись основанием для принятия обжалуемого отказа, суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями, приведёнными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признал оспариваемое решение комитета незаконным и возложил на комитет обязанность возобновить оказание государственной услуги и принять решение по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства. Изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о принятии судом апелляционной инстанции неправильного решения. Изменение площади земельного участка в связи с устранением реестровой ошибки и исключением пересечения границ земельного участка с береговой полосой, на которое ссылается податель жалобы, не свидетельствуют о невозможности исполнения принятого судебного акта. Изложенные в кассационной жалобе обстоятельства, касающиеся того, что судебное заседание апелляционного суда состоялось в отсутствии представителя комитета, не подтверждены доказательствами, поэтому не могут быть приняты судом округа. С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2025 по делу № А56-41406/2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
|